Особенности зарубежного избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:07, реферат

Краткое описание

Избранию могут подлежать также судьи (в 29 штатах США). В Японии раз в десять лет избиратели могут проголосовать за смещение судьи Верховного суда.

Вложенные файлы: 1 файл

zarubezhnoe zakonodatelstvo.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)


Таблица 2

Особенности зарубежного избирательного права

 

Критерии сравнения

Российская  Федерация

Особенности зарубежного  избирательного права 

1.Избираемые органы  и должностные лица

Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, выборные должностные лица и представительные органы местного самоуправления.

Избранию могут подлежать  также судьи (в 29 штатах США). В Японии раз в десять лет избиратели могут проголосовать за смещение судьи Верховного суда.

2.Правовое регулирование  выборов

Источниками избирательного права  в РФ признаются:

1) Конституция РФ;

2) Международные договоры РФ, общепризнанные  принципы и нормы международного  права;

2) Федеральные законы, прежде всего

а) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

б) Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

в) Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;

3) Конституции (уставы) субъектов  РФ;

4) Законы о выборах субъектов  РФ;

5) Подзаконные акты, содержащие  нормы избирательного права.

1) Наличие в ряде стран кодифицированного правового акта – Избирательного кодекса (Аргентина, Беларусь, Бельгия, Бразилия, Египет, Камерун, Мадагаскар, Филиппины, Франция и некоторые другие страны; собственные избирательные кодексы приняты также в ряде штатов США при отсутствии подобного нормативного акта на федеральном уровне);

2) В некоторых федеративных  государствах нормативные акты  субъектов могут регулировать  общегосударственные выборы (Швейцария, выборы в верхнюю палату парламента – Совет кантонов)

3) Правовой обычай и судебный прецедент и правовая доктрина могут признаваться источниками избирательного права, причем не только в странах англо-саксонской правовой семьи (Великобритания, США, Индия), но и некоторых других (Ватикан при выборах Папы Римского, Лесото);

4) В США избирательный процесс (и прежде всего первичные выборы, праймериз) регулируется также правилами, принимаемыми политическими партиями (Верховный Суд США признал, что подобные правила имеют большую юридическую силу, чем законы штатов);

5) Особенно большое значение нормативных актов наднационального характера в государствах – членах Европейского Союза, где происходит активное формирование единого правового пространства.

3.Принципы избирательного  права

1) Объективные (нормативно-организационные) принципы относящиеся к организации выборов, избирательного процесса:

а) базовые: принципы свободных выборов, обязательности, периодичности, альтернативности, подлинности и нефальсифицированности выборов;

б) функциональные: принципы независимости избирательных комиссий, равенства кандидатов, избирательных объединений, гласности выборов, недопустимости иностранного влияния на избирательный процесс, финансовой дисциплины, полноты информационного обеспечения выборов;

2) Субъективные принципы (относящиеся к субъективному избирательному праву граждан): принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права, тайного голосования.

1) Принцип всеобщего избирательного права ограничен различными цензами (см. пп. 5 и 6 Таблицы);

2) Нарушения принципов равного избирательного права:

  • нарушение принципа равенства численности избирателей при формировании избирательных округов (имеет место в Великобритании в связи с пересмотром границ избирательных округов в среднем раз в 15 лет);
  • дискриминация женщин в некоторых государствах Востока (к примеру, Иордания);
  • дискриминация по профессиональному признаку (В Мексике и Бразилии не имеют права быть избранными военнослужащие, находящиеся на действительной службе). При этом встречаются и примеры позитивной дискриминации (в Китае, к примеру, военнослужащие находятся в привилегированном положении, избирая часть депутатского корпуса Всекитайского собрания народных представителей);
  • позитивная дискриминация по религиозному признаку (так, в Бутане 10 из 150 мест в парламенте отданы корпорациям монастырей), по месту проживания (парламент на о. Тайвань в Китае избирается только жителями острова)

3) Наряду с прямыми  выборами достаточно часто применяются  косвенные, чаще всего для избрания  верхних палат парламентов (Сенат Франции), главы государства (Президент США), иногда правительств и судей.

4) В ряде стран принцип  тайного голосования имеет дополнительную  гарантию - использование специальных  конвертов, в которые избиратель  предварительно вкладывает бюллетень(ФРГ);

5) В законодательстве  ряда стран предусмотрен принцип обязательный вотум, несоблюдение которого карается санкциями (Италия – исключительно морального характера, Австралия – штраф, Греция и Турция – лишение свободы, в Аргентине – лишение права занимать публичные должности в течение трех лет).

