Политические идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 12:57, реферат

Краткое описание

Идеология — система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Политические идеологии.pptx

— 87.15 Кб (Скачать файл)

Политические  идеологии 

Идеология — система концептуально оформленных  представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики.

В отличие от науки, идеология содержит не только знания о политической жизни, но и оценку политических процессов с позиций носителя данной идеологии, то есть содержит также и различные предубеждения.

Политическая  идеология создается деятельностью  определенных слоев или даже отдельных  личностей. Идеология является питательной  почвой для формирования общественно-политических движений.

Структура идеологии:

    • политическая теория
    • общественно-политический идеал ("светлое будущее")
    • концепция политического развития
    • политические символы

Консерватизм 

(от  лат.conservate - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

На  раннем этапе своего развития консерватизм отражал интересы дворянских кругов, а в XIX веке, приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в идеологическое оружие буржуазии. Самым важным вкладом в развитие либеральной политической и экономической философии стало укрепление консерватизмом социальной интеграции.

Традиционализм  как разновидность консерватизма  делает упор на необходимости сохранения социальных устоев и соблюдении моральных  традиций, присущих рыночному капитализму, а в некоторых случаях и  феодализму.

Другой  разновидностью консерватизма, как считают многие политологи, является неоконсерватизм. По своему подходу к решению важнейших политических и социальных вопросов очень близок к неолиберализму

Исследование  различных форм неоконсерватизма в  Западной Европе и США позволил ряду политологов сделать вывод о  том, что существует три его разновидности. Первая - либерально-консервативная, которая  ярко выражена в Великобритании и  США, где слияние либерализма  и консерватизма полностью завершилось, и либерализм представляет единая партия, находящаяся на правом фланге политического  спектра, обладающая однородной идеологией и устойчивой социальной базой. Эта  форма неоконсерватизма утверждает максимально тесные связи между  рыночной экономикой, индивидуальной свободой и властью закона.

Следующая разновидность - христианская демократия. Здесь главный акцент ставится на ценности христианского морального порядка. Христианская демократия одобряет в отличие от либерального консерватизма  государственное регулирование  поведения людей, а концепция  органичного общества сохраняет  большое влияние.

Наблюдается растущее сближение этих двух разновидностей современного консерватизма. 

К третьей разновидности относится  авторитарный консерватизм или консервативный национализм, который отстаивает сильное  государство, необходимой для защиты консервативных ценностей. За государством признается право вмешиваться как  в экономику, так и в деятельность отдельных институтов, поскольку  рынок и личность считаются выражением анархистских начал. Национализм и  популизм в значительно большей  степени присущи именно данной разновидности. Консервативный национализм придает  первенствующее значение национальным традициям, национальному единству и национальной гордости, что работает на укрепление государства. Все три  разновидности консерватизма, несмотря на различия в своих идеологических нюансах и акцентах, должны рассматриваться  как составные части целостной  консервативной плеяды, имеющей ряд  основных принципов, которые разделяются  всеми его подразделениями. К  ним относятся следующие:

- существует универсальный моральный  порядок, санкционируемый и поддерживаемый  религией;

- природа человека несовершенна, в ней скрывается неразумие  и греховность;

- естественное неравенство людей  в отношении физического и  умственного развития;

- попытки социального уравнительства с помощью силы закона бесперспективны;

- важнейшая роль частной собственности  для достижения личной свободы  и защиты социального порядка;

- ненадежность прогресса; традиционные  нормы являются главной движущей  силой прогресса;

- сфера человеческого разума ограничена, отсюда вытекает важность традиций, институтов, символов, ритуалов и  даже предрассудков;

- рассредоточение, ограничение и  сбалансированность политической  власти, которая способна предотвратить  возможную тиранию правления  большинства. 

Либерализм 

Либерализм, буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Либерализм — система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей). По мере развития капиталистических отношений реальное содержание Либерализм претерпевало сложную эволюцию при крайней пестроте его конкретно-исторических форм.

