Основные этапы развития отечественной политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, реферат

Краткое описание

Политическая мысль Киевской Руси – развивалась под влиянием политико-правовой мысли Византии.
Итак, принятие в 988 г. Христианства имело огромное значение для укрепления феодального порядка, усиления древнерусского государства и княжеской власти. Оно пришло на смену идолопоклонническим формам религии, отвечая потребности общества в новом типе идеологии и мировоззрения. Христианство привлекло древнерусское государство к политической и культурной жизни европейских народов, оказывало содействие развитию письменности и образования. Вместе с христианским учением в Давнюю Русь начали проникать новые политические понятия, с помощью которых осознавались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политических соображений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, путь укрепления княжеской власти.
7.Становление современной украинской политической мысли

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 25.09 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки, спорта и молодежи Украины

ГВУЗ  «Украинский государственный химико-технологический университет» 
 
 

Кафедра политологии 
 
 

Реферат

На тему:

Основные этапы развития отечественной политической мысли

 
 
 
 
 

Выполнила: ст.гр. 4-ТЖ-33 Анисимова А.Ю.

                                                          Проверила: Перфилова А.А.

 
 
 
 
 

Днепропетрорвск

2011

Основными этапами развития политической мысли  в Украине являются:

   1.Политическая мысль Киевской Руси – развивалась под влиянием политико-правовой мысли Византии.

     Итак, принятие в 988 г. Христианства имело огромное значение для укрепления феодального порядка, усиления древнерусского государства и княжеской власти. Оно пришло на смену идолопоклонническим формам религии, отвечая потребности общества в новом типе идеологии и мировоззрения. Христианство привлекло древнерусское государство к политической и культурной жизни европейских народов, оказывало содействие развитию письменности и образования. Вместе с христианским учением в Давнюю Русь начали проникать новые политические понятия, с помощью которых осознавались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политических соображений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, путь укрепления княжеской власти. К памятникам древнерусской литературы, в которых отображена актуальная для того времени политическая проблематика, относятся «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (1049 г.), летопись «Повесть временных лет» (1113 г.), «Поучение Владимира Мономаха» (1125 г.), поэма «Слово о полку Игореве» (XІІ ст.), «Моления Даниила Заточника» (1229 г.) и др. Главные идеи этих произведений – равноправие русского народа с другими европейскими народами; – единство русской земли; – защита угнетенных от нарушений законов внутри страны. Наибольшего развития Древнерусское государство достигло в ХІ ст. во времена княжения Ярослава Мудрого, но после него началось дробление государства и во второй половине ХІІ ст. она распалась на отдельные княжества.

   Итак, двумя главными концепциями общественно-политической мысли Киевской Руси были концепция «богоугодного повелителя» (Феодосий Печерский и Нестор-летописец) и концепция «княжеского одновластия» (митрополит Илларион и К. Смолятич). Концепция «богоугодного повелителя» основывалась на:

   - Идее божественной природы власти;

   -Идее духовного наставления над светской властью;

   -Идее  о необходимости объединения  киевских князей вокруг церкви, а не вокруг великокняжеского  трона.

   Концепция «княжеского одновластия» утверждала, что:

   -Сильная  монархическая власть является  залогом территориальной целостности  государства;

   -Церковь  должна служить государству, охраняя  общегосударственный централизм;

   -«Закон»  и «благодать» противоречат друг  другу: закон разъединяет народ, потому что возвышает одних и угнетает других, а благодать подарена всему человечеству;

-христианство  должно служить объединению страны, а церковь – государству и  его правителю.

   Владимир  Мономах в труде «Поучение  детям» давал наставления государственным  деятелям относительно принципов управления. Правитель должен быть ответственным, справедливым, мудрым, способным к  борьбе с врагами, удержания в  подчинении бояр и удельных князей. Суд и наказание должны быть справедливыми. Мономах всячески подчеркивал, что  правитель должен быть образцом совершенства. Он призывал князей к примирению, прекращению междоусобных войн ради Руси.

 

2.Политическая  мысль переходного периода (XIV- І половина XVI вв.) – разработка идей естественного права и так называемой «пирамиды власти». Постепенное освобождение политической науки от теологии, отстаивание принципа невмешательства церкви в государственные дела. Основные представители: Ю. Дрогобыч, С. Ореховский.

 

3. Политическая  мысль периода от Люблянской  унии до казацко-гетманского периода  – политическая мысль представлена  полемической, культурно-просветительской  литературой.

Параллельно существуют 2 направления:

а) ориентированные  на унию православия и католицизма;

б) антиуниатские  идеи, необходимость реформ православной церкви.

Основные  представители: М. Смотрицкий, И. Вышинский, П. Скарга,

Х. Филалет.

В этот период происходит культурный подъем в Украине (конец XVІ – нач. XVІІ ст.) – появление братств. Это были - общественно-образовательные православные объединения городского населения.

К этому  периоду относится творчество писателя-демократа, идеолога крестьянских масс Ивана Вышинского (1545-1620 гг.). Его политическое учение было направлено не только против национально-религиозного угнетения, но и против политико-правовой системы Речи Посполитой. Его взгляды  были проникнуты идеей равенства  всех людей от рождения.

4. Политическая  мысль казацко-гетманского периода  – синтез традиционализма и  новаторства, положенный в основу  возрождение украинской государственности.  Создание теории образованного  абсолютизма. Основные представители:  П. Могила, С. Яворський, Ф. Прокопович, П. Орлик.

П. Могила (1596-1648 гг.) – Развил идею верховенства православной церкви, которая противопоставлялась  польскому королю. Выступал за повышение  роли церкви в государстве и обществе, ее контроль над светской жизнью страны. Был против вмешательства государства  в церковные дела. В целом же отводил церкви роль советника, а  не предводителя в политической сфере.

