Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 01:34, сочинение
Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В своих исследованиях он стремился расширить фактологическую базу социально-политической теории, описать причины, вызывающие изменения в законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей. «Я установил общие начала, – писал Монтескье, – и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие...
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
Монтескье создал первую развернутую
политическую доктрину в идеологии просветительства.
В своих исследованиях он стремился расширить
фактологическую базу социально-политической
теории, описать причины, вызывающие изменения
в законодательстве и нравах, и, обобщив
накопленный материал, выявить законы
истории. Монтескье был убежден, что ход
истории определяется не божественной
волей и не случайным стечением обстоятельств,
но действием соответствующих закономерностей.
«Я установил общие начала, – писал Монтескье,
– и увидел, что частные случаи как бы
сами собою подчиняются им, что история
каждого народа вытекает из них как следствие...
Принципы свои я вывел не из своих предрассудков,
а из самой природы вещей».
Эмпирические методы исследования в трудах
Монтескье используются наравне (и поэтому
вступают в резкое противоречие) с методологией
рационализма. Так, изучение первобытного
общества позволило ему преодолеть договорную
теорию происхождения государственной
власти. Заимствуя идею естественного
(догражданского) состояния, он в то же
время отвергает рационалистические конструкции,
в которых образование государства выводилось
из требований естественного права. Не
принял он и само понятие общественного
договора.
Возникновение политически организованного общества Монтескье склонен рассматривать как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Не имея достаточных материалов, чтобы построить общую теорию происхождения государства, мыслитель пытается объяснить этот процесс, анализируя то, как зарождались конкретные социальные и правовые институты. В связи с этим он полемизирует с предшествующими ему теоретиками, которые вопреки историческим фактам переносили в естественное состояние такие социальные явления, как собственность (Дж. Локк) и война (Т. Гоббс). Монтескье был одним из зачинателей историко-сравнительного изучения общества и государства, эмпирического правоведения.
Закономерности общественной жизни Монтескье
раскрывает через понятие общего духа
нации, (отсюда название его главного труда).
Согласно его учению на общий дух, нравы
и законы нации воздействует множество
причин. Эти причины делятся на две группы:
физические и моральные.
Физические причиныопределяют
общественную жизнь на самых первых порах,
когда народы выходят из состояния дикости.
К таким причинам относятся: климат, состояние
почвы, размеры и положение страны, численность
населения и др. Например, на юге климат
жаркий, там люди изнежены, ленивы и работают
только из страха наказания. В жарких странах
«обыкновенно царит деспотизм». Наоборот,
на севере, где климат суровый и преобладают
бесплодные земли, люди закалены, храбры
и свободолюбивы. Для северных народов
характерны умеренные формы правления.
Пытаясь установить соотношение между физическими причинами, определяющими политическую жизнь, Монтескье проницательно замечал, что «законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни».
Ведущую роль среди физических причин Монтескье отводил географическим факторам. Сама постановка вопроса о значении географической среды в жизни общества была плодотворной, ибо ориентировала политическую мысль на выявление объективных причин государства и права. В этом французский просветитель приближался к пониманию материальной обусловленности политики. Вместе с тем абсолютизация географических факторов приводила его к совершенно произвольным выводам (вроде того, что азиатские народы склонны к подчинению, а европейцы – к господству). Эти идеи Монтескье впоследствии были использованы идеологами геополитики и расизма.
Моральные причинывступают в действие позднее, с развитием цивилизации, отмечал Монтескье. К их числу относятся: принципы политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство народов сильнее, чем физические, и постепенно вытесняют их. Как писал просветитель, «моральные причины более влияют на общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физическими причинами».
В своем учении Монтескье поднимается, таким образом, до осознания того, что историческое развитие общества представляет собой результат сложного взаимодействия объективных и субъективных причин. Он верно подметил и тенденцию к возрастанию субъективного фактора в истории. Однако эти положения были истолкованы мыслителем в духе философии рационализма, противопоставлявшей объективную необходимость и свободный разум. Написание книги «О духе законов», по словам автора, преследовало цель показать «триумф морали над климатом».
Среди моральных причин важнейшими являются принципы государственного строя. Для Монтескье, как и для многих идеологов либерализма, проблема рациональной организации общества – это проблема главным образом политическая и правовая, а не социальная. В идеологии раннего либерализма свобода означала разумную организацию государства и обеспечение режима законности. Подобно Вольтеру Монтескье отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Свобода, утверждал он, «есть право делать все, что дозволено законами».