Политическая элита Кыргызстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:49, реферат

Краткое описание

Но первые классические теории элит были сформулированы в конце XIX – начале ХХ вв. Г.Моской, В.Парето и Р.Михельсом. Они рассматривали общество как единство относительно малочисленного класса управляющих и большинства управляемых. Г.Моска относил к элите наиболее активных людей, ориентированных в политике на власть. Не народ играет главную роль в политике и не каждый человек может и способен управлять обществом. Это делает элита, владеющая специальными политическими знаниями и долженствующая сформироваться на основе образования, интеллекта и профессионализма. Правящие элиты являются закрытыми, поэтому со временем они приходят к упадку, считал В.Парето. Перевороты, революции – это и есть смена элит, когда на место правящей элиты приходит контрэлита.

Содержание

1 Политическая элита
2 Неокыргызская политическая элита
Краткий портрет
История.
Начало
Советский период
Современность.
Регионализм.
Клановость
3 Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат .docx

— 22.33 Кб (Скачать файл)

Академия  Управления при Президенте Кыргызской Республики

Институт Экономики и Финансов

 

Реферат

 

На  тему: Политическая элита Кыргызстана

Дисциплина: Политология

 

 

Выполнил: Зарылбеков Урмат З.

Проверила: Элебаева А. Б.

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек 2012

 

План

1 Политическая элита

2 Неокыргызская политическая элита

Краткий портрет

История. 
 Начало

Советский период

Современность.

Регионализм.

Клановость

       3 Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая  элита

 

(лат. eligere и фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — особая группа людей, занимающая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осуществляющая функцию руководства властными отношениями. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Корни элитарного строения общества и государства  можно найти у многих мыслителей древности. Так, Платон делил общество на три страты: философскую сверхэлиту, элиту управляющих и массу, призванную повиноваться.

Но первые классические теории элит были сформулированы в конце XIX – начале ХХ вв. Г.Моской, В.Парето и Р.Михельсом. Они рассматривали общество как единство относительно малочисленного класса управляющих и большинства управляемых. Г.Моска относил к элите наиболее активных людей, ориентированных в политике на власть. Не народ играет главную роль в политике и не каждый человек может и способен управлять обществом. Это делает элита, владеющая специальными политическими знаниями и долженствующая сформироваться на основе образования, интеллекта и профессионализма. Правящие элиты являются закрытыми, поэтому со временем они приходят к упадку, считал В.Парето. Перевороты, революции – это и есть смена элит, когда на место правящей элиты приходит контрэлита.

Г.Моска обратил внимание на значение организации элит, которое развил Р.Михельс. По его мнению, элита зависит от организованности. Р.Михельс выдвинул «железный закон олигархии», в соответствии с которым организационные условия предполагают осуществление властвующего отношения. Критериями принадлежности к элите могут быть: организаторские способности, материальное и интеллектуальное превосходство, особые индивидуальные качества и др. Западные политологи выделяют и другие критерии: престижное образование, профессионализм при базовом юридическом образовании, вход или близость к властям и др.

В нашей стране проблема политической элиты как  область научного исследования и  сфера практическо-политической деятельности была многие десятилетия закрыта и отрицаема как «не наша», не имеющая общественно-политической реальности, а, следовательно, и значимости. Кардинальное изменение парадигмы политического развития России показало, что политические элиты – это вполне реальное, необходимое и неизбежное явление, которое следует изучать, развивать и совершенствовать.

 

Неокыргызская политическая элита 

 

Краткий портрет 
 
Современное кыргызское государство существует всего 10 лет. Это маленький срок в масштабах исторического развития, но внутренние законы зарождения и формирования нового сословия, в данном случае политической элиты, уже сегодня требуют своего осознания. В связи с чем, возникает необходимость рассмотреть этот процесс изнутри, разложив на отдельные аспекты. 
Данная работа, - это всего лишь небольшая попытка отобразить те законы и процессы, по которым формировалась политическая элита Кыргызстана на рубеже 20 и 21 веков. Здесь не затрагивается полная история или биография происхождения тех или иных личностей, а всего лишь объясняются некоторые аспекты, которые влияли, определяли и являлись связующим звеном формирования первой правящей элиты Кыргызстана и по каким законам развивалась власть внутри себя, на заре становления кыргызского государства. 
 
История. 
 
Начало. История зарождения современного кыргызского государства не отделима от истории России. Этот процесс начался более 150 лет назад, когда произошло первое знакомство кыргызов с русской цивилизацией. Уже тогда кыргызский народ состоял из множества родоплеменных образований, свободно кочевавших по всей территории Центральной Азии. Даже сегодня практически каждый кыргыз может установить древо своей родословной до первого колена. 
 
В ту пору, первым русским эмиссарам приходилось иметь дело с уже сложившейся родоплеменной знатью или политической элитой кыргызов, как наиболее грамотной и влиятельной частью местного населения. Их отпрыски, затем стали получать образование в Санкт-Петербурге, Омске и т.д. и в дальнейшем составили политическую элиту кыргызов на рубеже 19 - 20 веков. Однако после революции 1917 года в России, эпоха кыргызких манапов и баев полностью завершилась, как эпоха уже сложившегося феодального класса и политической элиты того времени. 
 
Советский период. При новой "советской" власти, формирование политической элиты кыргызов стало происходить абсолютно по иным принципам, - в частности, из слоев кыргызов-бедняков, примкнувших к революции и прошедших школу "Коминтерна". И постепенно "Власть Советов" полностью отвергла опору на национальные ментальные ценности кыргызов, как родоплеменные отношения, местничество, землячество и регионализм, заменив ее классовой борьбой. 
По мере становления советского государства и при формировании новой коммунистической элиты Советской Киргизии, ЦК КПСС были полностью отброшены пережитки прошлого, замененные рациональным профессионализмом, согласно доктрине И. Сталина, "кадры решают все". 
 