4.Избирательная система

1) мажоритарная абсолютного большинства  (в 1-м туре) и относительного (во 2-м) на выборах Президента РФ;

2) Пропорциональная на выборах  депутатов Государственной Думы  РФ;

3) На региональных и местных  выборах избирательная система  устанавливается в нормативных актах соответствующего уровня.

Применяемые избирательные  системы (в узком понимании значения данного термина как способа  распределения мандатов между кандидатами  в зависимости от итогов голосования) чрезвычайно многообразны, могут быть сведены к трем основным типам:

1) мажоритарная избирательная система и две ее разновидности:

а) абсолютного большинства (Национальное Собрание Франции);

б) относительного большинства (Палата общин Великобритании, Палата представителей и Сенат Конгресса США);

2) пропорциональная избирательная система (Сейм Польши)

3) различные виды полупропорциональных избирательных систем:

а) система ограниченного  вотума (Сенат Испании);

б) система единственного  непередаваемого голоса (на о. Тайвань  в КНР);

в) кумулятивный вотум (некоторые земли ФРГ, в частности, Бавария)

Также нередко встречается применение различных избирательных систем на одних и тех же выборах:

Так, смешанная избирательная система используется на выборах в Бундестаг ФРГ (половина депутатов избирается по пропорциональной системе в избирательных округах-землях, половина - по мажоритарной относительного большинства)

5.Ограничения активного  избирательного права

1)Возрастной ценз (18 лет);

2) Ценз дееспособности;

3)Не имеют права избирать  также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

1)Возрастной ценз. В большинстве стран 18 лет, но встречается и более низкий (17 лет в Корейской Народно-Демократической республике, 16 лет в Бразилии. Иране, на Кубе и в Никарагуа), а также более высокий (25 лет на выборах в Сенат Италии). Установление верхней границы возрастного ценза практически нигде не встречается, однако в Бразилии установлено, что граждане, достигшие возраста 70 лет могут принимать участие в голосовании, только если по своей инициативе подадут заявку о регистрации в качестве избирателя;

2) Ценз грамотности (так, в Эквадоре голосование для неграмотных является факультативным);

3) Ценз оседлости (во Франции для голосования на любых выборах необходимо не менее 6 месяцев прожить в территориальной единице низшего уровня коммуне);

4) Как правило, лишаются  избирательных прав недееспособные (в том числе душевнобольные), а также лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы либо лишенные публичных прав по решению суда.

6.Ограничения пассивного избирательного права

1) Возрастной ценз (25 лет на выборах в Государственную думу РФ, 35 лет - Президента РФ; не может превышать 21 год на региональных и местных выборах);

2)Не имеют права быть избранными:

а) граждане, признанные судом недееспособными;

б) находящиеся в местах лишения  свободы по приговору суда;

в) граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ, в настоящее время имеются с Туркменией и Таджикистаном);

г)граждане РФ, осужденные к лишению  свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, а также преступлений экстремистской направленности и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость;

д) Подвергнутые административному  наказанию за пропаганду или публичное  демонстрирование нацистской символики (ст. 20.3 КоАП), если голосование состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении наказания);

е) Граждане, в отношении которых вступившим в законную силу приговором суда установлен факт нарушения при проведении предвыборной агитации законодательства об экстремистской деятельности (если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или местного самоуправления, в который назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы). Данное ограничение применяется в том числе, если указанные нарушения либо действия совершило избирательное объединение, выдвинувшее кандидата (списки кандидатов);

3)Принцип несовместимости мандатов;

4) Запрет депутату заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, (за исключением преподавательской, научной и иной творческой).

1)Возрастной ценз, как правило, повышен по сравнению с активным избирательным правом (к примеру, 40 лет для сенаторов и 50 лет для кандидатов в Президенты в Италии).

2) Ценз гражданства (так, в США членом Палаты представителей может быть лицо, пребывающее в гражданстве не менее 7 лет, Сенатором – не менее 9 лет, Президентом может стать только гражданин США по рождению);

3) Имущественный ценз. Встречается крайне редко (в Бразилии кандидат в члены Сената должен обладать имуществом стоимостью не менее 4 000 долларов);

4) Ценз грамотности (к примеру, в Бразилии неграмотные не могут быть избраны);

5) Религиозный ценз (встречается во многих исламских государствах, к примеру, в Иране на выборах в парламент);

6) Моральный ценз (в Эквадоре отстраняются от участия в выборах пьяницы, бродяги и мошенники; в Пакистане кандидат в Национальное собрание должен иметь «хорошую моральную репутацию»);

7) Как правило, лишаются избирательных  прав лица, отбывающие наказание  в виде лишения свободы, а  также лишенные публичных прав по решению суда;

8) Несовместимость  мандатов (Установлена, к примеру, Избирательным кодексом Франции; вместе с тем ряд мандатов может быть совмещен, что порождает ситуацию, когда депутат Национального собрания является одновременно мэром крупного города);

9) Ограничение возможности переизбрания (как правило, не более одного раза)

10) В Мексике и Бразилии не имеют права быть избранными военнослужащие, находящиеся на действительной службе.

