Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:46, доклад
Подъём экономики, борьба с правовым нигилизмом, решение неотложных социальных задач немыслимы без крепкой и легитимной власти, которая должна пользоваться широким общественным доверием. Кредит такого доверия за последние 5-10 лет российской властью утрачен начисто. Понять, почему это произошло и постараться избежать повторения прошлых ошибок можно, лишь осознав, что такое Власть в российском менталитете.
Решению этой задачи и посвящена предлагаемая работа.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Факультет: Коммерции и
По дисциплине «Политология»
Тема: «Особенности отношения к власти в русском менталитете».
Выполнил:
Введение
Отношения власти и народа, государства и общества были актуальны для России всегда. Однако, современная политическая ситуация убедительно демонстрирует, что нет сейчас в стране более важного вопроса.
Подъём экономики, борьба с правовым нигилизмом, решение неотложных социальных задач немыслимы без крепкой и легитимной власти, которая должна пользоваться широким общественным доверием. Кредит такого доверия за последние 5-10 лет российской властью утрачен начисто. Понять, почему это произошло и постараться избежать повторения прошлых ошибок можно, лишь осознав, что такое Власть в российском менталитете.
Решению этой задачи и посвящена предлагаемая работа.
1. ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К ВЛАСТИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Ещё Н.А. Бердяев обратил внимание историков, политологов и социологов на то, что русский этнос формировался в условиях постоянной и тяжелейшей борьбы за само своё существование. Это коренным образом отличает нашу страну как от Запада, понимаемого цитаделью Капитализма, так и от Востока, который всегда находился под культурным влиянием Китая (Лао-Цзы, Конфуций).
Христианство не даром стало государственной религией нашей страны. Не будем забывать, что его основой является Ветхий Завет, а Бог и Царь Ветхого Завета - это концентрированное выражение Власти и Воли. Религия добра и милосердия с большим трудом пробивала дорогу в нашу Отчизну. И хотя Русская Православная Церковь никогда не знала эксцессов святой инквизиции, история раскола показывает, что ветхозаветные основы веры не были до конца преодолены.
Власть представляется не просто над - или внеличной силой; в рамках подобных традиций она заведомо ставиться выше народа, общества и даже государства, понимаемого как, например, Римская или Византийская империи.
Это имеет глубочайший внутренний смысл. Когда в чуждом этническом и культурном окружении формируется молодая нация, когда стоит вопрос: жить народу или не жить, такая цена не кажется слишком высокой.
Внимательнее приглядимся хотя бы к Владимиру Красное Солнышко народных былин. Известно, что реально существовавший князь Владимир был малоприглядной личностью: убийцей и развратником. Даже столь благостное его деяние как крещение Руси не обошлось без насилия и крови, огня и меча. Но в памяти русских людей, выраженной через гениальный эпос, все его грехи куда-то пропали, и Владимир становится образцом мудрого и храброго правителя. Правда есть одно маленькое "но". Богатыри - защитники и хранители земли Русской - могут обидеться на князя, даже отказаться от княжеского "стола", но ни один из них никогда не подумает о захвате власти. Богатырская дружина олицетворяет реальную силу, но легитимности у этой силы нет, что решает результаты взаимоотношения дружины и князя в пользу последнего. Богатыри могут быть могучи, добры, благородны, но без ореола верховной, от Бога установленной власти они ничто рядом с Владимиром.
Молодой народ ещё не успел или не смог сформировать идею мятежа, которая, как и идея Власти, займёт главенствующее место в русской культуре. Было не до того. Необходимо было, по крайней мере, создать собственное сильное и жизнеспособное государство. И это почти случилось. Но удар татарской конницы сломал хребет молодой Руси. Страна погрузилась во мрак и долгие 200 лет лишь набиралась сил для освобождения и возрождения.
