Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 09:22, реферат
Цель данной работы заключается в раскрытии содержания основных этапов формирования политологии как науки.
Для достижения данной цели поставлены такие задачи как:
- рассмотреть политическую мысль Древнего мира;
- дать характеристику политической мысли эпох Средневековья и Возрождения;
- проанализировать политические концепции Нового времени.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Кафедра социальных наук
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Политология»
Специальность «Конфликтология»
на тему «Основные этапы становления политологии как науки»
Выполнила студент ___________ |
Проверил ____________ ____________________________ «____» ________________ 2015 г. |
г. Владивосток
2015
Содержание
Введение
Политология является одной из древнейших наук. Принято считать, что ее основание было заложено знаменитым Аристотелем в произведении «Политика». Политическая наука, пройдя в своем развитии ряд этапов, окончательное формирование получила во второй половине XІ века. С того момента развитие науки не прекратилось, а напротив, стало плодотворным.
Политическая наука на современном этапе, являясь самостоятельной, имеет свой объект и предмет исследования. Выделяют различные подходы при определении предмета политологии. Некоторые авторы понимают политологию как науку о политической сфере и политической деятельности в общем. Рассматривая политическую науку как единую и дифференцированную, они трактуют ее как обобщающую область о политике и ее взаимоотношениях с обществом и конкретными лицами. В данном случае политическая наука является совокупностью знаний о политике, системой специальных научных дисциплин, в которых изучаются политические процессы и явления. При этом политическая наука обладает своей четко выраженной спецификой.
Авторы другого подхода учитывают то, что политическая действительность изучается не только политической наукой, а и другими социальными науками, а это способствует расширению возможностей науки в познании политических процессов.
Цель данной работы заключается в раскрытии содержания основных этапов формирования политологии как науки.
Для достижения данной цели поставлены такие задачи как:
- рассмотреть политическую мысль Древнего мира;
- дать
характеристику политической
- проанализировать политические концепции Нового времени.
1. Политическая мысль Древнего мира
Современная политология основывается на фундаменте политической мысли предшествующих эпох. В глубокой древности, в частности в период возникновения раннеклассовых обществ и государств, создаются первые попытки осмысления сущности политических явлений. Первая форма объяснения новой социальной реальности является религиозно-мифологическим истолкованием природы властных отношений и социальной иерархии. Если ориентироваться на древние мифы, то земная организация жизни имеет божественное происхождение и выступает как отражение общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям или же вместе с последними продолжают оставаться вершителями земных дел1.
Далее политическая мысль, оторвавшись от мифологии, принимает наиболее рациональную форму. Рассматривая проблемы власти и социальный порядок доминирующую роль берет на себя философско-этический подход, который объясняет данные явления благодаря призмы достижений общего блага и справедливости. Подобную тенденцию можно заметить в учениях Конфуция, греческих философов и политико-правовой мысли Рима. Центр внимания древних мыслителей занимают вопросы, касающиеся принципов организации государства, проблем законов и справедливости, обоснования идеальной формы правления.
Мыслители Древней Греции в своих трудах анализируют античную социально-политическую практику. Государственность данного периода воплощается в форме полисов (небольшие города-государства и прилегающие к ним селения). Центр древнегреческой цивилизации - это афинский полис периода расцвета Демократии (VI-V вв. до н. э.). В работах античных авторов можно отметить понимание Закона, преобразующего Хаос в Космос.
К одному из яростных защитников идей компетентного правления и господства законов в организации полисной жизни относят Сократа. Он указывает на то, что править должны знающие люди, прежде всего, философы, а само правление выступает как искусство, к которому предрасположены только отдельные «лучшие» люди, благодаря своему рождению, воспитанию и обучению2.
Дальше античная политическая мысль получает свое развитие благодаря знаменитому философу Платону. Впервые политические идеи были изложены в виде отдельного политического трактата, написанного в форме диалогов: «Законы», «Государство», «Политик». Древнегреческий философ продолжает уже наметившуюся традицию обосновывая идеальную форму государства. Стоит отметить, что античная политическая мысль отождествляла общество и государство. Такой подход сохраняется вплоть до эпохи Нового времени. Другой проблемой, которую затронул Платон, является смена государственных форм3.
Большое значение для развития политической мысли оказали работы Аристотеля. Нередко его называют «отцом» использования сравнительного метода в политологии. Он применил два критерия для того чтобы выделить формы правления. Количественный критерий служит для определения того, сколько властвуют: один, немногие, большинство. Своеобразный качественный критерий - это принципы, которые лежат в основе власти: законность и забота об общем благе. Формы государства, базирующиеся на данных принципах, Аристотель относил к правильным и те из них, где правители нарушают законы и заботятся только о собственных интересах, - к неправильным.
Влияние работ Аристотеля на последующую политическую мысль было весьма значительным, а его оценка демократии как «плохая» форма правления нередко повторялась другими мыслителями до начала эпохи Нового времени. Однако сам Аристотель подходил к демократии дифференцированно, им было выделено пять ее видов4.
Греческая традиция обоснования наиболее правильной формы правления была продолжена древнеримской политической мыслью, но уже с учитывала новую политико-правовую практику. В 509 г. до н. э. в Риме утвердилась республиканская форма правления. К одним из виднейших представителей политической мысли данного периода и защитников республиканского правления относят знаменитого римского оратора и политика - Марка Туллий Цицерона. Он определил республику как «дело», «достояние народа», и подчеркнул, что сам народ - это объединение людей, которые связаны согласием в вопросах права и общими интересами.
