Политические элиты. История. Теория. Современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

В последние годы в средствах массовой информации, в научной литературе все чаще и чаще стало употребляться такое понятие, как «элита» и его различные вариации – «экономическая элита», «бизнес-элита», «политическая элита» и т.д. Этому в немалой степени способствовали многочисленные обсуждения, кто же в настоящий момент правит Россией.

Содержание

1.Введение.---------------------------------------------------------------------3
2.Социально-философские истоки элитизма и историческая ситуация, породившая классическую теорию элит.-------------------3
3.Классические теории политических элит.----------------------------5
4.Современные концепции политического элитизма.----------------9
5.Типология политических элит.-----------------------------------------12
6.Политическая элита современной России. --------------------------15
7.Заключение.----------------------------------------------------------------18
8. Список литературы.------------------------------------------------------20

Вложенные файлы: 1 файл

политдля интер.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

2



«Политические элиты.

История. Теория. Современность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012.

 

 

 

1.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

1.Введение.---------------------------------------------------------------------3

2.Социально-философские истоки  элитизма и историческая ситуация, породившая классическую теорию элит.-------------------3

3.Классические  теории  политических элит.----------------------------5

4.Современные концепции  политического элитизма.----------------9

5.Типология политических  элит.-----------------------------------------12

6.Политическая элита современной России. --------------------------15

7.Заключение.----------------------------------------------------------------18

8. Список литературы.------------------------------------------------------20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

В последние годы в  средствах массовой информации,  в научной литературе все чаще и чаще стало употребляться такое  понятие,  как «элита» и его  различные вариации – «экономическая элита»,  «бизнес-элита»,  «политическая  элита» и т.д. Этому в немалой степени способствовали многочисленные обсуждения,  кто же в настоящий момент правит Россией.

Что есть элита? Что есть политическая элита? Как не заблудится в дебрях научных изысканий и теорий? И  главное – политические элиты  в России,  что это? Вот вопросы,  которые в той или иной степени находят отражение  в данной работе. Для этого необходимо рассмотреть идеологию концепции элиты созданную в 19 начале 20-ого веков.

 

2.Социально-философские  истоки элитизма и историческая  ситуация, породившая классическую теорию элит.

 Сформировавшиеся  на рубеже XIX-XX веков в Западной Европе и США политические системы не просто не смогли преодолеть социальные проблемы раннего индустриального общества, о которых говорили как классики марксизма, так и либеральные авторы. Индустриальный капитализм «периода трестов» в развитых странах и противоречия «догоняющей модернизации» в странах «второго эшелона» индустриального развития (включавшего и Российскую империю) в ряде случаев обострили и экономические, и социальные проблемы, унаследованные от «хмурого утра» промышленного капитала. В этих условиях популярность леворадикальных идеологий (революционный марксизм, анархизм, синдикализм) у неимущих, прежде всего, пролетарских  страт, составлявших большинство населения развитых стран, был вполне объясним. Соединение демократических и либеральных идей в Западной Европе привело к появлению всеобщего избирательного права и массовых, в тех условиях, - рабочих партий. Подобная политическая ситуация в сочетании с обострившимися в период «организованного капитализма» экономическими кризисами, геополитической борьбой за передел мира породила системный кризис западного индустриального общества.

Важнейшим фактором этого кризиса  стали декаданс либерально-христианской идеологии и культуры, позитивистской и  рационалистической науки.

Выражением этого системного кризиса в социально-политической сфере были уменьшение роли парламентов  и рост влияния бюрократии, активность «групп давления», выражавших интересы, прежде всего, финансово-промышленной олигархии, и связанная с этим коррупция. Одной из ярких и, в то же время, глубоких работ, анализирующих кризис конституционализма и либеральных идей,  стала книга известного русского юриста и политолога П.И. Новгородцева «Введение в философию права. Кризис современного правосознания» (1909). В этой книге проанализированы, в частности, сочинения трех критиков «партийного строительства»: американского социолога рубежа веков Брайса, немецкого философа права Гольцендорфа и интереснейшего русского социолога М. Острогорского, о котором будет сказано ниже.

Итак, тенденция к бюрократизации и олигархизации партий, независимо от их идеологического цвета, а также  кризис парламентаризма, стали очевидными. Эти явления, в сочетании с  ростом влияния левых, породили у  имущих и средних слоев тягу к «сильной власти». Стремление и преодолеть «гнилой либерализм», и не допустить российского сценария, случившегося именно в «слабом звене» западного мира, подтолкнули формирование классических элитистских концепций, теоретически обосновывавших своеобразное «естественное право» богатых и знатных на власть.  При этом, каждый из их авторов был крупным мыслителем и социологом, а то, что их идеи прямо использовались отцами итальянского фашизма, не должно приводить к напяливанию на Р. Михельса, Г. Моска и В. Парето «черных рубашек».

