Партии в механизме политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:15, реферат

Краткое описание

Партии вырастают из общественных движений и организаций, исторически предшествовавших им. Общественные организации и движения образуют ту социальную среду, в которой живут и работают партии. Они дополняют действие партий и препятствуют распространению их влияния на об¬щество, служат базой для преобразования существу¬ющих партий и появления новых.

Содержание

1. Понятие и типология общественных организаций.
2. Природа политической партии.
3. Функции политической партии.
4. Типология политических партий
5. Партийные системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 9.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Тема 9. Партии в механизме политической власти.

 

План.

1. Понятие и типология общественных организаций.

2. Природа политической партии.

3. Функции политической партии.

4. Типология политических партий 

5. Партийные системы.

 

1. Понятие  и типология общественных организаций.

 

Партии вырастают из общественных движений и организаций, исторически  предшествовавших им. Общественные организации  и движения образуют ту социальную среду, в которой живут и работают партии. Они дополняют действие партий и препятствуют распространению их влияния на общество, служат базой для преобразования существующих партий и появления новых.

Известно, что в странах  Восточной Европы в недалеком прошлом существовали массовые организации и движения: Отечественный фронт в Болгарии, Национальный фронт в Чехословакии, Патриотическое движение национального возрождения в Польше и т. д. Хотя они носили больше показной характер, но определенную политическую роль выполняли: служили средством общественной легитимации деятельности правящих коммунистических и рабочих партий. По мере назревания политического кризиса эти движения перестали выполнять свою функцию, закрепленную партийной системой, и распались.

Новая социально-политическая ситуация вызвала к жизни иные движения и организации политизированного характера. Такие, скажем, как политические форумы, независимые профсоюзные объединения типа польской «Солидарности» и другие. Они и стали решающим фактором политической мобилизации широких слоев населения против существовавших партийных систем.

Общественные движения — это  формы объединения людей, характеризующие их совместные стремления к осуществлению общих целей. Обретая определенные структуры, они перерастают в организации.

Общественные организации —  это внегосударственные формы социальных связей, возникающие на основе групповых (особенных) интересов. В содержательном плане они представляют собою различные формы социальной деятельности людей, связанные с выражением и защитой интересов определенных групп и слоев населения, включая многочисленные группировки. Профсоюзы, трудовые ассоциации, молодежные союзы, научные общества и прочие профессиональные и любительские объединения — все это примеры общественных организаций. Различие между организациями и движениями относительное. Любая массовая организация функционирует как общественное движение, например, профсоюзное, молодежное, женское. Ведь движение — это определенная форма организации социальной деятельности различных групп и слоев населения. Динамика развития общественных организаций в общественно-политические несложна. В том случае, если организация включается в политический процесс, претендуя на представление и защиту общих интересов каких-то социальных групп, она обретает общественно-политический статус (формальный или неформальный) и отдельные признаки партии, хотя партией в полном смысле этого понятия еще не становится. Таков, к примеру, характер польского профсоюзного объединения «Солидарность».

В числе общественных организаций, связанных по своей профессиональной деятельности с политикой, но не являющихся партией, ассоциации политологов (Международная и Национальные). Российская ассоциация политологов является добровольным объединением лиц, занимающихся исследованиями в области политической науки. В ее задачи, помимо других, входят научная экспертиза политических решений, принимаемых органами власти и управления, политическое консультирование государственных органов. Ассоциация имеет свой устав и соответствующую структуру организации, но партией она не является.

Характерная особенность современных  массовых общественных движений и организаций  состоит в том, что они, как  правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов. Скажем, международное движение за мир породило такое специфическое явление нашего времени, как народная дипломатия, позитивная роль которой в мировой политике общеизвестна.

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ею. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более разнородны по своему социальному составу. Они возникают как на классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение — межклассовым.

Общественные движения и организации различаются по многим другим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по   способам    организации и т. д.

Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности:

местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные.

Какими бы многоразличными  ни были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Все общественно-политические движения проходят в своем развитии следующие стадии:

Первый этап.

  • Зарождение идей;
  • Появление активистов;
  • Выработка общих взглядов.

Второй этап.

    • Пропаганда взглядов;
    • Агитация;
    • Привлечение максимального числа сторонников.

Третий этап.

    • Более четкое формулирование идей и требований;
    • Развитие общественно-политической активности.

 

Четвертый этап.

Варианты:

  • Оформление в общественно-политическую организацию или партию с последующим участием в борьбе за политическую власть.
  • Достижение целей или отсутствие перспективы их достижения, что приводит к затуханию движения.

 

 

 

2. Природа политической партии.

Политические партии во всех демократических системах —  один из важнейших субъектов политического  процесса. Термин «партия» происходит от латинского слова рагts — часть. Политические партии и представляют собой наиболее политически активную часть насилия. Какова же природа политических партий? Выделим наиболее существенные ее признаки.