Так закончился советский период, где при формировании советской элиты кыргызов основной упор был сделан на воспитанников интернатов и детдомов, выросших весьма далекими от традиционного воспитания. Постепенно региональный фактор не стал иметь официального политического влияния, хотя широко использовался партийными лидерами республики для упрочения своих позиций на местах. 
 

Современность. 
 
В постсоветский период ситуация начала кардинально меняться. На выборах первого Президента страны в 1990 году, на заседании Верховного Совета Киргизской ССР было всего два соискателя. В тот момент, действующему Первому Секретарю ЦК Компартии Киргизии южанину А. Масалиеву противостоял Первый секретарь Иссык-Кульского обкома КПК – северянин Жумгалбек Аманбаев. Шансы А. Масалиева выглядели несколько лучше, но неожиданно в борьбу ввязался третий кандидат - Председатель Совмина Киргизской ССР, представитель северян Апас Жумагулов. Вследствие чего, никто из трех претендентов не набрал необходимых 50% для победы, и все трое выбыли из дальнейшей борьбы (согласно положениям Конституции). В дальнейшем, северянам удалось объединить общие усилия и провести в Президенты своего человека - А. Акаева, который и ныне возглавляет страну. 
 
В дальнейшем северянину Апасу Джумагулову, Акаев доверил пост Премьер-министра, который он занимал в течение пяти лет. (По отцу татарин, Апас Джумагулов был далек от родоплеменных пристрастий кыргызов, имел русское образование и жену, пройдя полное партийное становление. Это был типичный партийный босс советской закалки, профессионал-трудоголик шагавший по колхозным полям и цехам, давая план и выработку. Являясь человеком городской субкультуры, он мало тянулся к традиционным ценностям кыргызов, как кумовство, родство и братство). Возможно, именно этим можно объяснить им поддержку экономической инициативы молодых предпринимателей на заре независимости, не взирая на родо-клановые принадлежности. Сохраняя дистанцию от политической "кухни" суверенного Кыргызстана, основанной на национальной кыргызской специфике, премьер-министр А. Жумагулов достаточно успешно сумел возглавить Кабинет Министров своего периода. 
 
Следует отметить, что это был момент, когда впервые ярко высветились очертания таких понятий как: регионализм и клановость, сохранившие себя из далекой старины кыргызов. Тогда выделились две ее главные составляющие: "Север" и "Юг". 
 
Регионализм. Как оказалось по происшествии 10 последующих лет, региональное размежевание кыргызского общества полностью сохранилось несмотря на огромное влияние завоеваний социализма. И сегодня южный регион охватывает территории Ошской, Джалал-Абадской и новообразованной Баткенской областей, а Северный регион включает в себя территории Чуйской, Таласской, Иссык-Кульской и Нарынской областей. Данное разделение произошло чисто географически: два региона оказались разделенными труднопроходимыми горными хребтами и массивами. 
 
Даже в настоящее время, Север и Юг страны соединяет только одна современная автодорога Бишкек-Ош, которая признана стратегической и полностью реконструируется на средства международных финансовых институтов. Вследствие этого, культурно-экономическая и политическая связь между Югом и Севером страны всегда сильно ограничивалась. Хозяйственный уклад, торгово-экономические и политические отношения, а также менталитет жителей юга формировался вокруг Ферганской долины, а жителей севера - вокруг Чуйской, которые даже сегодня весьма разнятся между собой. 
 
Позже, о наличии регионального фактора в современной государственной кадровой политике Кыргызстана, впервые официально был вынужден заявить первый президент Кыргызстана Аскар Акаев, в середине 90-х годов. Такую позицию он был вынужден принять под воздействием новой действительности, привнесенной демократическими переменами. Дело в том, что в тот момент, выборность высшей государственной должности, то есть поста Президента и концентрация 2/3 населения в южной части страны оправдывала новую региональную политику руководства Кыргызстана. 
 
Клановость. Другим составляющим элементом политической элиты современного Кыргызстана является клановость, выросшая из простого регионализма, и по ступени своего развития стоящая над ней. Сегодня клановость играет ключевую роль в государственном управлении Кыргызстана, и в настоящее время во власти, она представлена в основном, северянами. Что касается степени влияния, то современная иерархия кланов выстроена следующим образом: Чуй, Талас, Нарын и Иссык-Куль. Естественно, что во власти доминируют представители влиятельных северных родов: Сарыбагыш, Кушчу, Солто, Тынай, Саяк, Бугу, Сару и т.д., среди которых своя иерархия влиятельности.

 

Заключение

- Учитывая, что мы живем  в парламентской республике, необходимо  сделать так, чтобы партии обладали  профессиональными кадрами, которые  в состоянии изменить ситуацию  в стране. Истории многих стран  демонстрируют, что партии переживают  болезнь своего роста. Это происходит  сейчас и в нашей стране. Мы  видим партийную коррумпированность, закрытость, партии становятся фактически  частной собственностью одного  политика. Но США и Великобритания  смогли перешагнуть через эти  проблемы и найти курс, развить  партийное строительство и в  результате свои государства.

У нынешних партий Кыргызстана  есть две серьезные проблемы. Первая – в наших партиях отсутствуют  прозрачные механизмы приятий решений. Второе – внутри партий отсутствует  конкуренция. Нормальным явлением в  крупных партий должно стать наличие  нескольких фракций, которые бы конкурировали  между собой и могли критически подходить к вопросам главного партийного курса. Поэтому мы должны бороться за то, чтобы партии были открыты и  прозрачны и становились механизмом по формированию элиты страны.


Информация о работе Политическая элита Кыргызстана