 

3. Классические  теории политических элит.

 

 Г. Моска (1858-1941), будучи еще весьма молодым исследователем, опубликовал в 1884 году работу «Теория правления и парламентское правление». Она уже содержала основные положения классического элитизма, но итальянский исследователь не использовал сам закрепившийся в современной социально-политической науке термин «элита» (Его ввел в науку спустя тридцать лет В. Парето, что было источником спора между этими учеными о приоритете). «В сколько-нибудь организованном обществе, - писал Моска, исследуя, преимущественно, исторический материал, - политическое руководство осуществляется меньшинством»1. Его Моска назвал «политическим классом» или «правящим классом». Править политический класс может как демократическими, так и авторитарными методами. Формирование управляющих слоев происходит по совокупности качеств – доблести, богатства, священства, порождающих, соответственно, - военную, финансовую и церковную аристократии. Способами формирования именно «политического класса» Моска называл наследование, выборы или кооптацию (пополнение приемлемой для правителей «свежей кровью» из средних слоев). Отвергая «власть черни», Моска признает, что править могут или средние слои, или аристократия. Моска отвергает либерализм, демократию именно как власть среднего слоя, ведущую к вырождению элиты. Моска исследует «формулу правления», «политическую формулу, то есть инструментальный характер власти, говорит о научной политике, использовании в социологии методов точных наук.

Создателем термина «элита» стал еще один итальянский мыслитель, также признаваемый одним из основоположников современной политической социологии, В. Парето (1848-1923). Парето – инженер по образованию, один из создателей теории математической экономики, философ и социолог, наиболее известные свои труды опубликовал, работая в Лозаннском университете (Швейцария). Среди заслуг Парето перед социально-политической наукой – обоснование системного подхода к политике, создание теории элит и теории идеологии. Идеологию Парето, разумеется, под влиянием психоаналитических и бихевиористских концепций, рассматривает как производное (дерриватив) от «резидуа» - остатка (чувственной, аффективной, бессознательной сферы человеческой психики). Предвосхищая системный и структурно-функциональный подходы к социуму, Парето отвергает идеологический, нормативно-аксиологический взгляд на политику и настаивает на том, что необходимо лишь «научными усилиями обеспечить большинству максимум благосостояния»2.

Понятие элиты Парето формулирует в «Трактате общей социологии» (1916 год). К ней он относит «индивидов с высочайшими показателями в любой области социально-политической жизни»3. В своих ранних работах (к. ХIХ в) Парето называет страту управляющих аристократией. Но неизбежность именно этих двух страт (элиты и управляемых) сформулирована Парето уже тогда. Парето оспаривает классификацию форм государства по Моска (городское государство – феодальное государство – бюрократическое государство - представительное государство). Но соглашается в главном – признании вырождения европейской элиты («История – кладбище аристократий», - говорил Парето, а замена элит идет по принципу ухудшения). Прямо следуя Н. Макиавелли, наследниками которого называли себя, впрочем, оба итальянских социолога, Парето делит элиту на львов (радикалов, выразителей сильной власти) и лис (хитрецов, умеющих льстить и массе, и оппонентам из неправящей элиты). Европейскую элиту Парето считал царством лис, а преодоление тотальной бюрократизации и усредненности видел в приходе «львов» (Так же как и М. Вебер видел защиту от бюрократии в харизматическом лидерстве). Элиту Парето делил на правящую и неправящую. К первой относятся собственно политические лидеры, ко второй – люди, достигшие высот в экономике, науке, духовной сфере. Во избежание вырождения элиты необходимо пополнение правящей элиты лучшими  представителями неправящей. Современная социально-политическая наука, используя идею Парето о политической (правящей) и неправящей элитах, обычно говорит об «элите» и «контр-элите».

4.Современные  концепции политического элитизма.

 

 Элитистский (а  не классовый) подход, дополненный  теорией социальной стратификации,  стал в западной социально-политической науке преобладающим.

Выделим несколько наиболее распространенных в ней современных  элитистских концепций, предварительно сформулировав возможные основания  для типологизации и классификации теорий элитизма:

  • свойства и характеристики элит и их представителей;
  • взаимоотношения внутри элиты, степень ее сплоченности;
  • способы и характер отношений элиты с массами;
  • роль элиты в обществе;
  • способы и каналы рекрутирования (формирования и пополнения) элиты.

