Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:31, реферат
Всемирная история политических идей - одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. Историческая последовательность политических учений в обобщенном виде фиксирует богатый политико-правовой опыт прошлых поколений. Через историю политических учений историческая память оказывает заметное влияние на практику решения политических проблем современности.
Международная Образовательная Корпорация
Казахская Головная Архитектурно – Строительная Академия
Дисциплина:
Политология
СРС 1: «Основные этапы развития политической науки»
Ст-ка гр. Арх 10-3
Пожидаева Л.
Проверила:
Ассоц. Проф.
Джаныкулова С.К.
Алматы 2012 г.
Введение
Всемирная история политических идей - одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. Историческая последовательность политических учений в обобщенном виде фиксирует богатый политико-правовой опыт прошлых поколений. Через историю политических учений историческая память оказывает заметное влияние на практику решения политических проблем современности.
Политические учения Древнего Востока и Античности
Как свидетельствуют историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра.
Из древнейших учений несомненный интерес представляет религиозно-политическое учение брахманизма (Древняя Индия).
В соответствии с ним общество делится на 4 варны (сословия) К ним относились брахманы (жрецы, учителя), кшатрии (правители, воины), вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы), шудры (слуги). Собственно, в политической жизни участвовали только первые две варны, они принимали законы и управляли государством. Это учение теснейшим образом было связано с религиозными идеями и являлось составной частью древнеиндийской мифологии.
Другим центром цивилизации в Древнем Мире был Китай. Эта страна представлена в истории политической мысли прежде всего учением Конфуция (551 - 479 г г. до н. э.). По этому учению идеальной моделью государственного устройства является семья. В таком государстве император играет роль отца, а подданые - детей. В управлении государством император опирается на благородных мужей, которые подготовлены к такой работе особой системой воспитания и образования. Законы такого государства опираются на традиции и культовое почитание предков.
Политические идеи разрабатывались
не только в Древнем Китае и
Индии. Среди источников древневосточной
политической мысли следует назвать
Пятикнижие Моисея в Ветхом завете,
древневавилонский политико-
Своего наивысшего развития политическая
мысль древности достигла в период
Античности (Древняя Греция и Рим).
Особенность политического
Многие историки считают основателем политической науки великого древнего философа Платона (427- 347 г.г. до н. э.). В своих произведениях ("Государство", "Политика", "Законы") он сформулировал представление об идеальном государстве, подчиняющемся закону справедливости. Такое государство опирается на строгие сословные основания. Первое сословие философов (мудрецов) устанавливает законы государства, сословие стражей защищает государство и следит за соблюдением законов, третье сословие (земледельцы, ремесленники, купцы) обеспечивают государство материально. Смысл справедливости в идеальном государстве заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей и получении за это соответствующего вознаграждения.
Идеальное государство не может долго существовать в реальных условиях и соответствующие ему формы правления (монархия, аристократия) последовательно ухудшаются в четырех других формах государственности. К ним относятся тимократия - власть честолюбцев, олигархия - господство немногих богатых над беднеющим большинством, демократия - власть большинства, опьяненного свободой и вседозволенностью, демократию сменяет тирания - власть одного над всеми (по мнению Платона, наихудший вид правления).
Другой великий греческий
Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов. Устойчивости и процветанию государства способствует формирование среднего слоя граждан, которые обладают "собственностью средней величины и умеренными взглядами". Гражданами считаются те, кому доступна одна из 4-Х функций: воинская, административная, судейская и жреческая. Равенство, считал Аристотель, предопределено человеку от рождения, рабы не входят в число граждан.
Значительный интерес для
Политические учения Средневековья и Нового Времени
Абсолютное господство религии в духовной жизни Средневековья наложило заметный отпечаток на круг политических идей и на взгляды мыслителей этого периода. Существование политики рассматривалось как дополнение к процессу христианизации народов. Правители государств занимались теми делами, которыми по тем или иным причинам не могла заниматься церковь.
Один из выдающихся политических теологов Августин Аврелий (353 - 430 г..г.) доказывал превосходство духовной власти над светской. Государство необходимо в силу грехопадения человека и неспособности самостоятельно выйти на путь веры. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах.
