Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 01:47, контрольная работа
Основные предпосылки для появления политической науки возникают только в XIX в. в процессе складывания социологии — науки, изучающей законы существования и развития общества вне каких-либо этически окрашенных оценочных суждений (хорошо или плохо то или иное явление).
Такое сознательное дистанцирование науки от оценочных суждений играло основополагающую роль, поскольку без него трудно выработать сколько-нибудь объективный взгляд на социальную жизнь людей, во всех ее сферах пронизанную ценностными ориентирами, моментами выбора: от простейшего — например, выбор между более интересной или лучше оплачиваемой работой — до индивидуального или коллективного выбора той или иной формы правления.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА
Кафедра политологии и правоведения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме: « Политические учения классической древности»
Выполнил: студент 4 курса з/о
Баянова Я.И.
Специальность: ЭУН
Проверил: Залысин И.Ю.
МОССКА 2013
Основные предпосылки для появления политической науки возникают только в XIX в. в процессе складывания социологии — науки, изучающей законы существования и развития общества вне каких-либо этически окрашенных оценочных суждений (хорошо или плохо то или иное явление).
Такое сознательное дистанцирование науки от оценочных суждений играло основополагающую роль, поскольку без него трудно выработать сколько-нибудь объективный взгляд на социальную жизнь людей, во всех ее сферах пронизанную ценностными ориентирами, моментами выбора: от простейшего — например, выбор между более интересной или лучше оплачиваемой работой — до индивидуального или коллективного выбора той или иной формы правления.
Непосредственное наблюдение и научный анализ говорят только о том, что в обществе происходит и что в нем возможно, но не могут ответить на вопрос о том, что желательно.
В политической сфере доводы в пользу предпочтительности того или иного государственного устройства являются следствием политической аргументации, различные комбинации которой составляют основу различных политических теорий.
Если мы будем
рассматривать историю
Такого рода взаимодействие
запрограммировано в самом
Участвуя в политике, люди вступают в различные связи друг с другом, создавая различные структуры, в которых реализуется власть — доминирующий принцип политических отношений.
Таким образом, участники политического процесса являются одновременно (правда, в различной степени) носителями властных отношений на самых различных уровнях — государственном, групповом, межличностном. В зависимости от особенностей общественной организации распределяется и сфера их интересов, выраженных в различных вариантах политической теории и идеологии.
По определению американского политолога Р. Низ- бета, «идеология — это любая разумно взаимосвязанная структура моральных, экономических, социальных и культурных идей, имеющая прочную и хорошо известную связь с политикой и политической властью». Идеологическая окраска абсолютного большинства политических теорий и в наши дни является серьезным препятствием для научного осмысления политики. Множественность и неоднозначность ее интерпретаций как результат исключительно сложного и противоречивого процесса генезиса политической науки предопределил во многом сосуществование внутри нее многообразных теорий, концепций, представлений, по-разному объясняющих феномен политики. Его осмысление и по сей день остается таким же творческим процессом, каким он предстает перед нами в Древней Греции.
Возникновение и развитие
политической мысли в государствах
Древ-него мира мы рассмотрим на примере
Древнего Востока, включающего в себя
Египет, Вавилон, Индию, Китай.
Политические учения в государствах Древнего
Востока. Рабовладельческие государства
Древнего Востока образовались в IV – III
тысячелетиях до н.э. Первыми из них были
Египет и Вавилон. С возникновением этих
государств зародилась и стала развиваться
и политическая мысль.
Своеобразный политический уклад древних
государств Востока обуславливался особенностями
их экономического уклада, который формировался
в условиях необходимости создания огромных
ирригационных систем, без наличия которых
земля, в силу засушливости климата, не
давала урожая. Сооружение и пользование
ирригационными системами были возможны
только при наличии объединенных усилий
огромных масс людей, только сообща. Именно
поэтому в этих государствах длительное
время сохранялась сельская община, а
индивидуальная частная собственность
развивалась медленно.
Коллективный труд требовал кроме всего
прочего руководства централизованной
власти. И в Египте, и в Вавилоне эта власть
осуществлялась в самых жестких формах
восточного деспотизма. Это отражалось
и в содержании политических учений, возникавших
и развивавшихся в ту эпоху на берегах
Нила и Евфрата.