 

 

5. Типология  политических элит.

Точки зрения на содержание категории «элита» отличаются друг от друга в основном отношением к  идеальным принципам рекрутирования элиты и соответствующими аксиологическими установками:

  • одни исследователи полагают,  что подлинная элита должна отличаться знатностью своего происхождения;
  • другие причисляют к этой категории исключительно богатейших людей страны;
  • третьи,  считающие элитарность функцией личных заслуг и достоинств,  - наиболее одаренных представителей социума.

Очевидно,  что верхний  слой любого современного общества включает в себя различные политические элитные группы: экономические,  интеллектуальные,  профессиональные.

Неизбежное различие в способностях и устремлениях людей, необходимость профессионализации и институционализации административного труда, высокая значимость последнего для общества и ряд других факторов неизбежно приводят к формированию управляющего слоя. Его, соответственно, следует рассматривать не только как «касту» или клан людей, занятых «грязным делом», но и как рекрутированную, призванную обществом, страту, обладающую несомненными привилегиями и наделенную большой ответственностью. Базовыми параметрами для классификации элит могут быть все характеристики, перечисленные в начале предыдущего раздела. Приведем несколько типов классификации элит:

    • Общепризнанна классификация правящего слоя на элиту и контрэлиту.
    • Пути пополнения элиты, функциональные черты общества, которому данная элитарная страта принадлежит, позволяют говорить об открытых и закрытых элитах.
    • По источнику влияния (происхождение, с одной стороны, или статус, функции, заслуги – с другой) различаются наследственные и ценностные элиты.
    • Различное и в различной пропорции сочетание у представителей высших и средних слоев важнейших стратификационных факторов (доход, статус, образование, профессиональный престиж) позволяет говорить о высшей элите, непосредственно принимающей политические решения, и средней элите, верхней части среднего класса.

 При том, что  западные элиты, как правило, - это олигархические группы собственников, пополнение элиты США и западноевропейских стран идет именно из верхней части среднего класса, в основном, - лиц свободных профессий, имеющих дипломы и степени престижных университетов.

6.Политическая элита современной России.

 

Проблемы формирования новой элиты являются едва ли не краеугольным камнем социально-политической модернизации и формирования гражданского общества в современной России. При всей противоречивости переходных процессов, рядовые граждане достойно восприняли новые реалии: они изыскивают дополнительные источники заработка, пробуют себя в предпринимательской деятельности. Именно элита поняла свободу как свободу воровать. Появление большого числа публикаций авторов, не знающих ни К. Маркса, ни М. Вебера и объясняющих, что воровство и взяточничество – это неизбежные синонимы первоначального накопления капитала, отражает мнение худшей части номенклатурной элиты, пополненной криминалитетом.

Формирование  новой элиты – это долгий процесс выращивания в недрах гражданского общества новых ответственных и профессиональных лидеров. «Сейчас ясно, - писал известный московский политолог Г.К. Ашин в мае 1993 года, - что для того, чтобы руководить тяжелейшим процессом выхода страны из глубочайшего экономического и социального кризиса, спасения и развития ее культуры, нужны поистине незаурядные люди. Они должны обладать, по меньшей мере, такими качествами, как честность и компетентность, благоразумие и дальновидность»4. Многочисленные серьезные социально-политические исследования, а не обывательские выкрики о том, что «политика – это грязное дело», доказывают явное несоответствие нынешней российской элиты перечисленным критериям (Г. Ашин, М. Афанасьев, Ш. Ривера, В. Гельман и др.). Проблемами, наложившимися друг на друга и ведущими к резонансному разрушению социума, стали отсутствие контрэлиты в советское время и тот факт, что за десятилетие реформ так и не сложилась контрэлита. Практика политической борьбы не способствует формированию демократической элиты. Тем не менее, перечислим некоторые пути и факторы формирования новой элиты:

  • институционализация и профессионализация политического лидерства, формирования рациональной бюрократии;
  • сохранение и развитие ростков гражданского общества;
  • соблюдение закона как органами и отдельными представителями власти, так и гражданами, прекращение проповеди «богатства любой ценой», «взяток и воровства как двигателя модернизации», создание естественной для цивилизованного общества атмосферы непринятия норм и принципов преступного мира;
  • развитие начал плюрализма, демократии, местного самоуправления и иных форм гражданского и общественного контроля власти.

Информация о работе Политические элиты. История. Теория. Современность