Политика и мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:34, доклад

Краткое описание

Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение».

Вложенные файлы: 1 файл

Политика и мораль.docx

— 16.71 Кб (Скачать файл)

Политика и мораль

Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

Мораль  находит выражение в поступках  человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье  и т.д. Ценности морали меняются с  течением времени и различны у  разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. [c.13] К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение». Мораль – это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

Поскольку политика является одной из важнейших  сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к  политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению  и поведению членов того или иного  сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в  виде оценки политического курса  в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.

Мораль  удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу, а также таких институтов социального контроля, как семья  и община. С возникновением сложных  общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла роль политических институтов, которые  стали осуществлять основные властно-регуляционные  функции в развитии общества, а  мораль – регулировать нравственные нормы поведения.

Мораль  может так или иначе характеризовать  политическое действие, влиять на его  реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического  действия, поэтому политика часто  стремится освободиться от нее. Еще  Н.И. Карамзин справедливо заметил, что «правила нравственности и добродетели  святее всех иных и служат Основанием истинной политики».

Общее между политикой и моралью  состоит в том, что они относятся  к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.

Многие  императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия; она оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же более «приземлена» и  целенаправленна, т.е. ориентирована  на достижение определенных целей, результатов. Важной особенностью политики является ее опора на силу, использование  принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль Же опирается главным образом на «санкции» совести.

Мораль  в значительной части своих норм выступает как своего рода антитеза насилию. Так, индуистско-буддийская традиция морали основывается на принципах «ненасилия». [c.14] Но утверждать, что мораль осуждает насилие в принципе, т.е. по принципиальным «соображениям»не приемлет его, – значит игнорировать некие реальные ситуации. Так, мораль «освещает» ведение справедливых войн, защиту Отечества; ислам предполагает «священную войну против неверных» и др.

Далее, хорошо известно, что уголовно-правовые нормы возникают, существуют и реализуются  как формализованное единство правовых воззрений и моральных установлений общества. Весьма показателен здесь  институт необходимой обороны.

Наконец, существует и «корпоративная» мораль, есть моральные нормы, принятые в  определенных национальных, региональных и иных структурах общества и оправдывающие  применение насилия в конкретных экстраординарных обстоятельствах (например, дуэль как способ защиты части  и др.).

Выделяются  следующие подходы к взаимоотношению  политики и морали:

• морализаторский  подход – означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах  не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно  допустимые средства;

• ценностно-нейтральный  подход – игнорирование политикой  нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых  работах (Н. Макиавелли и др.) описаны  способы формирования твердой государственной  власти по принципу «цель оправдывает  средства»;

• компромиссный  подход – преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости  учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней.

В современном  мире центральными направлениями институализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества.

В силу значимости своего функционирования и  его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой моральности  и ответственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она подобно вышедшей из-под контроля людей технике и науке, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты. [c.15]

Совместима  ли политика с моралью и нравственными  ценностями? Вот что думают по этому  поводу известные политики и политологи.

В. Игрунов (депутат Госдумы, директор Института  гуманитарно-политических исследований): «Я абсолютно убежден, что политика и мораль совместимы. Наоборот, политика, не основанная на морили, – вещь недопустимая. Политик обязан руководствоваться нормами и права, и морали».

С. Бабурин (депутат Госдумы): «Политика не только совместима с моралью и нравственными  ценностями, более того, именно политика с большой буквы, разумеется, а  не грязное политиканство, единственно  и способна обеспечить существование  в обществе хотя бы минимальных нравственных ценностей».

С. Беляев (депутат Госдумы); «Как и любой  другой политик, отвечу: конечно же, совместима, даже обязательно должна совмещаться. Беда, однако, в другом: многие политики, к сожалению, сами для себя определяют, что нравственно, а что нет. Отсюда те многочисленные расхождения с общечеловеческими понятиями о морали, которые мы наблюдаем у известных в стране лиц».

А. Мигранян (политолог): «Мораль и политика – принципиально разные сферы. В сфере морали недопустимы компромиссы. Сущностная характеристика сферы политики, и особенно демократической политики – согласование интересов, поиск компромиссов, преобладание технологии над идеологией и системой ценностей. Поэтому выбор «меньшего зла» при принятии политических решений является основой функционирования всех демократических обществ».

В современных  условиях возрастает роль нравственных критериев в политике, в силу того, что многократно увеличивается  «цена» многих политических решений, повышается значение воздействия общественного  мнения на политику и политиков.

Влияние нравственности на политику может и  должно осуществляться по ряду направлений. Это – постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе политической деятельности моральных  принципов. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижений. Целью политики должна выступать  не власть ради власти, как цель обогащения или диктата, а осуществление  поставленных лидером благородных  политических целей – например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение  экономического роста, благосостояния и процветания населения страны.

Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы злоупотребить ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. [c.16] Поэтому подлинный успех политика – это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории. В конечном счете нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания и Опыт, является самым верным. 


Информация о работе Политика и мораль