Особенности избирательной системы Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Содержание

Введение 2
1. Виды избирательных систем 3
2. Особенности избирательной системы Германии 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 41.90 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 2

1. Виды избирательных систем 3

2. Особенности избирательной системы Германии 10

Заключение 16

Список  использованной литературы 17

 

                                                                 Введение

 

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы  права. Как и всякая другая отрасль  права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право  закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право  закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы  осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму  государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок  деятельности высших и местных органов  государственной власти и управления, права и обязанности граждан  и подданных, избирательное право  и избирательную систему.

Актуальность  темы вызвана тем, что выбор избирательной (электоральной) системы – это  не техническое решение, поскольку  последствия этого выбора могут  оказать значительное влияние на всю политическую систему.

Задачами  данной работы являются рассмотрение видов существующих избирательных  систем, их сравнительный анализ. Целью  работы является изучение особенностей избирательной системы ФРГ.

 В  процессе теоретического исследования  мы пользовались нормативными  актами, специальной литературой  по конституционному праву зарубежных  стран, а также специальными  работами по этой теме, опубликованными  в периодических изданиях и  на Интернет-сайтах.

 

                              1. Виды избирательных систем

 

Демократический режим – характеризуется  политической свободой граждан. Свободой выбирать и быть избранным. Свободой выражения мнений, как во время  выборов, так и после. Гарантией  государства, на равные условия при  выборах. В выборах всегда присутствует элемент соревнования и борьбы.

Демократия неотделима от выборов, так как власть народа в современном  государстве не может осуществляться никак иначе как через выборных представителей, а потому и называется представительной.

Выборы – это поистине необходимое  условие демократии.

Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие  граждан в выборах, их организацию  и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).1

Обладание как активным, так и  пассивным избирательным правом законодательство различных стран  связывает с определенными требованиями, которым должен отвечать гражданин. Они именуются избирательными цензами.

В настоящее время в большинстве  стран активное избирательное право  предоставлено гражданам с 18 лет. Имеются примеры более низкого  возрастного ценза:

в Корейской Народно-Демократической  Республике граждане имеют право  голоса с 17 лет, на Кубе и в Никарагуа  с 16 лет.

Пассивное избирательное право  предполагает, как правило, более  высокий возрастной ценз. В России право баллотироваться на пост депутата Государственной Думы имеют граждане, достигшие 21 года. Сенатором в США  может стать гражданин не моложе 35 лет. Обычно довольно высокий возрастной ценз устанавливается для лица, баллотирующегося на пост президента. В России, США, Португалии, Индии и др. президентом может  стать лицо не моложе 35 лет, в Германии не моложе 40 лет, в Италии не моложе 50 лет.

Во многих странах существует ценз оседлости. Для активного избирательного права он составляет, как правило, от 1 месяца до 2 лет. Это означает, что  гражданин, чтобы получить доступ к  избирательным урнам, должен постоянно  проживать в пределах данной административно-территориальной  единицы установленный промежуток времени, предшествующий голосованию.

Для пассивного избирательного права  могут вводиться и более жесткие  требования. Так, в США гражданин, чья кандидатура выставляется на пост президента, должен постоянно  прожить на территории страны не менее 14 лет, предшествующих выборам.

Прямые выборы означают, что члены  данного органа избираются непосредственно  гражданами. Например, в России на основе прямых выборов избираются депутаты органов местного самоуправления, Государственной  Думы, Президент. В США члены Сената и Палаты представителей; во Франции  Президент и члены парламента и т.д.

Существуют две разновидности  непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенные выборы предполагают, что  члены представительного органа или единоличный выборный орган  избираются выборщиками лицами, специально избранными для осуществления выборов  в соответствующий орган. Например, в США граждане избирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают президента страны. Они перестают быть выборщиками  сразу после голосования.

В ходе многостепенных выборов избирается вначале один орган, который затем  уже сам избирает орган иного  уровня. Например, в Венгрии граждане избирают членов районных советов, которые  затем выбирают членов областных  советов. В Китае также члены  некоторых местных представительных органов избираются на основе многостепенных выборов.

Принцип тайного голосования призван  обеспечить избирателю полную свободу  волеизъявления на выборах.

Понятие избирательной системы  складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов  и определения результатов голосования.

Определение достоинств и недостатков  конкретных избирательных систем, которые, как показывает опыт многих стран, выявляются лишь в ходе нескольких избирательных  циклов, позволяет минимизировать риск серьезных потрясений в политической и общественной жизни, который возможен в связи с резкими изменениями избирательной системы, особенно в политически нестабильной ситуации. Почти трехвековой путь становления и развития применяемых сегодня в разных странах избирательных систем дает возможность аналитикам выявить недостатки двух основных форм участия граждан в формировании органов государственной власти: мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, а также проанализировать и выявить природу возникновения тенденции объединения избирательных систем в современных демократических государствах.