7.Избирательные органы

Иерархическая система избирательных комиссий (ЦИК, ИКСРФ, ИКМО, ОИК, ТИК, УИК)

В ходе избирательных  реформ, проходивших на протяжении всего ХХ в. и в начале ХХI в различных государствах, обнаружилась устойчивая тенденция к созданию самостоятельных органов, занимающихся организацией и проведением выборов, обособлению их от систем (подсистем) других государственных органов.

1) Специализированные судебные органы, занимающиеся исключительно избирательными делами.

а) Бразилия. Систему избирательных органов составляют Высший Избирательный Суд, региональные избирательные суды, избирательные судьи и избирательные советы.

б) Польша. Национальная избирательная комиссия (по три представителя Верховного Суда, Конституционного Трибунала и высшего Административного Суда), воеводские и участковые избирательные комиссии.

2) Самостоятельные коллегиальные избирательные органы.

При подобной системе  избиркомы в пределах своей компетенции  независимы от органов государственной  власти и не связаны рекомендациями политических партий и других общественных объединений. В подобном качестве избиркомы существуют, к примеру, в Австралии (Австралийская избирательная комиссия), Канаде (Федеральная судебная администрация), Никарагуа (Верховный избирательный совет). При этом в Никарагуа избирательная власть получила конституционное закрепление в качестве самостоятельной ветви власти.

3) Формирование избирательных  органов на паритетных началах органами законодательной и исполнительной власти, а также судебными органами.

Подобный порядок существует, к примеру, в Республике Корея, члены Центральной Избирательной Комиссии которой избираются на 6 лет в следующей пропорции: двое от Президента Республики Корея, двое от Национального Собрания и двое от Верховного Суда.

4) Возложение организационных  функций на органы, непосредственно не связанные с выборами.

Так, Правительство Швеции своим решением определяет, на какой государственный орган возлагаются обязанности избирательного органа (к примеру, Главное налоговое управление и его подразделения на местах).

5) Своеобразное сочетание способов 2 и 4 нам демонстрирует ФРГ, где имеется самостоятельный избирательный орган (Федеральная избирательная комиссия) и специальное уполномоченное должностное лицо (Федеральный руководитель выборов) на федеральном уровне, в остальном же полномочия могут возлагаться на должностных лиц  и органы, непосредственно с выборами не связанные (к примеру, на глав вдминистраций соотвествующих округов). Таким образом формируется сложная симбиотическая система избирательных органов и органов исполнительной власти, причем последние зачастую оказываются доминирующими.

8.Принцип гласности  в деятельности избирательных  органов.

1) На всех заседаниях избирательной  комиссии, а также при подсчете  голосов избирателей и осуществлении  ТИК, УИК работы со списками избирателей, бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать:

а) члены вышестоящих комиссий и  работники из аппаратов;

б) кандидат (в том числе в  составе списка), зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией;

в) доверенное лицо кандидата, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, зарегистрированного  данной либо вышестоящей ИК;

представители организаций, осуществляющих выпуск СМИ (в том числе при  подсчете голосов);

2) Институт наблюдателей (в том  числе иностранных);

3) Обязательная публикация всех  решений комиссии, непосредственно  связанных с подготовкой и  проведением выборов, в государственных  или муниципальных периодических  печатных изданиях, предоставление их в СМИ, доведение до сведения избирателей иным путем.

Данный принцип распространен  практически повсеместно, отражая  открытый демократический характер проведения выборов, предоставляя возможность  контроля со стороны всех участников избирательного процесса за действиями избирательных органов.

Так, в Мексике в год проведения выборов при Федеральном Избирательном Институте создается национальная Комиссия по наблюдению за выборами и Национальный комитет по проверке результатов голосования. Кроме того, в каждую из 94 000 участковых избирательных комиссий направляются по 2 представителя от каждой политической партии, участвующей в выборах. Итого в совокупности в наблюдателями и активистами (обычными гражданами, которых без всякого ограничения допускают на избирательные участки для наблюдения за ходом голосования) в работе избирательных комиссий принимают участие до 2,5 млн человек, при этом все они обязаны пройти месячные курсы, организуемые ФИИ.

В США принцип гласности в деятельности избирательных комиссий нашел свое отражение в том, что заседания ФИК открыты для всех желающих, за исключением закрытых заседаний (для обсуждения кадровых и конфиденциальных вопросов, некоторых аспектов нарушения законодательства). Также в США существует институт так называемых «избирательных судей», под которыми понимаются представители крупнейших политических партий (по одному от республиканцев и демократов), направляемые в каждую УИК.

