Переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 20:57, лекция

Краткое описание

Транзитология - раздел политической науки, изучающий политические процессы в странах, совершающих переход от тоталитарных и авторитарных политических систем к демократической. Транзитология тесно связана с теорией политической модернизации. Они близки в теоретико-методологическом плане (общностью категориального аппарата, и методологических подходов) и на уровне персоналий (многие видные политологи известны работами и в той и в другой области политологического знания). Но если теория политической модернизации ориентируется на проблематику развивающихся стран "третьего мира", то в центре внимания транзитологии находятся политические процессы в таких государствах, где основные структуры современного общества уже сложились, причем в ряде случаев речь идет о повторной демократизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии.docx

— 18.79 Кб (Скачать файл)

Переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии

Транзитология - раздел политической науки, изучающий политические процессы в странах, совершающих переход от тоталитарных и авторитарных политических систем к демократической. Транзитология тесно связана с теорией политической модернизации. Они близки в теоретико-методологическом плане (общностью категориального аппарата, и методологических подходов) и на уровне персоналий (многие видные политологи известны работами и в той и в другой области политологического знания). Но если теория политической модернизации ориентируется на проблематику развивающихся стран "третьего мира", то в центре внимания транзитологии находятся политические процессы в таких государствах, где основные структуры современного общества уже сложились, причем в ряде случаев речь идет о повторной демократизации. Впервые проблемы демократизации стран, уже имевших опыт существования демократических режимов, встали в послевоенные годы в связи с необходимостью преодоления наследия тоталитарных фашистских режимов в Германии, Италии, устранения последствий авторитаризма и милитаризма в Японии. Эти страны уже были индустриально развитыми, причем в Германии и Италии до прихода фашистов к власти несколько десятилетий существовали политические режимы демократического типа. Позднее похожие проблемы возникли в странах Южной Европы - Испании, Португалии и Греции, где также после периода авторитарного правления началось возвращение к демократическим принципам. Одновременно подобные изменения переживали страны Латинской Америки, там тоже военные диктатуры стали уступать место демократически избранным правительствам. И здесь также сечь шла о возвращении к демократии, а не о становлении ее заново, как в большинстве афро-азиатских стран.

 

 Основными формами  перехода от авторитаризма к  демократии, в соответствии с  устоявшимися в политической  науке представлениями, могут быть: эволюция, революция, военное завоевание. Эволюция предполагает постепенное  осуществление демократических  реформ без резкой смены правящей  элиты. Революция – быстрая и  радикальная смена политического  режима. Для военного завоевания  характерно «насаждение» демократии  извне, после военного поражения  тоталитарного или авторитарного  режима в условиях военной  оккупации. Так было после окончания  второй мировой войны в Японии  и Германии, где основы политической  демократии были заложены в  условиях послевоенной оккупации.

 

 С точки зрения прочности  и необратимости результатов  уже упоминавшийся С.Хантингтон выделил три модели перехода к демократии.

 

 Во-первых, линейная или  классическая модель, примером которой  может быть развитие Великобритании, а также стран Северной Европы. Для этой модели характерно  последовательное решение задач  демократизации, обеспечивающее ее  необратимость. Классическая модель  перехода к демократии представляет  собой процесс постепенной трансформации  традиционной политической власти, расширение прав и свобод граждан, возрастание степени их политического  участия.

 

 Своеобразным индикатором, показывающим степень продвижения  той или иной страны по пути  демократизации, служит роль и  место законодательной власти (парламента) в структуре политических институтов  общества. При завершении этого  процесса, то есть тогда, когда  создана стабильная демократическая  система, институты парламентской  демократии становятся ее важнейшей  и неотъемлемой частью. Неважно, какая именно форма государства  и соответствующая ей модель  разделения властей имеет место, главное, чтобы парламент обеспечивал  представительство интересов всех  социальных групп, имеющихся в  обществе, оказывал реальное воздействие  на принятие политических решений.

 

 Там, где становление  парламентской демократии происходило  без революционных потрясений, оно  отличалось, как правило, плавностью  и постепенностью. Примером могут  служить наиболее стабильные  демократические государства современности  – страны Северной Европы. В  каждой из них на утверждение  принципов парламентаризма и  формирование демократических избирательных  систем ушло около ста лет. Так, в Норвегии парламент (стортинг) был создан в 1814 г., принципы парламентаризма в политической системе утвердились в 1884 г., избирательное право для мужчин было введено в 1898 г., а для женщин – в 1913 г. В Швеции риксдаг в своем нынешнем виде появился в 1809 г., дважды – в 1866 и в 1974 гг. – существенно реорганизовывался, избирательное право стало всеобщим для мужчин в 1909 г., для женщин – в 1921 г. Несколько иначе складывалась ситуация в Дании, где парламент впервые появился в 1834 г. Там очень быстро утвердилось всеобщее избирательное право для мужской части населения – в 1849 г., а вот женщины получили его только в 1915 г. Похожие тенденции обнаруживает политическое развитие Исландии.