Применяемая сегодня в таких  странах как США, Канада, Австралия, Индия, мажоритарная система является исторически первой избирательной  системой, в основу которой лег  принцип большинства при определении  результатов голосования. Именно с нее начали проводиться выборы в парламенты. Она способствует созданию стабильного правительства, опирающегося на партию большинства.2

За довольно долгий исторический срок применения мажоритарной системы сложились  три ее варианта, три вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное.3

Данная система имеет свои преимущества такие как, простота, возможность  участия избирателей в процедуре  выдвижения кандидатов, поименное знание всех кандидатов. Однако выборы по подобной системе исключают влияние малочисленных партий в парламенте, поскольку способствуют образованию системы больших взаимозависимых, сравнительно стабильных партийных блоков. Происходит вытеснение многих политических сил за пределы активной парламентской деятельности. Политическим следствием применения такой системы является постоянное чередование у власти двух крупных утвердившихся в государстве политических партий, тогда ответственность за управление фактически несет правящая партия, а проигравшая партия переходит в оппозицию. Еще одним существенным недостатком мажоритарной системы является то, что значительная часть избирателей страны может оказаться не представленной в органах власти, чем нарушаются как основные принципы избирательного права, так и демократии.4 Существует мнение, что мажоритарная система наиболее удобна для манипулирования политической волей избирателей, и это в действительности отчасти подтверждается тем, что выборы в большой степени зависят от раскройки избирательных округов. При так называемой «нарезке» округов создается возможность для проведения разного рода искажений и прямых махинаций, таких как неравная численность избирателей в округах или «избирательная география»: установление территориальных границ между двумя округами так, чтобы в обоих большинство составлял электорат определенной партии (кандидата).

Такое положение исключается при  применении пропорциональной избирательной  системы, в основу которой положен  принцип пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий.

Пропорциональная избирательная  система на столетие моложе мажоритарной. В конце 19 века она была введена в ряде кантонов Швейцарии, затем принята в Бельгии, и в 1906 году – в Финляндии (входившей в то время в состав Российской Империи). Сегодня эта система существует более чем в 60 странах мира, преобладая в Западной Европе. Все пропорциональные системы рознятся между собой, имея в каждой стране свои значительные особенности. В классическом виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в том, что каждая партия получает в представительном органе число депутатских мест, пропорциональное количеству поданных за нее голосов избирателей.5 В отличие от мажоритарной такая система дает возможность группам и слоям избирателей, поддержавшим кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа (страны, региона), располагать своими представителями в законодательном органе. Однако, несмотря на бесспорное преимущество перед мажоритарной системой относительно соблюдения демократических принципов и международных норм избирательного права, у пропорциональной системы также есть ряд существенных недостатков и спорных аспектов. Наиболее сложная проблема, с которой сталкивается любое государство при проведении пропорциональной системы заключается в том, что данный метод определения исхода парламентских выборов для создания стабильного большинства требует все же наличия крупных и влиятельных партий, способных заручиться поддержкой 50% голосов электората и выше. Это условие особенно важно для стран, где правительство формируется в соответствии с волей парламентского большинства (Германия, Испания, Швеция, Латвия и др.) или может быть смещено парламентом путем вынесения ему вотума недоверия (Франция, Польша, Россия). Отсутствие же влиятельной партии с абсолютным большинством в парламенте чревато частыми правительственными кризисами. В данном контексте крайне показателен опыт Италии, в которой пропорциональная система используется более 40 лет. Избиратели на протяжении десятков лет голосуют за одни и те же полюбившиеся им партии, партии выдвигают одних и тех же кандидатов, которые много лет заседают в парламенте, что ведет к коррупции.6 Огромное количество мелких партий, неспособных создать устойчивые коалиции, привело к смене в этой стране более 56 кабинетов министров, что дало политологам основания назвать такую ситуацию «кризисом итальянского пропорционализма». История наглядно показывает, что частые правительственные кризисы и многочисленность досрочных выборов препятствуют формированию в государстве самостоятельного и дееспособного правительства и эффективному функционированию исполнительной ветви власти, чем создают опасность дестабилизации обстановки в государстве и обществе в целом.7

С целью избежать этого ряд стран  применяют обе системы: и мажоритарную и пропорциональную. Данная система  дает возможность избирателю выбирать и конкретного политического  деятеля, и понравившуюся ему  партию.

Опыт многих государств свидетельствует, что смешанная система проведения выборов наиболее приемлема для  государств, находящихся на переломном этапе развития, поскольку именно такая система позволяет максимально  обеспечить формальные условия, необходимые  для выполнения парламентом его  главной функции: выработки законов  и совершенствования законодательной системы страны, гарантируя тем самым устойчивость демократических институтов.

Создание базы для становления  оптимальной избирательной системы  и соответствующего международным  демократическим стандартам избирательного законодательства требует глубокого  и детального анализа избирательных  процессов зарубежных стран и  опыта государств, наиболее успешно  применяющих ту или иную модель.

 

        2. Особенности избирательной системы Германии

 

Германия – одно из крупнейших и развитых государств мира, которое  занимает ведущее место по основным жизненным показателям не только в Европе, но и в мире; играет активную роль в интеграции современной Европы и международном сотрудничестве в рамках ООН, НАТО, других международных  организациях.

После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции  гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В конце 1946 г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западных держав: США, Англии, Франции,

Бельгии, Голландии и Люксембурга.

Граница между немецкими  государствами по существу явилась  линией раздела двух систем ценностей, оказавшихся в условиях своеобразного  исторического состязания. Процесс  объединения Германии нашел международно-правовое признание в Договоре об окончательном  урегулировании в отношении германии между ФРГ, ГДР, Францией, СССР, Великобританией  и США от 12 сентября 1990 года. Конституция  ФРГ, выработанная в 1948-1949 г.г. только для  Западной Германии стала Основным законом  для всей Германии.8 Федеративная Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика9

Информация о работе Особенности избирательной системы Германии