Партийные системы и их типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:26, реферат

Краткое описание

В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. Это число может быть от одного до нескольких десятков. Различные партии имеют неодинаковый вес в обществе и в структурах власти. Как уже отмечалось, одни из них становятся правительственными, другие - оппозиционными, но в то же время участвуют в работе представительных органов, третьи - вообще никакой роли в обеспечении формирования и функционирования институтов власти не играют. В ходе политического процесса между партиями возникают те или иные взаимоотношения.

Вложенные файлы: 1 файл

Основное.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема: «Партийные системы и их типология»

 

  1. Понятие партийной системы

 

В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. Это число может быть от одного до нескольких десятков. Различные партии имеют неодинаковый вес в обществе и в структурах власти. Как уже отмечалось, одни из них становятся правительственными, другие - оппозиционными, но в то же время участвуют в работе представительных органов, третьи - вообще никакой роли в обеспечении формирования и функционирования институтов власти не играют. В ходе политического процесса между партиями возникают те или иные взаимоотношения. Словом, в различных странах складываются определенные партийные системы, которые в контексте нашего изложения можно рассматривать как сложные подсистемы политической системы общества.

Партийная система — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Следует отличать понятие «партийная система» от ряда понятий, близких с ним. В их числе, например, такие, как «политическая организация общества», «политическая жизнь общества», «политический строй» и др. Так, по сравнению с понятием «политическая система» понятие «политическая жизнь» является более широким. Им охватываются все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе на всех его уровнях. Политическая система — это лишь часть политической жизни общества, хотя и наиболее высокого уровня ее зрелости. Для политической жизни общества признак системности не является отличительным, как для политической системы. Понятие «политический строй» распространяется и на партийную систему, и на политическую жизнь общества. Понятие «политическая организация общества», будучи более узким по сравнению с понятием «партийная система», подразумевает систему организаций и учреждений (институтов), составляющих один из структурных элементов политической системы общества, ее статическую, а не динамическую часть.

Очень близкими по содержанию являются понятия «партийная система» и «политический режим», иногда они используются как синонимы. Например, в литературе, а также в СМИ нередко с одинаковым значением используются понятия «демократический режим» — «демократическая система». Однако между ними есть и различия. В рамках одного типа политической системы политические режимы могут иметь свои особенности. Следовательно, политические режимы — явления более подвижные, отличающиеся друг от друга по формам и методам осуществления политической власти.

Партийная система — одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этнической, правовой, культурной, образующими ее общественную среду.

Партийная система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политического режима, социально-политических отношений, политико-правового статуса государства, характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе и историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т.п.

Под партийной системой понимается относительно замкнутая система, обеспечивающая интеграцию всех элементов общества как целостного, централизованно управляемого политической властью организма, фокусом которого является государство. Она включает в себя политические институты (государство, политические партии, общественные организации и т.п.), политико-правовые нормы, определяющие их организацию и полномочия, совокупность приемов и методов осуществления власти и деятельности политических институтов (политический режим), систему взаимодействий между социальной и политико-управленческой структурами по поводу политической власти, политические ценности, ориентации и образцы политического поведения. Главное, что лежит в основе политической системы, объединяет ее в диалектически единое целое, — это государственная власть.

 

2. Структура и функции партийных систем

 

Партийная система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, гарантирующих устойчивость и жизнеспособность. Важное звено этого механизма составляет система социально-политических принципов и норм, а также традиции, мораль, этика политической жизни. Политическая система включает в себя и механизм коммуникаций, обеспечивающих прямую и обратную связь социальных групп и членов общества с политической властью. С их помощью разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно ценностей, целей и направлений общественного развития.

Партийная система — результат исторического развития. Она формируется под воздействием социально-экономической, классовой структуры, общественно-экономической формации в целом. Среда (внутренняя и международная), в рамках которой функционирует и развивается политическая система любой страны, сложна и многообразна по своему строению. В ней выделяются такие системы, как экологическая, личностная и социальная. Последняя, в свою очередь, включает культурную, экономическую системы, а также структуры, охватывающие различные социальные общности, группы взаимодействия между ними. Среда, в которой функционирует политическая система страны, охватывает также внешнеполитические, международные системы — культурную, экономическую, социальную, отдельные политические системы, например Европейский Союз, НАТО, ООН и др.

Из приведенных выше характеристик партийной системы видно, что это достаточно сложное, многомерное образование, основным назначением которого служит обеспечение целостности, единообразия действий людей и их общностей в политике. В литературе выделяются такие компоненты структуры партийной системы:

  1. институциональный (государство, политические партии, социально-экономические и другие общественные организации, СМИ, церковь), образующие в совокупности политическую организацию общества;
  2. нормативно-регулятивный — политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур, регулирующих политическую жизнь;
  3. функциональный, выражающийся в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах осуществления власти;
  4. информационно-коммуникативный, охватывающий всевозможные формы взаимодействий как внутри политической системы, например между партиями и государством, так и между политической и экономической подсистемами, а также между политической системой одной страны и других стран;
  5. политического сознания, прежде всего таких его составляющих, как идеология и политическая психология, которые в каждой политической системе обладают специфическими характеристиками.

Одной из наиболее существенных характеристик любой партийной системы выступает ее жизнедеятельность, которая проявляется в процессе выполнения ее определенных функций.

В рамках структурно-функционального анализа выделяют следующие функции: а) властную «спецификацию» (установление и детализацию) целей самой системы; б) «интеграцию» различных элементов политической системы в целое; в) сохранения и адаптации политической системы; г) взаимосвязи и взаимодействия ее с экономической и социально-политической средой; д) поддержания постоянных сбалансированных отношений между политической системой и окружающей средой.

