Переход от авторитаризма и
тоталитаризма к демократии
Транзитология - раздел
политической науки, изучающий политические
процессы в странах, совершающих переход
от тоталитарных и авторитарных политических
систем к демократической. Транзитология
тесно связана с теорией политической
модернизации. Они близки в теоретико-методологическом
плане (общностью категориального аппарата,
и методологических подходов) и на уровне
персоналий (многие видные политологи
известны работами и в той и в другой области
политологического знания). Но если теория
политической модернизации ориентируется
на проблематику развивающихся стран
"третьего мира", то в центре внимания
транзитологии находятся политические
процессы в таких государствах, где основные
структуры современного общества уже
сложились, причем в ряде случаев речь
идет о повторной демократизации. Впервые
проблемы демократизации стран, уже имевших
опыт существования демократических режимов,
встали в послевоенные годы в связи с необходимостью
преодоления наследия тоталитарных фашистских
режимов в Германии, Италии, устранения
последствий авторитаризма и милитаризма
в Японии. Эти страны уже были индустриально
развитыми, причем в Германии и Италии
до прихода фашистов к власти несколько
десятилетий существовали политические
режимы демократического типа. Позднее
похожие проблемы возникли в странах Южной
Европы - Испании, Португалии и Греции,
где также после периода авторитарного
правления началось возвращение к демократическим
принципам. Одновременно подобные изменения
переживали страны Латинской Америки,
там тоже военные диктатуры стали уступать
место демократически избранным правительствам.
И здесь также сечь шла о возвращении к
демократии, а не о становлении ее заново,
как в большинстве афро-азиатских стран.
Основными формами
перехода от авторитаризма к
демократии, в соответствии с
устоявшимися в политической
науке представлениями, могут быть:
эволюция, революция, военное завоевание.
Эволюция предполагает постепенное
осуществление демократических
реформ без резкой смены правящей
элиты. Революция – быстрая и
радикальная смена политического
режима. Для военного завоевания
характерно «насаждение» демократии
извне, после военного поражения
тоталитарного или авторитарного
режима в условиях военной
оккупации. Так было после окончания
второй мировой войны в Японии
и Германии, где основы политической
демократии были заложены в
условиях послевоенной оккупации.
С точки зрения прочности
и необратимости результатов
уже упоминавшийся С.Хантингтон
выделил три модели перехода к демократии.
Во-первых, линейная или
классическая модель, примером которой
может быть развитие Великобритании,
а также стран Северной Европы.
Для этой модели характерно
последовательное решение задач
демократизации, обеспечивающее ее
необратимость. Классическая модель
перехода к демократии представляет
собой процесс постепенной трансформации
традиционной политической власти,
расширение прав и свобод граждан,
возрастание степени их политического
участия.
Своеобразным индикатором,
показывающим степень продвижения
той или иной страны по пути
демократизации, служит роль и
место законодательной власти (парламента)
в структуре политических институтов
общества. При завершении этого
процесса, то есть тогда, когда
создана стабильная демократическая
система, институты парламентской
демократии становятся ее важнейшей
и неотъемлемой частью. Неважно,
какая именно форма государства
и соответствующая ей модель
разделения властей имеет место,
главное, чтобы парламент обеспечивал
представительство интересов всех
социальных групп, имеющихся в
обществе, оказывал реальное воздействие
на принятие политических решений.
Там, где становление
парламентской демократии происходило
без революционных потрясений, оно
отличалось, как правило, плавностью
и постепенностью. Примером могут
служить наиболее стабильные
демократические государства современности
– страны Северной Европы. В
каждой из них на утверждение
принципов парламентаризма и
формирование демократических избирательных
систем ушло около ста лет.
Так, в Норвегии парламент (стортинг) был
создан в 1814 г., принципы парламентаризма
в политической системе утвердились в
1884 г., избирательное право для мужчин
было введено в 1898 г., а для женщин – в 1913
г. В Швеции риксдаг в своем нынешнем виде
появился в 1809 г., дважды – в 1866 и в 1974 гг.
– существенно реорганизовывался, избирательное
право стало всеобщим для мужчин в 1909 г.,
для женщин – в 1921 г. Несколько иначе складывалась
ситуация в Дании, где парламент впервые
появился в 1834 г. Там очень быстро утвердилось
всеобщее избирательное право для мужской
части населения – в 1849 г., а вот женщины
получили его только в 1915 г. Похожие тенденции
обнаруживает политическое развитие Исландии.
