Политика как объект изучения
политологии
Понимание
сущности и специфики политологии
невозможно без определения объекта
и предмета этой науки. Объект
познания – это все то, на
что направлена деятельность
исследователя, что противостоит
ему в качестве объективной
реальности. Объектом политологии
является политическая действительность
или политическая сфера жизни
общества. Политика – это деятельность,
важная, необходимая, сложнейшая. Хотя
понятие «политика» привычно
вошло в научный и обыденный
лексикон, определить его нелегко,
как и выделить политические
отношения из всей совокупности
общественных отношений. Существует
множество толкований и определений
политики, что обусловлено многогранностью
самого явления и соответственно
сложностью его познания.
Рассмотрим
некоторые наиболее распространенные
подходы к пониманию сущности
политики и ее определению.
В самом общем виде политика
есть область отношений между
различными общностями людей
– классами, нациями, социальными
группами и слоями. В историческом
аспекте возникновение политики
связано с социальной, этнической,
религиозной дифференциацией общества.
В политике отражаются коренные,
долговременные интересы различных
социальных групп, связанные с
удовлетворением их потребностей.
Политика выступает как инструмент
регулирования, соподчинения или
примирения этих интересов в
целях обеспечения целостности
общественного организма.
Понимание политики как сферы
взаимодействия различных социальных
групп и общностей людей получило
название коммуникационного. У истоков
его стоял Аристотель. Он рассматривал
политику как форму общения, способ
коллективного существования человека.
Согласно Аристотелю, человек –
существо по своей природе общественное
и реализовать себя он может только
в обществе – семье, государстве.
Государство выступает как высшая
и всеобъемлющая форма социальной
связи или «общения» людей.
Таким
образом, политика есть сфера
властных отношений. Власть –
первооснова, суть политических
отношений, важнейшее конституирующее
качество политики. Только на
этой основе можно выделить
политику, политические отношения
из всей совокупности общественных
отношений. Классик политической
науки, немецкий социолог М.Вебер
подчеркивал, что политика «означает стремление
к участию во власти или оказанию влияния
на распределение власти, будь-то между
государствами, будь-то внутри государства
между группами людей, которых оно в себя
заключает…Кто занимается политикой,
тот стремится к власти.» Определение
политики через власть характерно для
многих мыслителей – Н.Макиавелли, В.Парето,
К.Маркса и др. Такой подход к пониманию
политики характеризуется как силовой,
директивный.
В современных условиях все
более активную роль в политической
жизни, наряду с государством,
играют политические партии, общественные
организации и движения, группы
давления. В совокупности они
составляют организационный остов
политики, придают ей внутреннюю
целостность, позволяют выполнять
определенные функции в обществе.
Обладание таким ресурсом, как
власть, определяет верховенство
политики в системе общественных
отношений, обязательность политических
решений для всего общества. Основным
назначением политики является
управление социальными процессами
как систематическое и целенаправленное
воздействие на общество для
сохранения и оптимального функционирования
данного социально-экономического
строя. Отсюда еще один подход
к определению политики, связанный
с объяснением ее функций- управления,
поддержания порядка, сохранения стабильности
социума, авторитарного распределения
ценностей и др.
Политика выступает как организационная
и регулятивно-контрольная сфера
общества, что обусловлено такими
ее свойствами, как универсальность,
всеохватывающий характер, инклюзивность
(включенность во все сферы) способность
воздействовать практически на любые
стороны жизни. Функциональность политики
не только позволяет ей глубоко воздействовать
на другие сферы общественной жизни, но
и связывает ее с ними.
Рассмотренные выше трактовки
политики не исчерпывают всего
многообразия ее определения,
но в совокупности позволяют
раскрыть сущность политики как
социального явления. Политика
есть сфера деятельности, связанная
с отношениями между классами,
нациями, другими социальными
группами, имеющая целью завоевание,
организацию и использование
государственной власти, управление
социальными процессами.
Различают политику внутреннюю
и внешнюю. Внутренняя политика
охватывает основные направления
деятельности государства, его
структур и органов по регулированию
взаимодействия людей внутри
данного сообщества. В зависимости
от сферы общественных отношений,
которая является объектом политического
воздействия, возможно выделение
экономической, социальной, культурной,
национальной, демографической и
других видов политики.
Внешняя политика – это деятельность
государства на международной
арене, регулирующая его отношения
с другими субъектами внешнеполитической
деятельности: государствами, зарубежными
партиями, иными общественными объединениями,
международными органами.
Политика существовала
не всегда. Среди причин ее
возникновения — поляризация
общества, появление социальных
противоречий и конфликтов, нуждающихся
в разрешении, а также возросший
уровень сложности и значимости
управления обществом, потребовавший
формирования особых, отделенных
от народа органов власти. Появление
политической и государственной
власти и есть важнейшая предпосылка
политики.
По масштабам
проведения различают локальную,
региональную, общенациональную и
международную политику, а по
срокам осуществления — текущую,
долговременную и перспективную.
Субъекты политики — это индивиды,
социальные группы, слои, организации,
прямо или косвенно участвующие
в процессе реализации политической
власти или влияния на нее.
Субъектами политики могут быть:
а) социальные общности (классы, нации
и др.); б) различные организации
и объединения (государства, партии,
движения, церковь и т. д.); в)
политические элиты (привилегированные
группы, занимающие руководящие
позиции во властных структурах,
непосредственно участвующие
в принятии властных решений); г) отдельные
личности (в том числе и политические лидеры).
Степень и границы политической деятельности
субъектов политики зависят от существующей
в стране политической системы, которая
определяет пределы и нормы политической
активности; от социальной структуры общества,
наличия или отсутствия социальных барьеров
(цензов, кастовых, национальных, религиозных,
сословных и прочих ограничений); от общественного
положения того или иного слоя, личности,
социального института; от субъективных
факторов (личных качеств человека, численности
и системы ценностей политических движений
и партий и т. д.) и ряда других обстоятельств
(например, от политической ситуации в
стране).
Объекты
политики (т. е. общественные отношения,
сферы общественной жизни, на
которые направлена политика) разнообразны.
Внутренняя политика регулирует
отношения, возникающие по поводу
осуществления политической власти
внутри общества, а внешняя —
отношения между государствами
на международной арене. В свою
очередь в зависимости от объектов,
на которые направлена внутренняя
политика, различают экономическую,
социальную, культурную, военную, экологическую
политику и др.
Политика как всякая сознательная
деятельность имеет определенные
цели. Они могут быть долгосрочными
и текущими, актуальными и неактуальными,
реальными и нереальными. Цели
той или иной политики зависят
от субъектов осуществления политики,
от их интересов, от назревших
социальных потребностей, от состояния
общества. В политической практике остро
стоит вопрос о соотношении целей и средств
политической деятельности. Оправдывает
ли «высокая», благородная цель «грязные»,
насильственные методы ее достижения?
Часть мыслителей, политиков-практиков
утверждали нерасторжимость политики
и морали, верховенство моральных норм
в политике (Аристотель, И. Кант). Но такой
подход ведет к отрыву политики от реальности,
делает ее малоэффективной и догматичной.
Другой подход связан с именем Н. Макиавелли,
отделявшего политику от морали (в соответствии
с известной формулой: «Цель оправдывает
средства»). Но использование неправедных
средств для достижения «высоких» идеалов
не только аморально, но и часто приводит
к результатам, заметно отличающимся от
заранее поставленных целей. Очевидно,
необходима целая система мер общественного
контроля за деятельностью политиков
— мер, основанных на общечеловеческих
ценностях (прежде всего правах и свободах
человека).