Институт иностранных  и международных наблюдателей получил широкое развитие в 1990-х гг, в особенности в странах Восточной Европы, Азии, Латинской Америки. Не предусмотрен, к примеру, законодательством Польши.

9.Назначение выборов

Осуществляется:

1) Уполномоченным на то органом или должностным лицом (к примеру, Президентом на выборах в Госдуму, Госдумой на выборах Президента);

2) Организующими выборы избирательными комиссиями (в том числе в результате возложения на них такой обязанности судом, если они по каким-либо причинам ее не выполняют), если выборы не были назначены в порядке п.1 либо соответствующие органы (должностные лица) отсутствуют.

Решение о назначении выборов должно быть принято:

а)не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования  на федеральных выборах;

б) соответственно 100 и 90 на региональных;

в) соответственно 90 и 80 на местных.

1)Данная стадия может  отсутствовать, если дата выборов установлена законодательно. Ярким примером служат США, где выборы в Палату представителей и Сенат Конгресса проходят в 1-й вторник после 1-го понедельника ноября каждого четного года; избрание выборщиков на выборах Президента – в 1-й вторник после 1-го понедельника ноября високосного года, а избрание выборщиками Президента – в 1-й понедельник после 2-й среды декабря этого же года.

2) Назначение выборов уполномоченным на то органом или должностным лицом. Как правило, выборы главы государства назначает представительной орган и наоборот (Польша).

10.Регистрация (учет) избирателей,  составление списков избирателей

1.

Регистрация избирателей осуществляется:

1)главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения; может быть также возложена на руководителя территориального органа исполнительной власти города федерального значения;

2)командирами воинских частей.

Основаниями для регистрации являются:

а) факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев – места пребывания) на территории соответствующего муниципального образования;

б) факт нахождения места жительства в пределах расположения соответствующей войсковой части.

2. Составление списков  избирателей осуществляется соответствующей ИК (в том числе с использованием ГАС «Выборы») отдельно по каждому участку на основании сведений, представляемых уполномоченным на то органом или должностным лицом.

Основанием включения избирателя в список является:

а)факт нахождения его места жительства (в установленных законом случаях также места пребывания) на территории соответствующего избирательного участка;

б) наличие у гражданина открепительного удостоверения.

В зависимости от того, на ком лежит бремя регистрации, различают следующие ее разновидности:

1) публичная (обязательная):

а) путем ведения властями учета населения и его перемещения (Германия, Швеция, Швейцария);

б) путем составления  списка избирателей с помощью обхода. совершаемого должностным лицом «от двери к двери» (Канада, Великобритания).

При этом в Великобритании составление списков избирателей производится ежегодно и списки закрываются 15 февраля, после чего избиратель, сменивший место жительства, может проголосовать только по месту своего прежнего проживания.

2) личная (добровольная) (США, Франция).

11.Определение избирательных  округов, образование избирательных  участков 

1.

Определение избирательных  округов осуществляется организующей выборы избирательной комиссией;

При этом соблюдаются следующие  принципы:

а) примерное равенство одномандатных  избирательных округов по числу  избирателей. Предельно допустимое отклонение в одномандатных округах:

-не более 10%;

-не более 30% (в труднодоступных  или отдаленных местностях);

-не более 40% (на определяемых  законом субъекта РФ территориях  компактного проживания коренных  малочисленных народов).

В многомандатных составляет соответственно 10% (15% в отдаленных и труднодоступных  местностях).

б) избирательный округ должен составлять единую территорию;

в) учитывается административно-территориальное  устройство субъекта, муниципального образования

2.

образование избирательных участков осуществляется (не позднее чем за 45 дней до дня голосования) по согласованию с избиркомами:

а)соответствующими должностными лицами муниципалитетов; б)руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений;

в)командирами воинских частей.

При этом границы  избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Образование избирательных участков происходит также в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых).

1.

Избирательный округ представляет собой территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания депутатов представительных органов государства и местного самоуправления.

1) Выделяют следующие виды избирательных округов:

А. униноминальные (одномандатные, избранию от данного округа подлежит только один кандидат независимо от числа выдвигаемых; к примеру, департаменты, представляемые одним сенатором во Франции, штаты на выборах в Сенат Конгресса США);

Б. плюриноминальные (избранию подлежат несколько кандидатов – два, три и т.д.; к примеру, департаменты, представляемые двумя или тремя сенаторами во Франции, штаты, представляемые двумя сенаторами в США )

В. полиноминальные (избранию подлежат до нескольких десятков кандидатов; к примеру, 53 сенатора от штата Калифорния на выборах в Сенат Конгресса США).

