Партийные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Соперничество политических групп,объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такиеорганизации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХ в.

Содержание

Введение 3
Классификация партийной системы 4
Избирательные системы и их типы 6
Классификация избирательной системы 7
Особенности выборов в России. 10
Используемая литература: 14

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 39.75 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО  САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО И АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                   по дисциплине: «Политология»

                       на тему: «Партийные системы»

Выполнил: студент 4 курса 

заочного факультета

направления «Юриспруденция»

профиль « СИНД»

Иванова А.А.

Научный руководитель: 

к.ю.н. доцент: Петрова Т. С.

 

Самара 2013 

Содержание  работы

Введение 3

Классификация партийной системы 4

Избирательные системы и их типы 6

Классификация избирательной системы 7

Особенности выборов в России. 10

Используемая литература: 14

 

 

Введение

 

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Этимологически “партия” означает “часть”, “отдельность”, элемент политической системы.

     ПАРТИЯ - это политическая общественная организация, которая борется за  власть или за участие в осуществлении власти.

 Политическая партия – это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Соперничество политических групп,объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такиеорганизации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХ в.

Существует множество  подходов к определению сущности политических партий:понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан.); трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм); институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже).

     Другие подходы к определению партий: партия - носитель идеологии партия - длительное объединение людей; цель партии - завоевание и осуществление власти; партия стремится заручиться поддержкой народа.

    

 

 

Классификация партийной системы

 

Однопартийная система свойственна тоталитарному режиму, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Эта система не исключает возможности существования других партий и даже их участия в формировании и деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на нет их реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики. Такие партии существовали в ряде социалистических стран Восточной Европы. Все они были объединены в народные фронты, руководство в которых осуществлялось со стороны коммунистических партий. 
 
Двухпартийная система (бипартизм) обеспечивает одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента. Двухпартийная система не означает отсутствия других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти. 
 
Многопартийная система включает в себя широкий спектр партий от крайне правых до сугубо левых. Остальные партии занимают промежуточное положение с тенденциями к правым, левым и центристским позициям в политической и социально-экономической жизни. Как правило, ни одна из партий не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают коалиционные, то есть состоящие из представителей двух или нескольких партий. Многопартийность - неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Но многопартийность не панацея от всех бед. Она не просто сумма партий в обществе. И оценивается реальным, а не формальным участием всех партий в политической жизни страны, что возможно лишь на основе предоставления каждой из них равных возможностей и прав. 
 
Трезвый подход к оценке политического развития, казалось бы, свидетельствует, что наилучшие условия для демократического развития общества создает многопартийная система, которая располагает большими возможностями для того, чтобы выражать интересы не только крупных, но и незначительных групп населения. Тем не менее, не все политологи отдают предпочтение этой системе. Некоторые из них считают, что излишняя многопартийность нежелательна и даже опасна для государства. Поэтому они отдают преимущество двухпартийной системе.  
 
Современная Россия пошла по пути создания многопартийной системы. Объективно это было связано с трансформацией социальной структуры общества, обусловленной переходом страны к многообразию форм собственности и внедрением рыночных отношений. Появились новые группы населения со своими интересами и, как следствие этого, произошла смена навязанного ранее сверху единомыслия политическим плюрализмом. 
 
В 1989г. началось возникновение разнообразных организаций, общественно-политических движений и объединений. В 1990г. в СССР был принят закон “Об общественных объединениях”, закрепляющий порядок образования, права и принципы деятельности общественных организаций и объединений. В 1991г. началась регистрация партий. В настоящее время в России существуют десятки партий, но далеко не все они имеют широкую поддержку населения и поэтому многие из них лишены права участвовать в избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы. Надо полагать, что в будущем количество партий в России уменьшится до того минимума, при котором оставшейся партией будут стоять значительные социальные слои общества. 

Избирательные системы и их типы

 

Выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов власти.

 
Выборы, являясь характерным признаком  демократической политической системы, и сами могут быть представлены как  системный объект. В этом случае говорят об избирательной системе. 
 