2. Политическая мысль
Длительное время в эпоху Средневековья главенствовала христианская концепция политики. Она была создана Аврелием Августином и Фомой Аквинским. Развитие политической мысли проходило как развитие одной из отраслей богословия (теологии). Важнейшая её черта заключалась в признании превосходства, примата церкви над государством, это объясняется тем, что именно церковь, а не государство, как считали теологи, способна воплотить подлинное божественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о необходимости подчинения политической власти церковной.
Христианство способствовало появлению взглядов, согласно которым долг человека перед Богом является важнее долга человека перед государством. Необходимо отметить, что господство религиозного долга над политическим в известной степени сохраняется в Западной Европе и до настоящего времени.
В раннем средневековье наиболее крупным мыслителем считается Августин Аврелий (Блаженный), его учения стали основой католицизма. Особенно большой вклад он внес в учение, где выдели несколько видов власти (светская и духовная, государственная и церковная) и установил их взаимодействие5.
Наиболее полно дух эпохи Средних веков отразился в политической доктрине, созданной Фомой Аквинским (1225 – 1274) – философом, теологом, который являлся основоположником томизма. Он сформулировал тезис, который способен отразить все его мировоззрение: «Философия – служанка богословия». Заслуга Фомы Аквинского заключается в разработке теории закона. Человек, являясь гражданином христианского государства, имеет дело с законами четырех видов: вечный закон (Божественный разум, правящий Вселенной); естественный (отражение вечного права человеческим разумом, природные права человека); человеческий (позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла) и Божественный (библейские заповеди)6.
В позднее Средневековье стали появляться и все более усиливаться концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством.
Эпоха Возрождения рассматривается как поворотный пункт в развитии политической мысли. Возрождение и Реформация являются самыми значительными этапами развития позднего западноевропейского средневековья.
Наиболее яркий представитель политической науки в эпоху Возрождения - это великий итальянский гуманист, политический деятель Флоренции Никколо Макиавелли (1469–1527). Макиавелли в истории политической мысли является выдающимся историком и теоретиком политики, государственной власти, впервые выделившим политику как особую и самостоятельную область знания и человеческой деятельности, независящих от богословия и христианской морали.
Развитие политической мысли в эпоху Возрождения проходило не только в Италии, оно проявлялось и в остальных странах. Заметный вклад в сокровищницу политической мысли был внесен концепцией «государственного суверенитета», созданной французским политическим мыслителем, социологом, юристом Жаном Боденом (1530–1596). Данную концепцию, которая до настоящего времени остается в центре дискуссий в политической практики, была изложена им в трактате «Шесть книг о республике».
Эпоха Возрождения является периодом возникновения утопического социализма, который был представлен Т. Мюнцером, Т. Мором, Т. Кампанеллой и другими7.
Работы мыслителей эпохи Возрождения следует рассматривать как важный источник для последующего развития политической мысли, они внесли существенный вклад в политико-теоретическое знание своего времени.
3. Политические концепции Нового времени
Дальнейшее развитие политической теории в западных странах происходит на фоне буржуазных революций ХVI – ХIХ вв. Политические идеи нового класса – буржуазии, зародившиеся еще в эпоху Возрождения, получают свою всестороннюю разработку в Новое время. На его начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. В дальнейшем в произведениях мыслителей Нового времени гражданская концепция политики получает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъектов политики. В целом совокупность социально-политических идей, выдвинутых буржуазными мыслителями Нового времени, получила название либерализма (от лат. liberalis – свободный).
Политическая наука Нового времени связана с именами крупнейших ученых ряда стран, она как бы перемещается из одного государства в другое, следуя за бурными общественными событиями. Центрами политической жизни и соответственно политической науки становятся поочередно Голландия и Англия, США, Франция и Германия.
Некоторые исследователи отцом современной политологии считают англичанина Томаса Гоббса (1588–1679). Свое политическое учение он изложил в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Он считал, что источником власти монарха должен быть общественный договор, а значит, утверждал необходимость ограничений монаршей власти8.
Существенное развитие политические идеи получили в трудах мыслителей французского Просвещения. Его наиболее видными представителями являлись Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Жан Жак Руссо. В их произведениях принципы свободы и равенства трансформировались в развернутые политические учения9.
Так, развивая впервые сформулированную Дж. Локком теорию разделения властей, Монтескье доказывал, что политическая свобода может быть гарантирована только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной и судебной власти.
Логическим развитием демократических идей европейского Просвещения стали политические идеи американских мыслителей Бенджамена Франклина, Джона Адамса, Томаса Джефферсона, Джеймса Медисона, Александра Гамильтона и других10. Многие из выдвинутых ими идейных принципов и постулатов формировались в ходе борьбы США за свою независимость как политические требования, а затем были закреплены в конституционных документах.
Значительные заслуги в развитии политических идей принадлежат немецким мыслителям Иммануилу Канту, Иоганну Готлибу Фихте, Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю11.
Кант, к примеру, осуществил оригинальные разработки проблем государства и права. Высоко оценивая роль государства в жизни общества, он полагал, что оно призвано обеспечить эффективное сотрудничество между людьми как гарантию прогресса, но в то же время должно ограничить его рамками мирной борьбы. Кант сформулировал главные черты государства, основанного на принципах общественного договора и народного суверенитета: свобода, равенство, гражданская самостоятельность людей.
Таким образом, в произведениях западных мыслителей Нового времени заложены основы и разработаны важнейшие положения современной политической науки. Это идеи о земном происхождении государства, об общественном договоре, обусловленности политических отношений способом производства материальной жизни, такие демократические принципы, как свобода и социальные равенство индивидов, государственный суверенитет, народовластие, разделение властей, верховенство закона и другие. В этот период формируются основные идейно-политические течения – либерализм, консерватизм и социализм, принципы которых и сегодня продолжают оставаться базовыми для характеристики различных идейно-политических направлений, для оценки и анализа политической практики.
Информация о работе Основные этапы становления политологии как науки