2)Определение избирательных округов может осуществляться различными способами:

а) на базе территориальных  единиц (кантонов во Франции, штатов на выборах в Сенат США);

б) путем определения  границ избирательных округов соответствующими органами или должностными лицами (раз в 10 лет в зависимости от численности населения для выборов в Палату представителей США, раз в 15 лет – выборов в Палату общин Великобритании); при этом, как правило, соблюдается принцип равенства избирательных округов по численности населения (отклонение не более 25% на выборах в Бундестаг Германии, 20% - в Национальное Собрание Франции), а также по возможности соблюдаются границы административно-территориальных образований и муниципалитетов (Великобритания, Франция, ФРГ).

в) в качестве единиц избрания могут рассматриваться войсковые объединения, собрания избирателей по месту жительства, работы (Китай).

2.

Избирательные участки являются территориальными единицами, объединяющими избирателей общим местом голосования и выполняющие сугубо «техническое» значение удобства организации голосования. Образуются, как правило, одним из двух способов:

А) на базе административно-территориальных  единиц (коммуны в Бельгии, а также на выборах в Национальное Собрание Франции);

Б) в зависимости от численности избирателей (от 500 до 2 000 избирателей в Испании, от 100 до 800, а в труднодоступных местностях от 50 до 100 - в Италии)

12.Выдвижение кандидатов (списков кандидатов)

Осуществляется гражданами и избирательными объединениями по предоставлении следующих  документов:

1) заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности;

2) копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина;

3)копии документов, подтверждающих  указанные в заявлении сведения (об образовании, основном месте  работы или службы, занимаемой  должности, о том, что данное  лицо является депутатом);

4)сведения о наличии неснятой  или непогашенной судимости (в случае ее наличия);

5) сведения о размере и об  источниках дохода кандидата,  имуществе, принадлежащем депутату  на праве собственности (в том  числе совместной), о вкладах в  банках, ценных бумагах; сведения  о размере и источниках дохода супруга (если предусмотрено Федеральным законом).

Избирательная комиссия осуществляет проверку предоставленных сведений, сообщая о ее результатах избирателям.

Существуют следующие  способы выдвижения кандидатов:

1) самовыдвижение (Национальное Собрание Франции, Президент Польши);

2) выдвижение группами избирателей (не менее 100 000 на выборах в Сейм Польши, не менее 25 избирателей соответствующего избирательного округа на выборах в Фолькетинг Дании);

3) Выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями (Бундестаг ФРГ, Национальный Совет Австрии, Эдускунта Финляндии, Палата Представителей Японии). В некоторых странах (Польша) закреплена исключительная привилегия партий выдвигать кандидатов (списки кандидатов). В Китае допускается выдвижение кандидатов войсковыми объединениями (Всекитайское Собрание Народных Представителей), а также по месту жительства, работы (региональные и местные Советы народных представителей).

Особая процедура выдвижения кандидатов действует в США при проведении выборов Президента, палат Конгресса (Палаты представителей и Сената). Она включает в себя следующие стадии:

1) РЕГИСТРАЦИЯ ПЕТИЦИИ  О ВЫДВИЖЕНИИ (подается на федеральных  выборах в избирательный орган  уровня штата по согласованию  с партийным комитетом или  его лидером соответствующего уровня). При этом в некоторых штатах требуется также:

 а) сбор подписей определенного числа избирателей (к примеру, 40 000 в Джорджии), причем в случае, если кандидат позиционирует себя в качестве беспартийного либо принадлежащего к «малой» партии, подписи собираются только среди избирателей, зарегистрировавшихся в качестве беспартийных либо членов соответствующих партий (что также способствует сохранению лидерства двух ведущих партий);

б) внесение избирательного залога. К примеру, Избирательным кодексом Калифорнии предусмотрен размер залога, составляющий 2% (на выборах в Сенат) либо 1% (на выборах в Палату Представителей) от совокупного дохода кандидата за последний перед выборами год. При этом избирательный залог не возвращается.

2)РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ, имеющая сугубо предварительный  характер и означающая, по сути, допуск к следующей стадии  выдвижения.

3) ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ  ВЫБОРОВ (ПРАЙМЕРИЗ). Проходят обычно  в конце февраля – июле года  выборов и представляют собой  непосредственное голосование избирателей по выдвигаемым кандидатурам. Проводится партиям по вырабатываемым ими правилам (Верховный Суд США признал, что эти правила имеют большую юридическую силу, нежели законы штатов, поскольку выражают общенациональный интерес) с целью определить, какая кандидатура является наиболее популярной среди избирателей и затем в итоге именно ее выдвинуть на общегосударственных выборах. Существует два вида праймериз:

а) закрытые праймериз (каждая партия проводит голосование отдельно по своим кандидатам среди избирателей, зарегистрировавшихся в качестве ее сторонников);

б) открытые праймериз (каждый избиратель получает бюллетень, в котором содержится перечень партий и их кандидатов).