Избирательная система в узком смысле – это лишь определенный способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов. Именно в этой связи избирательные системы различных стран подразделяются, прежде всего, на два типа – мажоритарная и пропорциональная избирательная система, которые подробно характеризуются ниже. Избирательная система в широком смысле – это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов. 
 
Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. 
 
Рассматривая данные системы, обратим особое внимание на то, что они отличаются не столько формальными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.

Классификация избирательной системы

Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что победившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинство голосов избирателей. Законодательство конкретного государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства. 
 
Мажоритарные избирательные системы действуют преимущественно в одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возможно их применение и в много мандатных (полиномиальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом. 
 
При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей. 
 
Другой разновидностью мажоритарных избирательных систем является мажоритарная система абсолютного большинства. 
 
При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то есть 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после первого), где вновь применяется то же требование абсолютного большинства голосов избирателей.  
 
Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику. 
 
Наиболее широкие возможности для участия политических партий в выборах, непосредственного их влияния на распределение депутатских мандатов предоставляет пропорциональная избирательная система, которая предполагает проведение выборов на строго партийной основе. 
 
Пропорциональная избирательная система действует в полиноминальных (многомандатных) избирательных округах, и голосование ведется по партийным спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей. 
 
Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарными, a потому более целесообразна, исходя, по крайней мере, из двух моментов: 
 
- во-первых, пропорциональная система не дает такого числа неучтенных голосов избирателей, максимально уравнивает удельный вес мандатов; 
 
- во-вторых, она дает более адекватную картину политической ситуации в стране на момент выборов, реальной расстановки сил политических партий и иных организаций. Пропорциональная система дает возможность всем политическим организациям, пользующимся поддержкой избирателей, провести своих депутатов в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет мнений различных слоев населения при принятии решений. 
 
Признавая преимущества пропорциональных систем перед мажоритарными, нельзя, вместе с тем, не обратить внимание на еще один важный момент. Наиболее демократично пропорциональная система действует в условиях сложившейся, оформившейся многопартийной системы. Вся процедура выборов ориентирована на многопартийность, в частности, партии владеют монополией на выдвижение кандидатов 
 
Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях. 
 
По мнению исследователей, мажоритарный элемент данной системы выгоден, прежде всего, крупным партиям, давая им возможность дублировать наиболее важные кандидатуры, выставляя их как по округам, так и по партийным спискам. 
 
Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках. Половина мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатов получил большинство голосов избирателей, получает половину депутатских мест. Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. 
 
Причем партия, уже получившая половину депутатских мест, участвует во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями. 
Такая вариация смешанной избирательной системы не только дает возможность партии, пользующейся поддержкой большинства избирателей, обеспечить себе большинство депутатских мест в представительном органе, но и гарантирует наличие в этом органе оппозиции в лице депутатов от других политических партий. 
 
Смешанная избирательная система, построенная на едином принципе- сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, - имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны. 
 
Но есть одно из наиболее ценных качеств, присущих большинству этих вариаций, - возможность в условиях многопартийности не сводить выборы только к борьбе политических партий (по партийным спискам), а сочетать партийность выборов с борьбой отдельных кандидатов, в том числе и независимых (индивидуальное баллотирование).  

 

 Особенности выборов в России.

 

В Конституции Российской Федерации  отмечается, что ее граждане "имеют  право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления" (пункт 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации). Само по себе это положение  не новое: оно провозглашалось и  в предыдущей Конституции. Вместе с  тем его новый смысл и новые  возможности очевидны. Речь идет о  широкой палитре новых политических, экономических и социальных нововведений, которые коренным образом преобразуют  избирательную систему страны: признание  права на частную собственность, политический плюрализм, идеологическое многообразие и других. 
 
Избирательная система это порядок выборов Президента, депутатов Государственной Думы, выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами России в соответствии с Федеральными законами. Этот порядок используется также при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Избирательная система это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выборных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избранными ими лицами. Сам порядок выборов определяется особым институтом Конституционного права избирательным правом. 
 
