Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель анализ сущности и форм оппозиции и проблемы развития современной оппозиции в российском парламенте.
Задачи данной работы:
- Рассмотреть понятие политической оппозиции.
- Определить типы оппозиции.
- Оценить развитие оппозиции в современной России.
- Проанализировать место и роль оппозиции в российском парламенте.
Введение.
Актуальность. В постсоциалистической России с начала 90-х годов XX столетия начала складываться новая политическая система, которая допускает существование политической оппозиции и слева, и справа. Во взаимоотношениях институтов "государство — политические партии — общественные движения -СМИ- "группы давления" появляются различные политико-правовые конструкции, комбинации интересов, очаги конфликтов, которые то усиливают социальную динамику и напряженность в государстве и обществе, то, наоборот, сглаживают противоречия и приводят к стабильности или к стагнации. При этом развитие политического процесса начала 2000-х гг. серьезно отличается от его содержания и динамики конца 80-х и 90-х гг.
В Российской Федерации формируются
новые взаимоотношения
Все это непосредственно
сказывается на институционализации
политической оппозиции, актуализирует
проблемы функционирования оппозиционных
партий, движений, деятельности их лидеров.
Под институционализацией здесь
понимается создание комплекса различных
объединений граждан, недовольных
существующим политическим режимом
из-за постоянно ухудшающегося
Степень научной разработанности темы. Проблема политической оппозиции давно интересует мыслителей в общефилософском и общесоциальном плане. Сегодня проблемы функционирования оппозиции затрагиваются в работах как лидеров партий и движений, так и целого ряда исследователей. По проблемам политической оппозиции в современной Российской Федерации были проанализированы отечественными учеными (Абрамов В.Н; Воскресенский А. Е. Гаврилов Г.А.)2.
(Кургинян С.Е. Пашенцев Е.Н. Пешков В.П. Гельман В.Я.)3 затрагивают в значительной степени проблему непримиримых в. отношении существующего режима политических организаций в России.
Богомолов Б А. Зеркин Д.П.4 и др. исследовали места оппозиции как динамичного института политической системы. Государствоведы и правоведы (С.А.Авакьян,. В.В.Лапаева, Ю.А.Юдин)5 и др., параллельно изучая данную проблематику, обращали особое внимание на роль партий и оппозиции как институтов волеобразования и волеизъявления, как участников избирательного процесса.
Так же данную тему затрагивают
отечественные исследователи
Объектом исследования являются основные закономерности, тенденции становления и функционирования политической оппозиции и её деятельности в парламенте.
Предметом является деятельность российской оппозиции в российском парламенте
Цель анализ сущности и форм оппозиции и проблемы развития современной оппозиции в российском парламенте.
Задачи данной работы:
- Рассмотреть понятие политической оппозиции.
- Определить типы оппозиции.
- Оценить развитие оппозиции в современной России.
- Проанализировать место и роль оппозиции в российском парламенте.
Гипотеза.
Сегодня в российском парламенте отсутствует какая-либо политическая сила, которая в массовом сознании воспринимается в качестве оппозиционной. В России сложилась парадоксальная ситуация, при которой любая политическая структура, называя себя оппозиционной, занимается ни чем иным как пиаром, так как по базовым понятиям у оппозиционеров с властью идентичные позиции. Иначе говоря, в России всё является оппозицией и в то же время ничего не является оппозицией действующей власти. Часть экспертов придерживается той точки зрения, что в России оппозиции нет.
Глава 1. Особенности формирования института оппозиции.
1.1.Понятие политической оппозиции.
При различных политических режимах оппозиция играет различную роль. При тоталитарном правлении власти, уничтожая всякие самоорганизующиеся группы, тем более стремятся подавить в зародыше саму возможность организованной политической оппозиции; при авторитарном правлении оппозиция подвергается преследованиям, так как рассматривается властью как угроза для себя и для стабильности существующего режима и подается пропагандой как некое антигосударственное явление. В условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходима ротация партий у власти. Так, в Великобритании и ряде её бывших колоний лидер крупнейшей оппозиционной партии (то есть партии, занявшей второе место на парламентских выборах) получает королевское жалованье на уровне министра, так как считается, что он исполняет важную для общества и государства функцию; эта партия именуется «оппозицией Её Величества» и формирует так называемый «теневой кабинет», «министры» которого заняты отслеживанием и критикой правительственных мероприятий по своим направлением и разработкой оппозиционных программ по ним. В случае прихода партии к власти они, как правило, автоматически занимают соответствующие места в правительстве. Рассмотрим само понятие оппозиция7.
Оппозиция (от лат. oppositio «
Наличие оппозиции органически связано как с разнородностью общества, обусловливающей невозможность постоянно сохранять в нем устойчивость и неизменность политических отношений, так и со свойствами самого человека. Ведь в природе человека как социального существа заложено стремление предлагать в затрагивающих его интересы областях жизни альтернативные проекты, осуществлять поиск нового, преодолевать установленные ограничения. Поэтому в политическом смысле наличие оппозиции означает принципиальную невозможность утверждения в обществе единого, монолитного, раз и навсегда установленного отношения к выдвигаемым властью целям, окончательной ликвидации всякой почвы для конфликтных отношений.