4) УТВЕРЖДЕНИЕ КАНДИДАТА  НАЦИОНАЛЬНЫМ ПАРТИЙНЫМ КОНВЕНТОМ  (происходит в течение июля-августа года выборов; только утвержденный конвентом кандидат может быть внесен в избирательный бюллетень)

13.Регистрация кандидатов (списков кандидатов)

Осуществляется избиркомами по соблюдении всех необходимых процедур. Возможны следующие варианты:

1)сбор подписей (необходимое число устанавливается законом и не может превышать 2% избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа);

2) внесение избирательного залога:

 а) единовременно и в полном  объеме;

б) исключительно за счет средств  соответствующего избирательного фонда;

в) в размере 15% от установленного законом  предельно допустимого размера  избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (законом субъекта может  быть уменьшен, но не менее 10%);

3) Вышеуказанные процедуры не  требуются в случае, если кандидат, политическая партия были допущены к распределению мандатов в соответствующем органе предыдущего созыва

Производится уполномоченными  на то избирательными органами и должностными лицами (чиновником по выборам в Великобритании, Конституционным советом во Франции, Государственной избирательной комиссией в Польше) в следующем порядке:

1) в качестве процедуры,  предваряющей завершение выдвижения  кандидатов (является условием допуска  к предварительным выборам, праймериз, в США, которые, в свою очередь, предваряют завершающий этап выдвижения кандидатов – одобрение из партийными конвентами)

14.Возможность внесения  избирательного залога

Допускается на выборах всех уровней. Сумма избирательного залога составляет 15% предельно допустимого размера избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; законом субъекта РФ для региональных выборов может быть уменьшен до 10%.

1)Предусмотрена законодательством  многих стран (Австралия, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Франция) в целях отстранения от участия выборах кандидатов и избирательных объединений, имеющих целью не избрание, а, к примеру, саморекламу (так, широкую известность в Великобритании получила постоянно баллотирующиеся в Палату общин «Партия лунатиков, бредящих кошмарами» и Кричащий Лорд Сатч). В США избирательный залог предусматривается законодательством отдельных штатов (см. п.12 Таблицы)

2) Размер избирательного залога варьируется:

- 500 фунтов стерлингов  на кандидата в Великобритании;

- 500 рупий в Индии;

- 200 канадских долларов  в Канаде;

- 2 млн иен в Японии;

- 100 новозеландских долларов  в Новой Зеландии.

3) В ряде стран избирательный залог возвращается в случае, если кандидат (список кандидатов) набрал по итогам голосования не менее установленного числа голосов:

- не менее 5% на выборах  депутатов Палаты общин в Великобритании, Президента во Франции;

- 4% по первой преференции в Австралии;

- 1\3 от избирательного  частного (наименьшего числа голосов,  необходимого для избрания одного кандидата, простейшим методом определения является деление общего числа поданных голосов на количество подлежащих распределению мандатов по методу Хэра-Нимайера) в Ирландии;

- 1\4 от избирательного  частного в Нидерландах.

Избирательный залог  не подлежит возвращению в США (в случае, если вообще предусмотрен законодательством отдельных штатов).

15.Информационное обеспечение   выборов.

Включает:

1)информирование избирателей (осуществляется  избирательными комиссиями  различных  уровней, органами и государственной власти и местного самоуправления, соответствующими должностными лицами, через СМИ);

2)предвыборную агитацию

Регламентация данной стадии избирательного процесса осуществляется законодательством  довольно подробно, включая, в частности:

- установление гарантий равенства кандидатов (избирательных объединений), включая предоставление бесплатного эфирного времени;

- установление ограничений при  проведении предвыборной агитации (запрет так называемой «негативной  агитации», подкупа избирателей  и т.д.).

Чаще всего в наименьшей степени урегулировано законодателем. Как правило осуществляется на основе соблюдения принципов равенства  кандидатов (Польша, США, Франция. ФРГ), предоставления бесплатного эфирного времени (Великобритания, Франция), запрет проведения предвыборной агитации в день голосования и накануне (Франция). В ряде стран имеется соя специфика, так, в США эфирное время представляется исключительно на платной основе, при этом на выступления по радио и на телевидении может быть потрачено не более 60% средств избирательного фонда; во Франции за информационную поддержку предвыборной агитации на телевидении отвечает специально создаваемый Высший совет по электронным СМИ.