Российская избирательная система принадлежит к разряду тех мировых систем, которые находятся в стадии своего становления. Специфика ситуации заключается в том, что в стадии становления находится и сама российская государственность, в частности система органов государственной власти.  
 
Российская избирательная система представляет собой смешанный вариант мажоритарной и пропорциональной. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.  
 
Государственная Дума нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации избирается на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательной системы: 225 депутатов избирается по одномандатным округам и столько же по партийным спискам. 
 
При выборах в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу выборы признаются несостоявшимися, если ни одно избирательное объединение (блок) не получило 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии наличия избирательного кворума. Если только одно избирательное объединение (блок) получит свыше 5 % голосов избирателей, к нему переходят все 225 депутатских мест. 
 
Результаты выборов в общефедеральном округе определяются ЦИК на основе протоколов участковых избирательных комиссий по итогам голосования. ЦИК подсчитывает, сколько голосов избирателей получили по общефедеральному избирательному округу кандидатуры каждого избирательного объединения (блока). Затем определяется, какие избирательные объединения получили более 5 % голосов избирателей в целом по стране от общего числа избирателей, пришедших на выборы, и число голосов избирателей, поданных против всех списков кандидатов. 
 
Подобного рода барьеры на выборах по пропорциональной системе широко применяются в странах, имеющих прочные демократические традиции. Пери отмене этой квоты в парламент могут попасть представители малочисленных неустойчивых политических партий, что само по себе способно дестабилизировать деятельность российского парламента. 
 
Мандаты распределяются между избирательными объединениями (блоками), получившими за свой список не менее 5 % голосов. ЦИК определяет, сколько мандатов пропорционально числу поданных за него действительных голосов получает каждое избирательное объединение (блок), имеющее право участия в распределении мандатов. Для этого число голосов, полученных этим избирательным объединением, делится на число подлежащих избранию депутатов. Полученное число является избирательным метром. Затем, число голосов, полученных избирательным объединением, делится на избирательный метр.  
 
Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов соответствующего избирательного объединения. 
 
Оставшиеся мандаты передаются по одному тем избирательным объединениям, у которых оказалась наибольшая дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления. При равенстве преимущество отдается тому избирательному объединению, за которое подано больше голосов избирателей. При равенстве голосов преимущество отдается избирательным объединениям, зарегистрировавшим свой федеральный список раньше. 
 
В одномандатных округах результат выборов определяется окружными избирательными комиссиями на основе протоколов участковых избирательных комиссий по итогам голосования. Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 
 
Борьба за определенный вариант избирательной системы (как в широком, так и в узком смыслах данного понятия) в настоящее время становится условием политического выживания и демонстрации собственного присутствия в политическом пространстве отдельных лиц, групп интересов и обслуживающих их аналитиков. Все это вполне объяснимо и прогнозируемо, поскольку законодательство о выборах является своеобразной политической конституцией. 
 
Реформирование избирательной системы - новое и весьма актуальное направление государственной политики построения единой и согласованной, внутренне сбалансированной и непротиворечивой избирательной системы организации выборов, отражающей федеральную природу российского государства и гарантирующей стабильность и преемственность в деятельности выборных органов государственной власти и местного самоуправления. Существенное место здесь занимают вопросы унификации федерального и регионального законотворческого и правоприменительного процессов, действенной системы гарантий реализации политических прав граждан. Решение этих и других материально-правовых и процессуальных вопросов развития переходного избирательного права позволит в дальнейшем предметно сформулировать, концептуально обосновать и последовательно реализовать идею кодифицированного избирательного права и законодательства, соответствующего международным избирательным стандартам, что имеет принципиальное значение в процессах интеграции в европейские правовые и политические структуры. 

Используемая  литература:

    1. Партии, движения и объединения России: Справочно-аналитический  сборник. М., 1999.
    2. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
    3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник. М.,2001.
    4. Азаров Н.И., Андрияш Г.С. Политология - М., Высш. Шк., 2001.
    5. Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М.Дюверже // Социально-политический журнал. 1993. № 9.
    6. Гаджиев К.С., Введение в политическую науку. – М., Логос, 1999 г.
    7.  

 

 

 

 


Информация о работе Партийные системы