    • К основным принципам либерализма относятся:
    • Безусловная ценность человеческой личности
    • Изначальное равенство перед законом
    • Неотчуждаемые права
    • Договорной характер отношений индивида и государства
    • Верховенство закона как инструмента социального контроля
    • Защищенность частной жизни человека и свободы его действия
    • Свобода, в либерализме, рассматривается как высшая ценность и средство обеспечения морального, интеллектуального и экономического прогресса общества.

Фашизм 

Фашизм  — социально-политические движения, идеологии и государственные  режимы тоталитарного типа. В узком  смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20—40-х  гг. 20 в. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый новый порядок и предельно  жёсткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной  организацией) и непререкаемый авторитет  вождя, фюрера. Тотальный, в том числе  идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к чуждым национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации —  непременные элементы идеологии  и политики фашизма. Режимы и движения фашистского типа используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской  державности, апологетику войны. Фашизм находит опору преимущественно в социально-обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов или катаклизмов модернизации. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка. По видимой противоположности идеологических установок (например, класс или нация), по способам политической мобилизации общества, приёмам террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные движения и режимы большевизма, сталинизма, маоизма и др. В условиях слабости демократических институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьёзную угрозу.  

Коммунизм 

Общественно-экономическая  формация, основанная на общественной собственности на средства производства, при которой ставится целью построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и  осуществление принципа «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Первобытный коммунизм общественный доклассовый строй первобытной родовой общины.

Военный коммунизм во время гражданской войны (1918-1920 гг.): внутренняя политика советской власти, направленная на вытеснение капиталистических элементов военно-приказным путём - национализацией всей крупной, средней и мелкой промышленности, продовольственной диктатурой, выражающейся в продразверстке, всеобщей трудовой повинностью, заменой частной торговли государственным распределением товаров по карточной системе.

Социал-демократическая  идеология 

Два основных течения социалистической мысли – социал-демократическое  и коммунистическое – к 1970 –м гг. добились значительных успехов в  осуществлении своих идей и приобрели  в мире огромное влияние, несмотря на глубокие расхождения и острое противоборство между ними в представлениях о  социализме  и путях его  достижения.

Социал-демократы  представляют свободу как развитие ответственной самой за себя   личности, независимой от других и  защищенной от давления. Важное значение придается ими взаимопомощи друг другу на основе добровольной всеобщей солидарности людей, независимо от этнических, классовых, конфессиональных и др. различий.

Социал-демократы  представляют социализм, в отличие  от коммунистов, не как состояние  общества, а как процесс реализации трех основных ценностей: справедливости, свободы, солидарности.

Социализм представляется им результатом эволюции, проведения реформ, создания  благоприятных  правовых, материальных и социальных условий для развития личности.

Цель  социал-демократического движения – демократический социализм.

Характерные черты социал-демократического течения  политической мысли : плюрализм и  динамизм, разногласия и дискуссий.

Это течение смогло стать инициатором  решения многих общественных проблем  и добиться значительных успехов  во множестве наиболее развитых стран, особенно в Западной Европе.

Преувеличенные  надежды  социал-демократами возлагались  на государственное регулирование (активное вмешательство государства  в экономическую жизнь).

В настоящее  время социал-демократическое  течение преодолело тенденцию преувеличения  роли государства в продвижении  к социальной справедливости. Оно  занялось поиском конкретных возможностей и сил для углубления социальной справедливости в обществе.

Анархизм 

общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной  власти и политической организации  общества, провозглашающие своей  целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Основная идея анархизма состоит в отрицании  всякой государственной власти и  проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты выступали за немедленное  уничтожение всякой государственной  власти в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм сложился в 1840-1870-х  годах в Западной Европе; его идеологами были М. ШтирнерП. ПрудонМ.А. БакунинП.А. Кропоткин. В России в 19 веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907) и Гражданской войны.

  

Информация о работе Политические идеологии