Власти как таковой, в нашем Отечестве попросту не существовало. Лишь кровавая неразбериха взаимных княжеских усобиц и подсиживаний. Был необходим политический гений Александра Невского и Ивана Калиты, чтобы на развалинах русской государственности не только создать что-то новое, но и встать почти вровень с благополучной Европой. Это было сделано.
Недаром князь Александр Невский стал святым Православной Церкви (хотя неоднократно шёл на союз с захватчиками и был далеко не безупречен в моральном отношении). Русь была возрождена и спасена. Как же она могла относиться к своим спасителям?
Был наработан такой огромный моральный капитал власти Великих Князей, а затем и царей (Василий Тёмный), что даже уникальный злодей - царь Иоанн IV (Иван Грозный) в народном сознании всегда оставался правым. Кто он? Завоеватель Казани и Астрахани, покоритель Сибири, гроза бояр и, как не странно, защитник слабых и угнетённых. В таком отношении к царю были свои серьёзнейшие резоны: угробив бездарную и преступную боярскую вольницу, раз и навсегда сняв вопрос местничества (да, ценой большой крови) Царь Иоанн создал то, что, мы называем Российским государством. В народе его называли Грозным и, прекрасно видя всю жестокость и свирепость этого человека, всегда оправдывали его как носителя власти, а в чём-то и восхищались им.
Кстати, заметим, что по приблизительным прикладкам современных историков число жертв страшного и кровавого Ивана Грозного не превышает 12 тысяч человек. Варфоломеевская ночь в Париже унесла 80 тысяч. Может быть, стоит задуматься над этим соотношением?
Судьбы реформистов в России всегда были тяжелы. Начиная с одного из самых талантливых царей средневековой Европы - Бориса Фёдоровича Годунова, через трагедию оболганного и преданного Петра III до смерти его сына Павла I. Вспомним ужасный конец Александра II, на которого была открыта самая настоящая охота далеко не худшими русскими людьми. Российская Конституция задержалась с рождением на четверть века.
Мы не увидим, сколько бы не старались, никакой симпатии в отношении, как простого народа, так и культурных слоёв к этим выдающимся деятелям. Человек, проливший массу крови и построивший новую русскую столицу - Санкт- Петербург на людских костях, остался в памяти народной образцом государя. Самый страшный тиран в истории человечества - Иосиф Сталин - до сих пор очень большой частью россиян воспринимается как спаситель страны и мудрый "Отец народов". Воплощение власти военачальника, Г.К. Жуков, немеренно проливший крови русских солдат, до сих пор считается спасителем Отечества. Относиться к фактам реального сознания россиян можно по-разному, но игнорировать их нельзя. И даже последний из реформаторов России М.С. Горбачёв в народном сознании не удостоился даже той кучи анекдотов, которую рассказывали про более чем бездарного Брежнева. А анекдоты XX века - род фольклора.
2. ЭТАТИЗМ И
ПАТЕРНАЛИЗМ РУССКОГО
Этатизм, понимаемый как преобладание идеи государственной власти над частной жизнью людей, гражданским обществом, религией и, даже, моралью, бесспорно, свойственен русской национальной культуре
Разин, Болотников, Пугачёв, как известно из подробных исторических хроник, отличались крайней жестокостью. Тем не менее, они остались в сознании русского народа как люди, бросившие вызов власти, как те, кто дерзнули противопоставить себя этой чудовищной надличностной силе. Вот за это им и прощается все их жестокости. Даже совесть и гордость всей русской литературы А.С. Пушкин в своей повести "Капитанская дочка" с пониманием и симпатией отнёсся к Емельяну Пугачёву. Хотя он-то не понаслышке знал об эксцессах Пугачёвского восстания, досконально изучив историю Пугачевского бунта.