Идею божественного
Отход от чисто теологической
Макиавелли первым вводит понятие
государства (stato) как особого аппарата
управления, отделенного от населения.
Важнейшей своей задачей он считал
теоретическую разработку искусства
государственного управления. Политика
- удел немногих, но этому искусству
также нужно учиться. В своей
работе «Государь» Н. Макиавелли сформулировал
правила политического
В XVII веке в Европе начались буржуазные
революции, которые вывели на политическую
сцену третье сословие. Политическая
мысль в этот период приобретает
светский характер и гражданское
звучание. Разработки политических идей
получают характер научного обоснования.
В эту эпоху разрабатываются
проблемы естественных прав человека,
гражданского общества и общественного
договора, народного суверенитета,
правового государства и
Первую попытку
Томас Гоббс по своим взглядам был представителем естественнонаучного подхода в исследовании общества. Такая направленность его политических идей обнаруживается в трактовке государства как большого механического чудовища Левиафана, которое господствует над отдельными людьми. До возникновения государства люди жили, по мнению Гоббса, в диком состоянии Жизнь в таком состоянии напоминает "'войну всех против всех", в ней нет победителей. Люди постоянно стремятся выйти из состояния дикости, и в этом им помогает разум. Разум показывает людям законы жизни, которые соответствуют их собственной природе. По его мнению, первый закон гласит: в любой ситуации нужно стремиться к миру. Мир обеспечивается заключением договора, в котором каждый человек отказывается от части своих прав. Заключенный договор, по мнению философа, служит основанием для новой формы человеческого общения людей - государства Заключив договор, люди наделяют главу государства (верховную власть) правом следить за соблюдением договора и разрешением конфликтов. Государственная власть, по учению Гоббса, не имеет внешних ограничений, она никому не подчинена и не подотчетна, кроме законов разума. Она стоит над законами гражданскими, которые от нее только и могут получить силу. Она подобна душе в теле человека.
Джон Локк был младшим современником Томаса Гоббса, и его взгляды сложились во многом через критику взглядов последнего. Д. Локк полагал, что в естественном состоянии люди не ведут ожесточенную войну, а свободно занимаются своими делами, стремление к общению и миру заставляет их заключить общественный договор и создать государство.
Создав государство, люди передают ему только часть своих естественных прав, важнейшие, неотчуждаемые права (право на жизнь и свободу) они оставляют за собой. К числу неотчуждаемых естественных прав Локк относил и право частной собственности. Для сохранения неотчуждаемых естественных прав Локк предлагает строить государство в соответствии с принципом разделения властей. Разъясняя этот принцип, Локк указывает, что нужно различать три ветви власти: законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная - проводит законы в жизнь, а союзная - занимается внешней политикой Эти власти должны быть разделены. Это означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Законодательная власть среди них верховная, но она ограничена соблюдением неотчуждаемых прав человека.
В политической жизни Франции XVIII века большим влиянием пользовались политические идеи Ш. Монтескье (1689 - 1755 г.г) и Ж. Ж.Руссо (1712-1778 г г.).
Свое учение Ш. Монтескье изложил в знаменитом труде "О духе законов". По его мнению, человек, как существо разумное, может сам устанавливать свои законы, но как существо, привязанное к своим физическим потребностям, человек слаб и постоянно нарушает самим же
установленные законы. Слабость человека, с одной стороны, и стремление к обучению, с другой, толкают людей к объединению и созданию государства. Государство принудительным образом поддерживает законы, установленные человеческим разумом.
Монтескье устанавливает связь между законом и общественными и природными условиями, в которых живет тот или иной народ. На законодательный строй государства влияют религия, традиции, черты характера, образ жизни, особенности географической среды. Так, он утверждал, что в жарких странах вследствие общей размягченности жизненного ритма высока вероятность установления деспотической формы правления.
Французский мыслитель был сторонником разделения властей. Он усовершенствовал концепцию, предложенную Дж. Локком, и установил, что в каждом государстве есть три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная.
Информация о работе Основные этапы развития политической науки