Главной идеей всех существовавших тогда
политических воззрений в Египте была
идея сохранения неограниченной власти
верховного правителя - фараона. Утверждалось,
что эта власть имеет божественное происхождение,
поэтому всякое посягательство на нее,
на фараона является недопустимым, а неповиновение
ему (фараону) должно строго караться.
Аналогичные политические идеи господствовали
и в Вавилоне. Так, в широко известных «Законах»
вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до
н.э.), превозносится неограниченная власть
царя, проводится идея всемерной защиты
интересов рабовладельцев, на страже которых
стоит государство. Народ должен чувствовать
себя за спиной царя как за крепостными
стенами и не допускать даже мысли о неповиновении.
Проповедь неограниченной власти правителя
была главным содержанием политических
идей и в Древней Индии. Вместе с тем, там
возникает и мысль о социальном равенстве
людей, зародившаяся в буддизме – религии,
возникшей в VI – V вв. до н.э. Она провозглашала
идею любви к ближнему, духовного равенства
людей. Ранний буддизм был проникнут сочувствием
к угнетенным массам.
Наибольшего развития политическая мысль
достигла в Древнем Китае, на территории
которого рабовладельческие государства
образовались во II тысячелетии до н.э.
Политические учения Китая отражали ожесточенную
борьбу богатых и бедных, рабовладельцев
и рабов. Интересы правящих классов защищал
в своем учении политический мыслитель
Древнего Китая Конфуций.
Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) – великий
китайский мыслитель, известный на родине
как Конфуций, родился в бедной, но знатной
и имевшей богатую родословную семье.
В молодые годы он занимает различные
хозяйственные должности, однако скоро
основывает частную школу, в которой и
разрабатывает свое учение.
Беседы и высказывания Конфуция записанные
его учениками, являются важнейшим источником,
раскрывающим этико-политическое учение
древнего конфуцианства. Современные
исследователи с полным основанием относят
Конфуция к тем первым авторам, которые
заметили и попытались теоретически осмыслить
интегрирующую и регулирующую роль традиции
не только в обществе, но и в отношениях
общества и власти.
Конфуций проповедовал идею культа предков,
сохранения управления государством на
основе ритуалов и обрядов, т.е. неписаных
законов. Мудрый правитель, согласно Конфуцию,
управляет с помощью «ли». Этот термин
в небольших по объему конфуцианских беседах
и высказываниях встречается более 70 раз
и имеет многообразные толкования, но
суть всех трактовок близка. «Ли» – это
и традиция, и обряд, и ритуал, и обычай,
и история, и древность. «Из старого выводить
новое, а не руководствоваться абстрактным
долженствованием, черпать идеалы в состоявшемся
прошлом, а не проблематичном будущем,
выбирать спокойствие консерватизма,
а не раздоры прогрессизма» – так можно
было бы сформулировать этический пафос
патриархальной аксиологии Конфуция.
Благородный муж или правитель, согласно
Конфуцию, сам соответствует сложившимся
в обществе этическим канонам и управляет,
опираясь на них.
Рассуждая о власти, Конфуций не только
утверждает необходимость опоры на традицию,
но и утверждает традицию как одну из более
приемлемых, с его точки зрения, альтернатив
для устройства власти. «Путь древних
правителей был прекрасен потому, что
свои большие и малые дела они совершали
в соответствии с ритуалом». Другие пути
правления Конфуций отвергает. Он утверждает:
«…если руководитель будет поддерживать
порядок при помощи наказаний, народ будет
стремиться уклоняться. Если же руководить
народом посредством добродетели и поддерживать
порядок при помощи ритуала, народ будет
знать стыд, и он исправится».
Управление государством, по Конфуцию,
должно быть таким, чтобы «…народ не смел
обсуждать государственные дела». Народ,
по мнению Конфуция, должен лишь беспрекословно
повиноваться императору, аристократам
и мудрецам. «Неповиновение простолюдина
высшему есть начало беспорядка». Конфуций
придает большое значение воспитанию,
просвещению, проповедует необходимость
морального самоусовершенствования.
Учение Конфуция очень противоречиво,
в нем есть как прогрессивные, так и реакционные
идеи. Впоследствии каждый общественный
строй, каждый правитель использовали
то те, то другие идеи Конфуция для защиты
своих интересов.
