Особенности массового политического сознания в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:24, контрольная работа

Краткое описание

Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни человека и общества, а также важной составной частью политических отношений. Как сфера общественного сознания оно является отражением политических отношений. Прежде всего оно отражает отношение к власти, способам, формам ее организации и реализации, к политическим силам различной направленности и методам их деятельности. Основой, на которой формируется политическое сознание, является политическая деятельность. Политизация общественного и индивидуального сознания, выделение его в относительно самостоятельную сферу происходит при возникновении социального неравенства, формировании институтов социального управления и публичной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

ккр политология законченая.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

1.Введение.

 

Политическое сознание − осознание сферы политики социальными субъектами – индивидами, группами, классами, общностями. Выступает как совокупность политических знаний и оценок.

Политическое сознание является естественным компонентом  духовной жизни человека и общества, а также важной составной частью политических отношений. Как сфера общественного сознания оно является отражением политических отношений. Прежде всего оно отражает отношение к власти, способам, формам ее организации и реализации, к политическим силам различной направленности и методам их деятельности. Основой, на которой формируется политическое сознание, является политическая деятельность. Политизация общественного и индивидуального сознания, выделение его  в относительно самостоятельную сферу происходит при возникновении социального неравенства, формировании институтов социального управления и публичной власти. Однако следует заметить, что формирование политического сознания предопределяется также развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.

Структура политического сознания в целом определяется с помощью  трех составляющих: рациональной, чувственной  и иррациональной. К чувственным относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К рациональным относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К иррациональным составляющим относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рассматривая структуру политического сознания следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.).

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и структура политического сознания

 

2.1. Понятие и структура политического сознания.

 

Политическое сознание есть субъективное измерение политики. Оно осуществляется на двух уровнях политической рефлексии: идеологическом и психологическом. В первом случае политика находит свое отражение в виде абстрактной идеи или определенной теоретической модели (идеологической доктрины). Во втором случае - в форме психологических установок, ценностей, чувств. Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса.

Несмотря на то, что  политическое сознание является результатом  не только индивидуального опыта (на него влияют также социальная среда, политические отношения, политическая конъюнктура; и другие объективные  факторы), с помощью этого понятия  можно давать характеристику в основном индивидуальным субъектам политического процесса, внутренним процессам, происходящим в сознании индивида. Понятие «политическое сознание» едва ли может применяться также для характеристики сложных субъектов политического процесса (к примеру, нельзя сказать, что для той или иной конкретной политической системы характерно то или иное политическое сознание, в то время как такое употребление понятия политической культуры вполне допустимо). Другими словами, мы можем сказать, что понятие «политическое сознание» по сравнению с понятием «политическая культура» отражает более субъективные явления.

Следует отметить, что  политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в  себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции. Несмотря на то, что влияние среды при этом достаточно очевидно, данный процесс носит индивидуальный характер.

Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным политическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.

Обычно, анализируя политическое сознание, выделяют две основные группы составных частей этого явления: познавательные и мотивационные. К  познавательным относят знания о  политике, интерес к политическими  явлениям и убеждения. К мотивационным — потребности, ценности, чувства и установки. В действительности достаточно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы достаточно тесно переплетаются между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Так, убеждения могут формироваться преимущественно под влиянием какого-либо чувства или потребности и выступать основой той или иной политической установки.

 

2.2. Политические установки и ценности.

 

Одним из важных компонентов  политического сознания являются политические ценности. Политические ценности рассматриваются  как абстрактные идеалы не связанные с конкретным объектом или ситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях. Таким образом, ценности — это оценка идеального объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо.

Ценности — характеристика индивидуального сознания, имеющая  ярко выраженную социальную природу. Другими словами, можно сказать, что политические ценности — это усвоенные, приспособленные индивидом (под влиянием личного интереса, ситуации и т.д.) социально-групповые представления. Эти представления усваиваются личностью в процессе социализации формируют конкретные политические установки.

Ценности являются представлением человека об идеальном объекте или  ряде объектов (например, о политической партии вообще или о свободе слова), в то время как установки характеризуют  отношение людей преимущественно к конкретным объектам. Кроме того, ценности оказывают значительное влияние на формирование конкретных политических установок, поэтому могут рассматриваться как один из элементов установок.

Ключевую роль во взаимоотношениях «внутреннего» и «внешнего» поведения человека играет политическая установка: она «предшествует действию, являясь его начальным этапом, настроем на действие».

Применительно к уровню политического под установками  следует понимать отношение человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам и т.д.), его субъективную готовность вести себя определенным образом по отношению к этим объектам. При этом важно отметить, что на формирование политической установки значительное влияние оказывает социальный контекст: политические установки служат выражением глубоких социально обусловленных потребностей, таких как ощущения включенности в структуру социальных связей, близости с социальным окружением, безопасности, самопознания и самоутверждения и т.п.