Большое значение имеет функция регулирования режима социально-экономической деятельности в обществе. Имеется в виду установление таких способов поведения и деятельности людей, групп, организаций, форм их взаимоотношений между собой и государством, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений.

Функция обеспечения целостного управленческого воздействия на общественные процессы выражает потенциал политической системы как субъекта управления верхнего уровня. Объектами управления являются общество и его сферы, отрасли экономики и культуры, регионы, социальные общности, а также процессы их развития. Для этого осуществляются основные функции управленческого цикла: обрабатывается и используется информация, принимаются и реализуются постановления, решаются кадровые вопросы, осуществляется контроль.

Что касается эффективности функционирования партийной системы, то в общем можно сказать, что система эффективна тогда, когда выполняет свои функции, когда не разделяет и не раскалывает общество, а способствует его интеграции. Политическая система может быть эффективной при сохранении своей целостности и определенной автономности от общества и в то же время при сохранении гармоничных отношений со средой.

 

 

 

 

 

 

  1. Типология партийных систем

 

Выше были рассмотрены три типа политических систем общества, характеризующиеся соответствующими политическими режимами, - демократическая, авторитарная и тоталитарная.

Каждой из них присущи определенные типы партийных систем. Рассмотрим их в такой же очередности.

Демократическому политическому режиму свойственна многопартийность, в соответствии с которой деятельность политических партий формально не ограничивается. Однако конкретная структура многопартийных систем - партийный уклад - существенно меняется от страны к стране.

Так, в Японии (до 1993 г.) и Мексике сложилась многопартийная система с одной доминирующей партией (уклад доминации). В Японии эта традиция нарушилась в 1993 г., когда либерально-демократическую партию у власти сменила коалиция из нескольких партий. В США, Новой Зеландии и некоторых других странах действует партийная система с двумя влиятельными партиями (двухпартийный уклад). Бельгии, Дании, Нидерландам, Финляндии присуща неполя-ризованпая коалиционная партийная система, когда не только ни одна из партий не пользуется преобладающим влиянием на избирателей, но и отсутствует возможность для создания прочных партийных коалиций. Во Франции и в Германии существует поляризованная коалиционная партийная система, при которой обычно две партии с полярными политическими ориентациями в течение длительного времени по своему влиянию на избирателей почти не уступают друг другу. Однако в такой системе рядом с двумя основными партиями находится третья, в чьей возможности определить успех одной из первых двух и, в принципе, политическую ориентацию правительства в целом.

Особый феномен представляет собой двухпартийный уклад, или бипартизм, который характерен для политической системы США. Существенной чертой данной партийной системы является то, что она автоматически обеспечивает одной из двух партий большинство мест в парламенте или победу на президентских выборах. Однако при этом обе партии - Республиканская и Демократическая - мало чем отличаются друг от друга. Разумеется, каждая из них имеет свой взгляд па власть и на общественное развитие, но они сходятся в главном, в своем отношении к существующему общественному строю, и потому каждая из них стремится властвовать одна, не нарушая раз и навсегда заведенный конституционный порядок.

Двухпартийная система, по единодушному мнению аналитиков, в наибольшей мере отвечает задачам обеспечения социально-политической стабильности. При многопартийности (имеется в виду наличие в стране трех и более крупных партий) избиратели периодически отдают свои предпочтения то левым, то правым партиям, что всякий раз приводит к смене политического режима и политического курса. Такие партийные системы принято определять как конфликтные. При двухпартийном укладе основной массив избирателей сосредоточен в центре, где политическую сцену занимают две партии, с разных сторон тяготеющие друг к другу. В этом случае преемственность политического курса при смене правящей партии очень высока, и вместо радикальной критики прежней политики ее достижения зачисляются в общий актив нации. Двухпартийная система, отмечает М. Дюверже, "представляет собой явление естественное", поскольку "любая политика внутренне содержит выбор между двумя типами решений", причем решения, которые "называют промежуточными, тоже связаны с тем или другим основным типом". Именно двухпартийная система способна адекватно отразить эту естественную раздвоенность общественного мнения. В силу своей умеренности такая система не только является действенным фактором консолидации нации, но и сама потенциально стабильнее, чем система с тремя и более влиятельными партиями. Партийные системы такого типа определяются как консенсуспые.

Следовательно, но своей природе двухпартийный уклад отличается от многопартийности. Фактически - это постоянная коалиция, монополизировавшая политическую власть. Стабильность и господство этого неформального партийного блока обеспечиваются всеобъемлющей его поддержкой со стороны правящего класса, порядком финансирования выборов, силой традиций политической жизни США. Весь этот сложный механизм тщательно отлажен и потому никогда не дает сбоев. Вот уже полтора столетия (Демократическая партия оформилась в 1828 г., Республиканская - в 1854 г.) власть в этой стране поочередно удерживают в своих руках республиканцы и демократы, и нет никаких шансов, что кто-то нарушит их дуумвират.

Авторитарному политическому режиму свойствен, как правило, принцип одпопартийиости, под которым следует понимать не количество действующих в стране партий (даже не количество находящихся на легальном положении), а законодательное закрепление за одной из разрешенных партий формального статуса правящей. На практике роль такой партии сводится к организации массовой поддержки политики руководства государства. Некоторые авторитарные режимы допускают деятельность двух и более определенных партий при одновременном запрете всех других. Но и в этом случае деятельность разрешенных партий существенно ограничивается. В политической жизни они играют второстепенную роль, поскольку не имеют возможности оказывать реального влияния на государство.

Информация о работе Партийные системы и их типология