В данном положении есть как отрицательные, так и положительные стороны. Так, оппозиция предотвращает монополизацию власти. Без нее политический режим утрачивает возможности к саморазвитию и напротив, стремится к окостенению власти. При демократических режимах наличие оппозиции является важнейшим атрибутом власти, это ее «визитная карточка». В государствах этого типа у оппозиции существует свой статус, права, возможности влияния на власть. Например, в Великобритании «оппозиция Ее Величества Королева» — это один из основополагающих политических институтов. В то же время оппозиция выступает и в роли фактора, дестабилизирующего общественные порядки8.
О оппозиции можно говорить в узком и широком смыслах. В узком смысле – это политическая партия, коалиция или движение, являющееся парламентским меньшинством, но могущее прийти к власти на следующих выборах.
В 1966 г. Роберт Даль, анализируя основные параметры политической оппозиции в западных демократиях, выделил четыре основные модели: «британскую», «континентальную», «скандинавскую» и «американо-швейцарскую».
Первая модель, которую можно
назвать классической, или «вестминстерской»,
характеризуется наличием двух достаточно
хорошо организованных главных партий,
поэтому оппозиция
В ряде государств континентальной Западной Европы оппозиция представлена несколькими партиями и потому борьба между ними носит не строго соревновательный характер, а решающим местом противоборства является коалиционный торг после выборов с целью формирования исполни-тельной власти. Соответственно и стратегия оппозиции направлена не на завоевание парламентского большинства, что невозможно в данных усло-виях, а на увеличение числа мест в парламенте, что дает ей дополнительные преимущества в ходе коалиционного торга.
Выделение скандинавской модели может представляться несколько искусственным; здесь также большую роль играет политический торг, но отличие состоит в том, что рамки его существенно расширены. По ряду ключевых вопросов переговорный процесс охватывает значительно больший круг участников, чем в предыдущей модели, включая крупнейшие ассоциации предпринимателей и работодателей, профсоюзы и т.п. Таким образом эта модель оппозиции предполагает включение механиз-мов социального партнерства.
Оппозиция в четвертой модели наиболее далека от «классической». Политические партии здесь отличаются сравнительно слабым внутренним единством и децентрализованностью. Примечательной чертой стран, относящихся к этой модели, является то, что в них вообще отсутствует решающее место противоборства между оппозицией и правительством. Разделительная линия между оппозицией и правительством проходит не между партиями, а внутри них.
Исследования политической оппозиции
в незападных демократиях, в особенности
в странах, где существует партийная
система с доминирующей партией
(Индийский национальный конгресс,
Либерально-демократическая
Таким образом, приведенное выше определение оппозиции в узком смысле удовлетворяет условиям лишь первой и отчасти второй из рассматриваемых моделей.
Р. Даль предложил объяснение понятия «оппозиция», которое можно отнести к числу «широких»: «Предположим, что А определяет курс прави-тельства в определенной политической системе по тому или иному вопросу в течение некоторого промежутка времени…Предположим, что в течение этого промежутка времени Б не может определять поведение правительства, и что Б противостоит тому курсу правительства, что определяется А. Тогда Б является тем, что мы называем «оппозицией». Заметим, что в течение неко-торого другого промежутка времени предопределять курс правительства может Б, и тогда в оппозиции окажется А9.
Из даннного параграфа следует сделать вывод о том что, в условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходима ротация партий у власти. Оппозиция предотвращает монополизацию власти. Без нее политический режим утрачивает возможности к саморазвитию и напротив, стремится к окостенению власти. При демократических режимах наличие оппозиции является важнейшим атрибутом власти. Оппозиция осуществляет критику сложившегося положения вещей, ведет диалог с властью, предлагает альтернативные решения тех проблем, которые представляются важными для тех или иных социальных групп или общества в целом. Особое значение приобретает деятельность оппозиции в условиях, когда падает значение демократических институтов и возникает реальная угроза установления авторитарного или диктаторского режима. Если оппозиция отсутствует, то это неизбежно сказывается на процессе формирования структур гражданского общества, на темпах экономических и социальных преобразований.
1.2.Типы оппозиции.
В качестве основных причин формирования политической оппозиции правящему режиму, как правило, называют: социальное расслоение в обществе, национальное неравенство, несовершенство избирательной системы, разочарование населения (элит) в идеалах господствующего строя, раскол элит и неудовлетворенные амбиции отдельных деятелей.
По степени лояльности
к целям и ценностям
Соответственно типу оппозиции
формируются и средства, способы
ее политической деятельности: от критики
режима узкой группой инакомыслящих,
диссидентов (олицетворяющих духовную
оппозицию власти и не прибегающих
к каким-либо активным политическим
действиям, организации протеста) до
политического террора и
Информация о работе Особенности формирования института оппозиции