Важной функцией установки, помимо преобразования потребностей и  мотивов в действия, является и  оценочно-ориентационная функция: «она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта. Установка приводит в действие психические процессы и практические действия, адекватные ситуации и объектам, потому что в ней содержится предшествующая ситуации готовая «модель» этих процессов и действия». Другая существенная функция установок состоит «в их способности не только материализовать возникшие на бессознательных глубинах психики потребности, но и практически выступать в качестве относительно самостоятельных потребностей и мотивов».

Установки неоднородны  по своему происхождению и объектам. В политологии и других общественных науках существуют различные точки зрения относительно их структуры и типологии. Один из распространенных подходов к типологии основывается на таком критерии, как природа элементов, лежащих в основе той или иной установки. В структуре установки, как правило, выделяются три элемента:

1) когнитивный (связанный  со знаниями о политических  объектах или явлениях и их  нормативной оценкой);

2) аффективный (связанный  с чувствами, испытываемыми индивидом  по отношению к объекту);

3) поведенческий (склонность к определенному поведению в отношении объекта).

Верхний уровень системы  установок образует система политических и иных ценностей, имеющих отношение  к политическим явлениям, характеризующая  направленность в восприятии человека тех или иных явлений политики. Средний уровень — уровень установок, характеризующих отношение граждан к институтам политической системы и политическими лидерам и группам, а также оценка своего места и роли во взаимоотношениях к политической системе (ориентации на политическую систему и на «свои» взаимоотношения с ней). Третий уровень — поведенческие установки по отношению к конкретным политическим объектам в конкретных условиях.

Для большинства посткоммунистических стран характерен процесс трансформации  системы ценностей и политических установок, характеризующийся ломкой старой системы ценностей и установок и выработки новой. Как отмечают В.В. Лапкин и В.И. Пантин, «сегодня практически каждый гражданин постсоветской России пребывает в состоянии неопределенности и вариативности выбора между различными направлениями трансформации прежней советской системы ценностей, важнейшими из которых являются русский (советский) традиционализм, умеренное («патриотическое») западничество, радикальный западнический либерализм и потребительский эгоизм. В связи с этим приходится констатировать не только незавершенность процесса формирования единой непротиворечивой системы ценностей современного российского общества, но и симптомы углубляющегося разложения системы ценностей, существовавшей прежде, ее распадения на конфликтующие друг с другом ценности и ценностные блоки. При этом конфликты ценностей наблюдаются не только между различными профессиональными и социально-демографическими группами, но и внутри основных социальных групп российского общества. Ни одна из этих групп не является однородной в отношении ценностных ориентации, которые часто выглядят непоследовательными и противоречивыми».

Характеризуя особенности  политических установок граждан  посткоммунистических стран, необходимо отметить следующее. Завышенные ожидания по отношению к властным структурам, обусловленные во многом прошлым опытом, высокий уровень неудовлетворенности итогами социально-экономического развития, характерный для граждан многих государств посткоммунистического блока, оказывают отрицательное влияние не только на отношение к конкретным политическим силам, но и на восприятие демократических институтов и принципов.

 

2.3. Политическая идентичность, её формирование.

 

С понятием «политическое  сознание» тесно связано понятие  «политическая идентичность»: политическая идентичность является одним из продуктов политического сознания. Вместе с тем политическая идентичность является также продуктом «объективных» факторов, таких, например, как структура политического пространства и его динамика.

Политическая идентичность сама может оказывать значительное влияние на специфику политического  сознания. Поэтому она, при определенных условиях может рассматриваться  как составляющая политического  сознания.

Политическая идентичность играет существенную роль в процессе формирования «внешнего поведения» индивида: с помощью политической идентичности индивид или группа становится субъектом политических отношений и политического процесса.

Под политической идентичностью понимают отождествление субъектом политического процесса себя с определенной политической позицией, признаваемое другими субъектами политических отношений.

Идентичность формируется  под влиянием явлений трех типов: психологической деятельности субъектов, системы ценностей и стереотипов и спецификой политической позиции (ее функциональными особенностями).

Политическая идентичность, так же как и социальная, имеет  групповую природу. Она проявляется  в ощущении принадлежности к какой-либо группе (например, партии, идеологическому течению и т.д.) или как отождествление группой себя с какой-либо политической позицией и признание этого со стороны других субъектов политического процесса (например, борьба партий за возможность сформировать правительство и проводить определенный политический курс, а также последующее поведение ее как правящей партии с целью доказательства своего соответствия этой позиции). Политическая идентичность и идентификация также тесно связаны с легитимностью и легитимацией, ибо идентичность и идентификация предполагает признание правомерности занятия той или иной позиции со стороны других субъектов политических отношений.

Исследователи выделяют различные типы политической идентичности.

По объекту идентификации  с определенной группой можно  выделить идентичность члена группы интересов, партии, идеологического течения, жителя города или региона, гражданина государства и т.п. При этом следует отметить, что, как правило, у людей преобладает смешанная идентификация. Так, житель Петрозаводска может ощущать себя одновременно коммунистом и жителем города. Он может чувствовать свою принадлежность к Республике Карелия как государственному образованию в составе РФ и к России в целом.

Информация о работе Особенности массового политического сознания в современной России