16.Финансовое обеспечение  выборов

Включает:

1) финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов (осуществляется за счет средств соответствующего бюджета);

2) финансирование избирательных  кампаний кандидатов, избирательных  объединений (законодательно устанавливается  предельный размер избирательного  фонда, допустимые источники его формирования, система государственных дотаций обязательное предоставление финансовых отчетов кандидатов и избирательных объединений).

В избирательном законодательстве многих стран отсутствуют нормы  о государственном финансировании выборов (Дания, Люксембург, Нидерланды), однако в большинстве случаев государство оказывает финансовую поддержку кандидатам и избирательным объединениям в той или иной мере:

  • оплачивает расходы на печатание избирательных бюллетеней и агитационных материалов (Франция);
  • - предоставляет здания для проведения агитационных мероприятий (Великобритания);
  • предоставляет политическим партиям часть средств для формирования избирательного фонда (ФРГ).

Также практически во всех странах предусматривается  обязанность кандидатов и избирательных объединений предоставлять финансовые отчеты об источниках формирования и направлениях расходования избирательного фонда (США, Великобритания, Польша).

17. Проведение голосования

Законодательное закрепление единого  дня голосования (2-воскресенье марта, 2-е воскресенье октября), голосование традиционно проводится с 8.00 до 20.00, допускается голосование вне помещений для голосования, досрочное голосование, избиратель также может воспользоваться помощью другого избирателя для заполнения бюллетеня. Голосование по доверенности не допускается.

1)Непосредственное голосование  может проводиться:

а) в нерабочие дни (в большинстве стран, к примеру, в Австрии, Польше, ФРГ) из соображений удобства избирателей;

б) в рабочие дни (США). Связано с принципиально иным подходом к свободе выборов (считается, что избиратель найдет время проголосовать, если посчитает нужным).

2)Чтобы быть допущенным  к голосованию избиратель должен  быть внесен в списки избирателей,  а также в ряде стран (например, в Испании, Франции) подтвердить свою личность соответствующим удостоверением (избирательной карточкой).

3)Изготовление избирательных  бюллетеней, как правило, осуществляется  за счет государства, но в  некоторых странах (Испания) данная обязанность возложена на кандидатов и избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов.

4)Выбор избирателя  может обозначаться в бюллетене  различными способами:

- проставление крестика  или иного знака напротив выбранного  кандидата (списка кандидатов);

- подчеркивание название  списка или фамилии кандидата;

- вычеркивание остальных  кандидатов (списков кандидатов);

 вписывание от руки  фамилии кандидата (название партийного  списка) в полученный незаполненный  бюллетень;

5) Широкое применение  технических средств подсчета  голосов. Так, в США используются:

- сканеры (системы, принимающие бюллетени на бумажной основе);

- рычажно-механические  системы;

- автоматизированные системы подсчета  голосов с применением ЭВМ,  перфокарт, электронных маркеров  и электронных систем непосредственной  записи.

6) во многих странах  допускается голосование по почте (ФРГ) либо по доверенности (Великобритания, КНР, Франция, ФРГ). При этом число доверенностей, полученных одним избирателем, строго ограничено (не более двух в Великобритании, Франции, ФРГ; не более трех в КНР)

7) Как правило, допускается помощь со стороны другого избирателя, если избиратель не может проголосовать самостоятельно (в силу неграмотности, физического недостатка).

18. Подсчет голосов  и установление итогов выборов;  опубликование и обнародование  результатов выборов

Осуществляется соответствующими избирательными комиссиями (в том числе с использованием технических средств подсчета).

1)Данный процесс может  иметь различную продолжительность.  Так, в США, как правило, результаты выборов сообщаются только спустя несколько недель с целью как можно более тщательно подсчета голосов с возможным пересчетом. В Великобритании же, напротив, имя избранного кандидата оглашается немедленно; считается, что это является проявлением открытости и демократичности выборов, 2)Осуществляется соответствующими избирательными органами, причем на уровне участковых избирательных комиссий зачастую с активным привлечением добровольцев (США, ФРГ).

19. Наличие так называемого  «порога явки избирателей»

Отменен.

В большинстве стран  отсутствует. Но в Китае, к примеру, составляет 50%, в противном случае выборы признаются несостоявшимися

210 Наличие так называемого  «заградительного барьера»

7% на выборах в Государственную  Думу

Именуется также заградительным порогом, заградительным пунктом. Применяется  с целью ограничить пропорциональное представительство в пользу крупных партий для укрупнения фракций в парламенте и избежания межпартийных конфликтов.

Так, от распределения  мандатов отстраняются партии, собравшие  менее следующего числа голосов:

- 1, 5% в Израиле;

- 3% в Испании (в избирательных округах) и в Греции (в общенациональном масштабе);

- 4% в Болгарии;

- 5% в Германии, Венгрии, Польше (в избирательных округах);

- 7% в Польше (для общепольских списков);

- 8% в Германии (для блоков партий), Польше (для партийных коалиций);

- 12,5% на выборах в  Национальное Собрание Франции для участия во втором туре выборов.