Оппонентами Конфуция выступила школа
«легистов» или законников (Фа-Цзя). В отличие
от конфуцианства, легисты основную роль
в управлении государством отводили не
этике, а праву. По их мнению, правитель
должен поддерживать свою власть при помощи
системы жестоких наказаний, которые зафиксированы
в законах, созданных самим правителем,
и которые обязательны для исполнения
всеми без исключения его подданными.
Все подданные равны перед правителем
лишь в своем бесправии.
Школа легистов господствовала в китайской
политический мысли в период правления
знаменитого императора Цинь Шихуанди,
который сделал их учение своей идеологией,
а последователей конфуцианства подверг
репрессиям. Однако после смерти императора
школа легистов постепенно утрачивает
свое влияние, а конфуцианство вновь заняло
господствующие позиции. Со временем,
школы конфуцианцев и легистов слились
в единую этико-философскую идеологию,
которая господствовала в Китае на протяжении
более двух тысячелетий. Современные исследователи
китайской истории и культуры делают следующий
вывод: идеологии двух школ (конфуцианской
и легистской) оказали решающее влияние
на формирование теории государства и
права Китая, теории, на основе которой
строилась вся практика государственного
управления страной вплоть до XX века.
В истории возникновения и развития древнегреческой политической мысли выделяются три периода. Ранний период (IX— VIвв. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. Второй период (V— первая половина IVв. до н.э.) — это время расцвета древнегреческой философской и политической мысли. Третий период (вторая половина IV—II в. до н.э.) — период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности.
В древнегреческой философской и политической мысли выделяются Сократ, Платон и Аристотель, оставившие глубокий след в духовной истории человечества.
Сократ (469—399 гг. до н.э.) — принципиальный сторонник законности, он использовал этот принцип в качестве одного из важнейших критериев классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Он стремился выделить присущие им черты своеобразия. Царство и тиранию Сократ считал властью, но отличной друг от друга. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он именовал царством, а власть против воли народа, основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, — тиранией. Сократ резко отрицательно относился к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия.
В плане практической политики сократовский идеал о разумно справедливых началах государства означал правление знающих, т.е. обоснование принципа компетентного правления. Подобный политический идеал правления знающих критически расходился с принципами как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. В качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ считал аристократическую Спарту и Крит, которым и должны были подражать его родные Афины.
Учение Сократа, его жизнь и смерть не только произвели большое впечатление на его современников и учеников, но и оказали заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.
Платон (427—347 гг. до н.э.) — один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии и политических учений. Политические воззрения Платона изложены в основном в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы».
В диалоге «Государство» он одним из первых обращается к характеристике политических форм. Описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Им противопоставляется идеальное государство — справедливое правление избранных философов-мудрецов, ибо истинное знание доступно только этим «редким людям». Политический идеал Платона предполагает, что личность, общество и государство растворены в полисе. Он вводит жесткую иерархию сословий: философы-правители, стражи (воины), составляющие в совокупности высший класс, и ремесленники, крестьяне (низший класс или разряд); строго контролируемую систему образования и воспитания.
Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, обшности, равенства и коллективизма. Никто не должен обладать частной собственностью. Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семья в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.
Идеальное государство Платона — справедливое правление лучших.
Правление философов
и действие справедливых законов
для Платона в «Государстве»
— два взаимосвязанных аспекта
единого идеального проекта. Идеальное
государство как правление
В диалоге «Политик» Платон освещает ряд существенных политических проблем. Политика — это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй. Здесь он различает два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой, где и правителям предписаны законы. На страже законов стоит правосудие.
Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг — истина». Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политическая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская политика» и «Этика».
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Этика предстает как начало политики, введение к ней.
Государство — продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство — высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения.
Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. Форму государства Аристотель характеризовал так же, как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве.
Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. Из неправильных форм государства тирания — наихудшая.
Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умерен ность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Политическое правление — это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же — «уравновешенный разум».
Аристотель не выделяет государства из общества. В его учении, как и в учении Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек — часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу.
Завершая рассказ о древнегреческой политической мысли, следует отметить, что ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Геспод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) исследования государства и политики.
Информация о работе Политические учения классической древности