 

 Для всех вышеперечисленных  стран постепенность и последовательность  демократических изменений обеспечила  в дальнейшем их политическую  стабильность.

 

 Во-вторых, циклическая  модель. Выделение этой модели  первоначально было основано  на обобщении опыта стран Латинской  Америки. Во многих из этих  государств были сделаны первые  попытки перехода к демократии  еще в XIX веке, сразу же после  освобождения от испанского колониального  господства. Однако в большинстве  латиноамериканских стран стабильных  демократических режимов так  и не сложилось. Часто демократическое  правление прерывалось военными  переворотами и установлением  военных диктатур, но нередки  были и случаи авторитарного  перерождения гражданских режимов. Периоды авторитаризма сменялись  периодами демократизации и наоборот. Такое циклическое развитие было  следствием того, что переход  к демократии в странах Латинской  Америки не подкреплялся адекватными  социально-экономическими и социокультурными  факторами. Начиная с 60-х годов XX века печальный латиноамериканский опыт повторяли многие вновь возникающие государства Азии и Африки, в которых периоды демократического и авторитарного правления постоянно сменяли друг друга.

 

 В-третьих, диалектическая  модель, имевшая место в Германии  и Италии, а также в Испании, Португалии и Греции. Всем этим  странам удалось в свое время  довольно далеко продвинуться  по пути политической модернизации. Однако демократические изменения не стали необратимыми. Победившие в этих странах тоталитарные и авторитарные политические режимы перечеркнули развитие демократических институтов. Происшедшее впоследствии возвращение к демократии можно рассматривать как «отрицание отрицания», поэтому подобный путь демократического развития и получил название «диалектического».

 

 Обобщение опыта перехода  к демократии многих стран  мира позволяет сделать вывод  о существовании трех основных  этапов такого перехода: 1) кризис  авторитарного режима и его  либерализация; 2) установление демократии; 3) консолидация демократии. Кризис  авторитарного или тоталитарного  режима может наступить вследствие  резкого снижения уровня его  легитимности. Причинами такой делегитимации, как показывает историческая практика, являются потеря по какой-либо причине харизматического лидера, массовое разочарование населения в господствующей идеологии, что часто связано с неэффективностью авторитарной или тоталитарной власти. В ситуации кризиса режима разворачивается борьба между представителями «жесткой» и «мягкой» линий. Первые стремятся сохранить существующий режим, в том числе и с помощью репрессий, вторые считают необходимым снимать напряжение путем уступок и частичных реформ. Победа сторонников «мягкой» линии открывает дорогу либерализации режима. В данном случае под либерализацией понимается предоставление гражданам некоторых прав и свобод, введение элементов так называемой «ограниченной демократии». Желая сохранить свою власть, правящая элита старается придать политическому режиму внешнюю респектабельность. В результате либерализации возникают условия для усиления активности и повышения роли гражданского общества (если оно уже сформировалось). Либерализация означает также дальнейшую эрозию и разложение авторитарного (тоталитарного) режима и постепенный переход к следующему этапу – установлению демократии.

 

 Основными составляющими  процесса установления демократии  являются формирование конкурентной  партийной системы, с одной стороны, и демократическая институализация механизмов государственной власти, с другой стороны. На этапе установления демократии закладываются конституционные основы новой политической системы. Однако для того, чтобы происшедшие перемены стали необратимыми, необходим следующий, третий этап – этап консолидации демократии. На этом этапе осуществляется окончательная легитимация демократических институтов, происходит адаптация общества к новым механизмам политической власти.

 

 На основе обобщения опыта перехода к демократии в различных странах и регионах политологи сделали следующие выводы о закономерностях такого перехода: существует органическая и неразрывная связь между рыночной экономикой и политической демократией; для перехода к демократии необходим определенный уровень технологического, социокультурного и социально-экономического развития; социальной базой демократизации является занимающий ведущее положение в обществе средний класс; становление демократии невозможно без формирования гражданского общества.


Информация о работе Переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии