Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:11, реферат
Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний;
отсюда- и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования:
1. неокейнсианскому;
2. неоконсервативному.
Основы антициклической политики
Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний;
отсюда- и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования:
Первое ориентируется
на регулирование совокупного
Таблица 1- Различия неокейнсианского и неоконсервативного регулирования
Признаки |
Неокейнсианство |
Неоконсерватизм |
Ориентация |
На спрос |
На предложение |
Цели |
Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) |
Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика) |
Приоритеты регулирования |
1. Налогово- бюджетная политика 2. Кредитно- денежная политика |
1. Кредитно- денежная политика 2. Налогово- бюджетная политика |
Оценка роли государства |
Поощрение |
Ограничение |
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по- разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по- разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей. Например, сторонники кейнсианских рецептов большое внимание уделяют бюджетной политике ( главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике. Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последнее время неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые главными ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования.
По- разному решается проблема
участия государства в
Несмотря на такие существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во- первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во- вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше надеются на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете- и производства.
Рост спроса на величину D1 D2 вызывает рост национального дохода от уровня ON1 до ON2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, стрелка на оси абсцисс показывает увеличение национального дохода.
Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно- денежной политике.
Кредитно-денежная политика
в этот период преследует те же цели,
что и налогово-бюджетная
Что же происходит в обратном
случае, то есть в период подъема
экономической конъюнктуры? Государство
в целях предотвращения перегрева
экономики и связанных с этим
болезненных явлений в
Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности.
Снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с ON1 до ON2.
В кредитно- денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банка. Но и в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно- денежной политики, так как в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.
В общем и целом, говоря
о политике, которую должно проводить
государство в целях
К. Эклунд рассматривает данный график с точки зрения кейнсианской модели: с помощью увеличения расходов и снижения налогов в период спада и снижения расходов и повышения налогов в период подъема предлагается смягчить безработицу в первом случае и инфляцию- во втором.
Но приведенный график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии и сдерживания, а сама система остается без изменений.
Все рассмотренные выше рекомендации, касающиеся поведения государства по отношению к циклу, применялись и продолжают целенаправленно применяться на практике. И именно в реальной жизни происходит оценка данных теоретических рассуждений и рекомендаций. Правительство стремится учитывать требования экономической ситуации и пытается бороться с дестабилизирующими явлениями, добиваться устойчивого хозяйственного развития. Отсюда и объяснение тех практических шагов, которые оно предпринимает. А эффективность этих шагов может быть реально оценена только по истечение определенного периода времени. Можно на конкретных примерах показать, как политика правительства изменяла свою направленность и чередовала стимулирующие и сдерживающие элементы для достижения стабильности в экономической жизни. В качестве примера можно рассматривать США и проследить данные явления в области экономической политики государства в послевоенный период.
В 50-60-е года в связи
с проявлением застойных
В 60-70-е годы общая экономическая
ситуация существенно меняется, а
значит, меняются и особенности борьбы
с циклическими колебаниями. В этот
период в силу активизации экономической
жизни и как результат
Таким образом, если в период 50-60-х годов политика государства была явно направлена на стимулирование государственного потребления, то в 60-70-х годах прослеживается тенденция его сокращения. Акцент делается на бюджетную сторону, хотя такого же результата можно было бы добиться путем повышения налогов. Однако повышение налогов- весьма непопулярная мера, поэтому правительство охотнее использует манипуляции с бюджетом. Кроме того, можно использовать и кредитно- денежную политику, а именно- повышение ставок ссудного процента, что и осуществляло правительство США в указанный период. Происходит заметное удорожание кредита (до 15% в год), это затрудняет получение средств на расширение производства, сдерживает инвестиции. Но все-таки большее внимание в этот период уделялось налогово-бюджетным инструментам, так как кейнсианская теория ориентируется на совокупный спрос, а сокращение государственных расходов или рост налогов напрямую воздействуют на спрос, в то время как кредитно- денежные механизмы оказывают опосредованное влияние через инвестиции.
На рубеже 70-80-х годов ситуация вновь меняется. Обнаруживается замедление темпов экономического роста, кризис отдельных отраслей, рост безработицы, снижение деловой активности. Необходимо было опять менять методы регулирования в соответствии с новым циклическим витком конъюнктуры. К власти приходят неоконсерваторы, которые отходят от кейнсианских рекомендаций и ориентируются на классические теории
(ограничение роли государства,
Появляется термин «таргетирование денежной массы», который означает регулирование размера денежной массы.
Основную причину инфляции монетаристы видят в чрезмерном росте государственных расходов, которые и предлагают сократить. Бюджет уже не может быть элементом серьезного государственного регулирования еще и по причине существенных дефицитов. В области налогово-бюджетной политики внимание переключается на налоговые мероприятия. В США в 60-е годы проводится налоговая реформа, которая предполагает снижение ставок налогов и снижение степени прогрессивности налоговой шкалы, это приводит к созданию дополнительных экономических стимулов роста производства. Но несмотря на внешнюю схожесть политики 80-х годов и политики 50-60-х годов, которую можно охарактеризовать как экономическую экспансию, они сильно различаются самим подходом к регулированию цикла. В 50-60-е годы основное внимание уделялось расширению спроса, и поэтому более важным считалось проведение успешной налогово-бюджетной политики.
В современных условиях возникает ряд новых факторов, о которых следует сказать особо в связи с осуществлением антициклической политики.
Первое- это явление синхронизации экономических циклов, наблюдающееся с 70-80-х годов, то есть совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связи между странами, распространением НТР и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже практически к нулевым результатам усилий в данной области.
Второе- это тот факт, что
усугублению конъюнктурных