Высокий заградительный пункт зачастую приводит к тому, что не учитывается волеизъявление значительной части избирателей (так, на выборах в 1990 г. в Чехословакии при заградительном пункте 4% не получили представительства 18,5% проголосовавших избирателей).

21.Основания признания  выборов недействительными или  несостоявшимися.

Выборы признаются несостоявшимися соответствующей ИК:

1) если голосование в допускаемых законом случаях проводилось по одной кандидатуре и за единственного кандидата проголосовало менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании;

2) если менее чем два списка  кандидатов при голосовании получили  право участвовать в распределении мандатов;

3) если за списки кандидатов, получившие согласно закону право  участвовать в распределении  мандатов, было подано в сумме  50% и менее голосов избирателей;

4) если все кандидаты выбыли  при проведении повторного голосования;

5)если законом предусмотрено проведение повторного голосования и ни один из двух кандидатов не получил необходимого для избрания числа голосов.

Выборы признаются недействительными:

1)если допущенные при проведении  голосования или установлении  итогов голосования нарушения  не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если они признаны недействительными  на части избирательных участков, в списки которых внесены в  совокупности не менее 1\4 всех  избирателей;

3) по решению суда.

1) Выборы могут признаваться несостоявшимися, как правило, в государствах. в которых существует «порог явки» избирателей в случае, если в день голосования на участки пришло менее установленного числа избирателей (50% в КНР на выборах во Всекитайское собрание народных представителей);

2) Выборы признаются недействительными, как правило, в результате установления компетентными органами (должностными лицами) нарушений, допущенных при их подготовке и проведении. Так, итоги выборов в Сейм и Сена Польши могут быть признаны недействительными Верховным судом вследствие выявления нарушений избирательных действий, связанных, в частности, с отказом в регистрации списка кандидатов, нарушением правил ведения избирательной кампании, искажениями Реестра избирателей.

22.Разрешение избирательных споров

1)Осуществляется судами общей  юрисдикции в соответствии с  правилами подсудности:

а) Верховным Судом (жалобы на решения, действия (бездействие) ЦИК РФ);

б) В суды субъектов (уровня верховного суда республики) - ОИК по выборам  в представительные органы субъектов –

в) Районные суды (прочие ИК)

2) Жалобы на неправомерные действия (бездействия) либо решения избирательных  комиссий рассматриваются также  вышестоящими комиссиями.

Встречаются следующие  модели разрешения избирательных споров

1) В судебном порядке:

    • Бразилия (система специальных избирательных судов);
    • Перу (специальные судебные органы, которым определено особое место в системе органов, занимающихся выборами);
  1. Сочетание административного и судебного порядка разрешения избирательных споров. Так, к примеру, в США в административном порядке разрешаются споры, касающиеся возможной ошибки при подсчете голосов или несоблюдения должной процедуры подсчета; в судебном порядке (судами общей юрисдикции) – споры о нарушении закона, а также установления правильности (или неправильности) списков избирателей;
  1. Сочетание судебного и внесудебного порядка разрешения избирательных споров. Так, в Великобритании в случае возникновения избирательного спора вначале прибегают к переговорам; в случае же, если найти взаимно приемлемое решение не удается, дело направляется в суд.

23.Возможность отзыва  избранного депутата, должностного  лица

Допускается на региональном и местном  уровне.

Возможность отзыва избирателями выборного лица была характерна для  избирательного права социалистических стран. В настоящее время сохранилась, к примеру, в Китайской Народной Республике применительно к представительным органам уровня ниже общегосударственного, Вьетнаме, на Кубе.. С подобной инициативой в КНР могут выступить:

А) не менее 30 избирателей соответствующего избирательного округа (отзыв состоится, если за него проголосует более половины избирателей данного округа);

Б) президиум или не менее 1\5 членов постоянных комитетов  собрания народных представителей избравшего данного кандидата(в период сессии), либо совет председателей ПК СНП (между сессиями). Для отзыва необходимо более половины голосов членов ПК СНП.

В некоторых странах  институт отзыва встречается на местном  уровне. К примеру, в США он предусматривается в законодательстве более трети штатов, а также федерального округа Колумбия и некоторых островных территорий (всего в 21 единице); также на местном уровне применяется в Японии, Швейцарии.

В Исландии Альтинг (парламент) большинством голосов может назначить референдум о досрочном сложении Президентом своих полномочий (при этом ему самому придется распуститься, если население не поддержит подобную инициативу).



Информация о работе Особенности зарубежного избирательного права