Возьмём более близкий
пример. Не смотря на все попытки
официальной советской
Что же мы видим? С одной стороны, в народном сознании образ власти
абсолютен, непререкаем и схож с образом строгого и всемогущего Отца. Подобное отношение в психологии получило название патернализма. Выдающийся австрийский философ и психолог Зигмунд Фрейд, показавший роль бессознательного в жизни в жизни человека, сформулировал и понятие о "коллективном бессознательном". Оно-то и формирует то сложное, противоречивое отношение к верховной власти, которое заставляет, и подчиняться ей и пытаться найти любые способы оказывать ей противодействие. Это трагическое противодействие народного сознания неоднократно приводило русскую землю к тяжелейшим бедам (Смутное время, восстание декабристов, террор и контртеррор 1905 года и, самое страшное, 1917 год).
Единственным выходом из этого чудовищного тупика было бы создание в России системы власти, которая пусть не подавляла бы своим величием, но и не вызывала бы отвращения у наиболее сознательной части общества. Вопрос жизни и смерти для нашей страны заключается в том, возможно ли это? В условиях глобального экономического, экологического религиозного, политического и, к несчастью, военного кризиса российская государственность не может позволить себе роскоши патернализма.
3. ВЛАСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Самым главным является тот факт, что впервые за наше столетие власть в России была подтверждена результатами всенародных выборов, а не профанацией выборов, как это было раньше. Тем самым она вернула себе подлинную легитимность, что не могло не изменить её характер. Власть стала открыта для критики, а выражение народного мнения о ней из сферы культуры перешло в сферу политики.
Единого мнения о власти в стране сейчас не существует. Полярное противостояние от безудержного восхваления до полного неприятия сменилось широким спектром самых разных мнений. И всё же стоит признать, что в современном народном сознании отношение к власти скорее негативное. Тому есть много причин. Прежде всего, экономический кризис, выхода из которого власть пока предложить не может, прогрессирующая коррупция в высших эшелонах власти, обострение национальных отношений, военные авантюры на Кавказе. Потеряв ореол секретности, перестав быть неподконтрольной мнению общества, власть частично утратила свои силы. Остаётся лишь надеяться на то, что с течением времени её авторитет в глазах народа может начать возрастать.
Сейчас сложилась
В условиях, когда можно говорить всё, политический анекдот, по сути, прекратил своё существование. Вместо анекдотов мы смотрим заседания Государственной Думы. Казалось бы, кому, как не всенародно избранным депутатам и быть выразителями точки зрения народа на власть. Ведь политика тоже часть русской народной культуры. К сожалению, действительность очень далека от такой благостной картины.
Если раньше власть боялись, ненавидели, боролись с ней или восхваляли её, то теперь над властью стали смеяться, а порой и презирать её. Примеры тому мы каждый день слышим по радио, видим по телевидению, читаем в газетах и журналах
А в результате у многих
простых людей возникает
Но необходимо чётко осознавать,
что другой попытки выйти на дорогу
нормального человеческого
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение я хочу сказать что, в силу своего объёма эта работа не может претендовать на полноту освещения поднимаемых вопросов, но актуальность проблемы настолько важна, что даёт ей право на существование.
ЛИТЕРАТУРА
Бердяев Н.А. "Истоки и смысл русского коммунизма". - М.: Мир, 1997.
Розанов В.В. "Опавшие листья". - М.: Просвещение, 1992.
Старостин В.А. "Дива Былинные. Сказы и рассказы про русские народные былевые традиции". - М.: Просвещение, 1974.
Фрейд З. "Психология бессознательного". - М.: Просвещение, 1989.
Светоний "Жизнь 12 -ти цезарей". - М.: АН СССР, Наука, 1966.
1 Н.А. Бердяев "Истоки и смысл русского коммунизма". - М.: Мир, 1997. 2 В.В. Розанов "Опавшие листья". - М.: Просвещение, 1992. 3 В.А. Старостин "Дива Былинные. Сказы и рассказы про русские народные былевые традиции". - М.: Просвещение, 1974. 4 З. Фрейд "Психология бессознательного". - М.: Просвещение, 1989. 5 Светоний "Жизнь 12 -ти цезарей". - М.: АН СССР, Наука, 1966. 1 2
Информация о работе Особенности отношения к власти в русском менталитете