  1. Прежде всего следует отметить, что политическая партия представляет собой разновидность социальной организации. Как и всякая социальная организация, политическая партия представляет собой социальную общность. Социальная общность — это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая субъектом социального действия.
  2. Политические партии — это не стихийно складывающиеся, а сознательно формируемые общности. |
  3. Члены этой общности вступают в нее добровольно.
  4. Политическим партиям присуща солидарность, основанная на осознании коллективной принадлежности к данной общности.
  5. Эта общность имеет функционально-целевую природу, поскольку создается для достижения определенных целей. Эти цели имеют такой характер, что для их достижения требуется объединение усилий множества людей.
  6. Политические партии, в отличие от других социальных организаций, непосредственно ориентированы на борьбу за завоевание и| использование власти.
  7. Центральным элементом любой социальной организации являетея ее социальная структура. Социальная структура представляет собой упорядоченное взаимоотношение между членами организании на основе закрепления их статусов и ролей. Политическим партиям также присуща организационная структура, которая закреплена в уставных документах. В этих документах определяются принципы членства в партии, внутрипартийных отношений, партийно-политическое лидерство и т.д.

Структура политической партии включает три уровня:

1) блок избирателей  (массовая база партии, обеспечивающая  кандидатов партии поддержкой  во время избирательной кампании; принадлежность к данной группе  основывается больше на декларируемой приверженности, чем на официальной вовлеченности в партийную организацию);

2) официальная партийная  организация; 

3) партия в системе  правления (должностные лица в  государственном аппарат» которые  получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т. д.).

8. Одна из характерных  особенностей политических партий  как социальных организаций состоит  в том, что они создаются  на какой-то определенной идейно-политической платформе. Завоевание госу- дарственной власти или участие в ее осуществлении как общая цель

деятельности политических партий в каждой конкретной партии рас шифровывается в ее программных  документах. «По идее» там должна раскрываться, для чего данная политическая партия борется за власть, какие конкретные цели она перед собой ставит, ради кого она борется, точнее, чьи социальные интересы она выражает и защищают. Не все политические партии в своих программных документах об этом пишут ясно и определенно. Чаще всего можно встретить декларации о защите интересов «всех граждан» или защите интересов «трудящихся».

Но социальные интересы всех граждан неодинаковы. Граждане дифференцируются на социальные слои и группы, а политические партии по определению выражают защищают частичные интересы. Таким образом, ориентация на определенную социальную базу выражения и защиты интересов конкретных социальных групп и слоев общества путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении и является важнейшим отличительным признаком политических партий.

Встает вопрос: почему же политические партии далеко не всегда ясно и отчетливо заявляют о своей  социальной ориентации? Одна из важных причин состоит в том, что политические партии своей деятельностью стремятся  обеспечить общественную поддержку своим целям и замыслам.

9. Поиск общественной  поддержки — ее обеспечение  и расширение является также  существенным признаком политической  партии. В демократических системах  — это один из основных мотивов  формирования политических партий. Основу общественной поддержки дает социальная база политической партии, те конкретные социальные слои и группы интересы которых она выражает. Но социальная база многих партий бывает очень узка и для расширения этой социальной базы, а, следовательно, для обеспечения более высокого уровня общественной поддержки, политические партии прибегают к неконкретным, обтекаемым, завлекающим массы формулировкам своих целей и замыслов.

На основе вышеизложенного  попытаемся дать развернутое определение  политической партии.

Политическая  партия — это добровольная, непрерывно действующая политическая организация  единомышленников, существующая как  на национальном, так и местном  уровнях, представляющая интересы определенных социальных групп и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти или ее осуществления на основе обеспечения широкой поддержки населения.

 

3. Функции  политической партии.

 

Современные политические партии выполняют  в обще определенные функции:

1. Выявление сходных социальных интересов граждан, социальных групп с целью объединения в совокупный политический интерес.

2. Выражение интересов граждан, социальных слоев, которые представляют социальную базу партии.

3. Политическая  организация граждан — включение индивида в политическую жизнь через систему политического просвещения, приобщения к политическим ценностям и идеалам, формирование политического сознания, норм политического поведения.

4. Властная  функция — практическое участие партии в борьбе за распределение власти, ее осуществление, в принятии политических решений и в контроле за их исполнением.

  • В демократических политических системах эта функция партии проявляется наиболее реально через избирательный процесс. В результате его партии в лице  своих представителей получают возможность в формировании органов государственной власти, приобретают легитимное право на участие в принятии политических решений и контроле за их исполнением.
  • Политические партии могут занимать оппозиционные позиции по отношению к государственной власти: непримиримая оппозиция выступает против существующего государственного устройства (в этом случае партия стремится участвовать во власти с целью изменения государства).
  • Политические партии могут быть в оппозиции против политики определенного правительства. Формируя состав государственных органов управления, совместно партии несут ответственность за часть власти, которой обладают. В случае роли какой-либо партии как ведущей силы правительственной коалиции, ей отводится большая доля власти и ответственности за ее осуществление.
  • Если какая-либо партия единолично формирует правительства, она отвечает за осуществление власти. В истории ряда государств есть случаи, когда одна партия, добившись монополии на власть, путем нарушения законности и уничтожения оппозиции, укрепляя свою силу, сращивается с государственным аппаратом управления. Это явление называется партогосударством.

5. Идеологическая  функция — выработка идейно-политической доктрины — систематизированные принципы, идеалы, ценности, цели и намерения, лежащие в основе деятельности партии. Партийная доктрина содержит анализ, с точки зрения идеалов и ценностей партии, характера общественно-политической жизни, политической власти, деятельности ее институтов и оценку осуществляемого правящей группой политического курса.

Информация о работе Партии в механизме политической власти