Ф. Прокопович (1681-1736 гг.) – первым в условиях российской державы создал теорию просвещенного  абсолютизма, опираясь на теории естественного  права и общественного договора. По его мнению, приоритетной должна быть светская власть, церковь должна подчиняться государству. Абсолютный монарх, как верховный носитель государственной  власти, находится над всеми гражданскими законами, и все его действия, направленные на всеобщее благо, оправданны.

П. Орлик (1672-1742 гг.) – наиболее полно его  взгляды отразились в «Конституции законов и вольностей войска Запорожского». Конституция основывалась на идее разделения властей. Законодательная власть принадлежала Генеральной Раде, исполнительная –  гетману, который в своих действиях  был ограничен соответствующими законами, суд должен был действовать  независимо в виде Генерального суда. Старшина и Рада имеют право выступить  против гетмана, если он нарушает законы. Все государственные правители  снизу доверху должны избираться. Государственная казна отделяется от гетманского имущества и передается в специальное управление. Устанавливается  равенство в выполнении государственных  обязанностей. Впервые определялся  механизм социальной защиты населения.

Г. Сковорода (1722-1794 гг.) – свою главную цель он видел в том, чтобы разбудить  народ, помочь ему осознать себя как  активную творческую силу в обществе. В своих произведениях отстаивал  интересы трудового народа и его  права, честь и достоинство. Свой социальный идеал видел в обществе, формой правления которого будет  республика, основанная на справедливости, равенстве, дружбе, где каждый человек  сможет трудиться и приносить  пользу себе и обществу. В этом обществе будут существовать законы, которые  обеспечат свободу всем гражданам, независимо от материального положения, пола, расовых и религиозных различий, никто не будет препятствовать гражданам занимать посты даже в высших органах власти, государственный аппарат будет демократичным. Сковорода был убежден: если во всех странах мира люди будут свободными и утвердится принцип «сродности» труда, то на земле воцарятся общее братство и справедливость. Путь к идеальному обществу, где все равны, он видел в воспитании и самовоспитании.

В этот период также была создана Киево-Могилянская академия, первое высшее учебное заведение во главе с Петром Могилой.

Преподавателями  академии были религиозные и общественные деятели: Ф. Прокопович, И. Галятовский, Л. Баранович и другие, которые отстаивали идею независимости Украины от Польши и союз с русским народом.

5. Политические  теории XIX века – разработка широкой  политической программы борьбы  за освобождение украинского  народа. Отказ от культурно-территориальной,  культурно-социальной славянской  федерации. Основные представители:  М. Костомаров, М. Драгоманов, И.  Франко, Ю. Бачинский.

М. Драгоманов (1841-1895 гг.) – анализируя государство  он считал, что ее суть, прежде всего, заключается в правах, которыми наделены в ней граждане, в правовом статусе  личности. Суть его программы политической борьбы для украинцев заключалась  в том, чтобы добиться политических реформ, демократизации и федерации  в рамках России и Австро-Венгрии. Он считал, что национальные права  могут быть осознаны на почве политических свобод: чем больше политических свобод, тем больше национальных прав. Социализм  Драгоманов рассматривал как способ утверждения социальной справедливости и повышения благосостояния народа.

И. Франко (1856-1916 гг.) – зарождение государства  он связывал с появлением частной  собственности и расслоением  общества на антагонистические классы.

Наиболее  важным признаком государства считал обособление от государства управленческого  аппарата, который выступает как  аппарат насилия. Будущее общество Франко представлял как содружество  людей труда, которое создано  на принципах равенства, установленной  полной гражданской и политической свободы. Последнюю он понимал как отсутствие политического давления сверху, народ сам управляет снизу, трудится сам по себе, сам образовывается и сам защищается. Франко поддерживал приоритеты непосредственной демократии. Главным средством осуществления народом своей власти должны быть громады, которые выполняют все функции управления обществом.

6. Политическая  мысль XX века – повышение уровня  национального политического сознания, борьба за национальное возрождение  государственность. Основные представители:  В. Винниченко, М. Михновский, В.  Липинский, Д. Донцов.

М. Михновский (1873-1924). «Самостоятельная Украина». Первым заявил о колониальном статусе Украины  в составе Российской империи. По его мнению, «государственная самостоятельность  является главным условием существования  нации». Он предлагал идти к независимости  проторенными путями западных стран, используя  творческий потенциал национализма европейского типа. Ему принадлежит  максималистский лозунг: «Украина –  для украинцев!».

В. Липинский (1882-1931 гг.) является одним из авторов  доктрины украинского консерватизма. Утверждал, что политическим идеалом  для Украины является наследственная монархия, возглавляемая гетманом как  символом украинской национальной идеи. Необходимо создать особенный политический режим власти – классократию, который  является противовесом республиканской  парламентской демократии. Суть классократии заключается в господстве активного  меньшинства (аристократии), которое  состоит из лучших (по духу, способностям, активности) людей.

Реализация  доктрины консерватизма обуславливается  распространением консервативной идеологии, христианской религии и солидарности.

Д. Донцов (1883-1973 гг.) «Национализм». Вошел в  историю украинской политической мысли  как автор идеологии «интегрального»  национализма. Основанием украинского  национализма, по его мнению, были волевой  принцип, постоянное стремление к борьбе за независимость, романтизм и фанатизм в национальной борьбе, синтез национального и интернационального, необходимость воспитания новой политической элиты, ориентация на принуждение в борьбе за независимость.

Информация о работе Основные этапы развития отечественной политической мысли