Для всех вышеперечисленных
стран постепенность и последовательность
демократических изменений обеспечила
в дальнейшем их политическую
стабильность.
Во-вторых, циклическая
модель. Выделение этой модели
первоначально было основано
на обобщении опыта стран Латинской
Америки. Во многих из этих
государств были сделаны первые
попытки перехода к демократии
еще в XIX веке, сразу же после
освобождения от испанского колониального
господства. Однако в большинстве
латиноамериканских стран стабильных
демократических режимов так
и не сложилось. Часто демократическое
правление прерывалось военными
переворотами и установлением
военных диктатур, но нередки
были и случаи авторитарного
перерождения гражданских режимов.
Периоды авторитаризма сменялись
периодами демократизации и наоборот.
Такое циклическое развитие было
следствием того, что переход
к демократии в странах Латинской
Америки не подкреплялся адекватными
социально-экономическими и социокультурными
факторами. Начиная с 60-х годов XX века печальный
латиноамериканский опыт повторяли многие
вновь возникающие государства Азии и
Африки, в которых периоды демократического
и авторитарного правления постоянно
сменяли друг друга.
В-третьих, диалектическая
модель, имевшая место в Германии
и Италии, а также в Испании,
Португалии и Греции. Всем этим
странам удалось в свое время
довольно далеко продвинуться
по пути политической модернизации.
Однако демократические изменения не
стали необратимыми. Победившие в этих
странах тоталитарные и авторитарные
политические режимы перечеркнули развитие
демократических институтов. Происшедшее
впоследствии возвращение к демократии
можно рассматривать как «отрицание отрицания»,
поэтому подобный путь демократического
развития и получил название «диалектического».
Обобщение опыта перехода
к демократии многих стран
мира позволяет сделать вывод
о существовании трех основных
этапов такого перехода: 1) кризис
авторитарного режима и его
либерализация; 2) установление демократии;
3) консолидация демократии. Кризис
авторитарного или тоталитарного
режима может наступить вследствие
резкого снижения уровня его
легитимности. Причинами такой делегитимации,
как показывает историческая практика,
являются потеря по какой-либо причине
харизматического лидера, массовое разочарование
населения в господствующей идеологии,
что часто связано с неэффективностью
авторитарной или тоталитарной власти.
В ситуации кризиса режима разворачивается
борьба между представителями «жесткой»
и «мягкой» линий. Первые стремятся сохранить
существующий режим, в том числе и с помощью
репрессий, вторые считают необходимым
снимать напряжение путем уступок и частичных
реформ. Победа сторонников «мягкой» линии
открывает дорогу либерализации режима.
В данном случае под либерализацией понимается
предоставление гражданам некоторых прав
и свобод, введение элементов так называемой
«ограниченной демократии». Желая сохранить
свою власть, правящая элита старается
придать политическому режиму внешнюю
респектабельность. В результате либерализации
возникают условия для усиления активности
и повышения роли гражданского общества
(если оно уже сформировалось). Либерализация
означает также дальнейшую эрозию и разложение
авторитарного (тоталитарного) режима
и постепенный переход к следующему этапу
– установлению демократии.
Основными составляющими
процесса установления демократии
являются формирование конкурентной
партийной системы, с одной стороны,
и демократическая институализация
механизмов государственной власти, с
другой стороны. На этапе установления
демократии закладываются конституционные
основы новой политической системы. Однако
для того, чтобы происшедшие перемены
стали необратимыми, необходим следующий,
третий этап – этап консолидации демократии.
На этом этапе осуществляется окончательная
легитимация демократических институтов,
происходит адаптация общества к новым
механизмам политической власти.
На основе обобщения опыта
перехода к демократии в различных странах
и регионах политологи сделали следующие
выводы о закономерностях такого перехода:
существует органическая и неразрывная
связь между рыночной экономикой и политической
демократией; для перехода к демократии
необходим определенный уровень технологического,
социокультурного и социально-экономического
развития; социальной базой демократизации
является занимающий ведущее положение
в обществе средний класс; становление
демократии невозможно без формирования
гражданского общества.