Политика как многогранное явление: специфика, структура, взаимосвязь с другими сферами общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Политика является продуктом классового общества и государства. На начальных ступенях первобытнообщинного строя, в условиях крайне низкого уровня производительных сил, уравнительного распределения продуктов, отсутствия имущественного неравенства и особых органов власти, поведение людей регулировали такие архаичные институты, как вожди, община, род, семья, собрание, обычаи и ритуалы. Потребность в таком универсальном средстве управления человеческим сообществом, как политика, постепенно формировалась и возрастала по мере углубления имущественного неравенства, возникновения частной собственности, эксплуатации и обострения социальных антагонизмов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ1.docx

— 22.99 Кб (Скачать файл)

Политика как многогранное явление: специфика, структура, взаимосвязь с другими сферами общества.

Политика является продуктом классового общества и государства. На начальных ступенях первобытнообщинного строя, в условиях крайне низкого уровня производительных сил, уравнительного распределения продуктов, отсутствия имущественного неравенства и особых органов власти, поведение людей регулировали такие архаичные институты, как вожди, община, род, семья, собрание, обычаи и ритуалы. Потребность в таком универсальном средстве управления человеческим сообществом, как политика, постепенно формировалась и возрастала по мере углубления имущественного неравенства, возникновения частной собственности, эксплуатации и обострения социальных антагонизмов.

Политика - это сфера отношений:

  • индивидов, социальных групп и институтов по поводу использования механизмов и ресурсов государственной власти для удовлетворения общественных интересов и потребностей;
  • государств, союзов государств, международных организаций по поводу урегулирования мировых конфликтов и противоречий, взаимовыгодного сотрудничества.

Так же политикой можно назвать деятельность, направленную на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения.

Политика может классифицироваться по разным основаниям, потому что это многомерное, емкое понятие. К примеру, по видам (внутренняя, внешняя), направленности (экономическая, социальная, национальная, образовательная, инвестиционная, научно-техническая, таможенная, денежно-кредитная, бюджетно-налоговая, ценовая, военная, правовая, экологическая), приоритетности (политика нейтралитета, национального примирения, "открытых дверей", "большого скачка"), характеру (демократическая, тоталитарная, авторитарная, либеральная, социал-демократическая, консервативная).

Выполнение политикой специфических функций предполагает наличие у нее соответствующей структуры. Эта структура придает политике целостность и качественную определенность.

Политика существует благодаря публичным органам власти, а также различным негосударственным политическим институтам, которые составляют политическую организацию общества. Она имеет собственную структуру, компонентами которой являются совокупность органов государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные), партийные и общественно-политические институты, группы влияния и другие звенья, представляющие политические интересы различных слоев общества.

Структура политики - составные "элементы" (строение) политики и устойчивые причинно-следственные связи между ними. Структурные компоненты политики: субъекты и объекты политики, политические процессы, политическая власть, политические идеи и концепции, политические отношения.

Объекты политики - непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт (если это политическая партия, общественное движение, государство, средство массовой информации, инициативная группа граждан и т. д.).

Объекты политики – общественные проблемы и процессы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений.

Политические процессы – система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил:

– согласие;

– сотрудничество;

– политическая борьба;

– конфронтация (противостояние).

 

Политическая власть – наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп. Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами.

Политические идеи и концепции – теоретические основы развития политических отношений общества. Объясняют все аспекты политического, в том числе функционирование политических институтов.

Политические концепции – создаваемые на основе обобщения наблюдений и фактов предположения. Концепции являются основой для создания теорий.

Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни.

Механизм государственной политики включает: формирование легитимных институтов власти; установление правовых норм отношений; выработку стратегического курса общества и принятие политических решений; регулирование ресурсов; прогнозирование и проектирование социально-экономического развития; управление общественными процессами; государственный контроль и арбитраж.

Вместе с тем, власть может стать источником социальных проблем, если используется неумело и злонамеренно. Политика тесно связана с другими сферами жизни: экономикой, правом, наукой, моралью. От гармонии этих связей эффективность политики, стабильность и прогресс общества.

Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется:

    • в принятии законов и политических решений, эффективность регулирующих и стимулирующих экономические отношения;
    • в разработке и реализации экономической стратегии, отвечающей потребностям общества;
    • в создании благоприятных условий для научно-технического и технологического процесса, внедрения инноваций в производство, привлечения инвестиций для укрепления экономического потенциала страны;
    • в целенаправленном формировании социально-классовой структуры гражданского общества (развития предпринимательства, фермерства, индивидуальных хозяйств);
    • в постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования.

        Рыночная экономика  и в демократическом государстве  не способна разрешить многие  противоречия. Её неизбежные спутники - кризисы, инфляция, массовая безработица, банкротство предприятий и другие  явления, дестабилизирующие экономическую  систему.

Государственная политика способна оказывать стимулирующее влияние на рыночные отношения, механизмы самоорганизации и саморегулирования экономики.

Политика и право как регулятивные системы существенно различаются. Правовое регулирование общественной жизни обеспечивается конституционными актами, законами, указами, декретами, постановлениями, распоряжениями. Правовые нормы достаточно определенны и устойчивы.

В отличие от права, политика - более гибкий и противоречивый феномен. Она наиболее изменчива и непостоянна.

Политика задает праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь. Право является средством легитимации социально-политического строя, юридического закрепления и реализации политической стратегии и тактики государства, защиты и укрепления государственности.

Гармоничное взаимодействие политики и законов возможно  лишь в правовом государстве. Только в таком государстве может осуществляться подлинно демократичная политика, которая является необходимым условием совершенствования правовых норм и всевластия закона.

 Политика и мораль - два относительно  самостоятельных способа регуляции  поведения людей. Смысл политики  это эффективное использование  механизма и ресурсов власти  во благо личности, государства  и общества.

Мораль воздействует на политику посредством оценок общественным мнением поведения, отношений и результатов деятельности властных институтов и других участников политического процесса, предъявления к ним нравственных требований. Но и политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к цивилизованному участию в управлении государством и обществом.

Политика всегда была и будет сферой моральной ответственности ее субъектов. Политика лишается компаса, указывающего ей высокие общественные цели и гуманные средства их претворения в жизнь без союза с моралью.

Недооценка или игнорирование научных знаний, демократической культуры управления неизбежно оборачиваются просчетами и ошибками, подрывающими авторитет государственной политики. Главную опасность для общества, стремящегося к стабильности и благополучию, представляет политический авантюризм, игнорирование выводов и рекомендаций науки.

Бездумное заимствование мирового опыта или навязывание обществу нововведений, не имеющих ничего общего с наукой несовместимы с научными представлениями о политике.

Существуют политические концепции тоталитаризма, анархизма, либерализма и кейнсианства:

    • тоталитарная концепция исходит из всеобъемлющей политизации общества: административно-командного управления экономикой, культурой, наукой - всеми сферами общественной и личной жизни граждан.
    • анархистская концепция отождествляет политику, политическую власть с насилием, подавление личности.
    • либерализм максимально ограничивает сферу политики в интересах обеспечения прав и свобод личности. Он разделяет общественную систему на государство и гражданское общество - неконтролируемую государством частную хозяйственную, культурную, семейную, религиозную, политическую жизнь.
    • кейнсианская концепция не приемлет либеральные взгляд на капитализм как на "саморегулируемые" общественные отношения. Ее приверженцы считают необходимым усиление роли политики в обществе, государственного регулирования рыночной экономики в социальных интересах.

 


Информация о работе Политика как многогранное явление: специфика, структура, взаимосвязь с другими сферами общества