Политический конфликт и динамика политических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 17:19, реферат

Краткое описание

изучение конфликтов является одной из главных целей политологии,а управление ими принадлежит к наиболее важным условиямобеспечения социально-политической стабильности внутри страны и на международной арене. поскольку конфликты являются природным явлением общественной жизни, его изучение в общественном развитии, методов социального управления обусловило возникновение конфликтологии как самостоятельной отрасли знаний на грани социологии, политологии, политической психологии.

Содержание

1. Политический конфликт.
1.1. Объективные и субъективные факторы
1.2. Функции конфликтов
2. Динамика политических конфликтов
3. Причины возникновения конфликтов
4. Пути урегулирования политических конфликтов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 24.49 Кб (Скачать файл)

Политический конфликт и  динамика политических конфликтов

 

Содержание:

1. Политический конфликт.

  1.1. Объективные и субъективные  факторы

  1.2. Функции конфликтов

2. Динамика политических  конфликтов

3. Причины возникновения  конфликтов

4. Пути урегулирования  политических конфликтов

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

изучение конфликтов является одной из главных целей политологии,а управление ими принадлежит к наиболее важным условиямобеспечения социально-политической стабильности внутри страны и на международной арене. поскольку конфликты являются природным явлением общественной жизни, его изучение в общественном развитии, методов социального управления обусловило возникновение конфликтологии как самостоятельной отрасли знаний на грани социологии, политологии, политической психологии.

 

1.Политический конфликт

Политический  конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Проблематика социально-политического  конфликта имеет давние традиции в истории политической мысли. Наибольший взнос в его теории сделали  Аристотель, Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Д. Веко, Г. Вебер. Общим подходом для них является понимание политического конфликта как постоянно действующей формы борьбы за власть в конкретном обществе.

Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами.

Объективными  факторами являются:

-кризис естественного  социально-экономического развития  общества (например, кризис СССР  в 80-е гг.);

-трудности, связанные  с радикальным реформированием  социально-политической системы  общества;

К субъективным факторам относятся:

-явные просчеты в социально-экономической  политике (некомпетентность);

-нежелание правящей элиты  учитывать коренные интересы  и потребности подвластных классов  и социальных слоев;

-осознание (восприятие) подвластными  социальными слоями и классами  существующей политической системы  распределения ресурсов (в том  числе власти) как несправедливой  и незаконной (кризис легитимности).

В основе политического конфликта  имеется противоречие. Конфликт предусматривает  осознание противоречия и субъективную реакцию на него. субъектами конфликта  становятся люди,которые осознали противоречие и избрали как способ его решения- столкновения, борьбу, соперничество. в качестве субъектов могут быть индивиды, малые и большие группы, организованные и социальные,политические и другие структуры.

Как минимум конфликтный  процесс состоит из трех-четырех  стадий таких как:

-предконфликтная ситуация (от возник новения противоречий до инцидента);

-собственно конфликт (инцидент, эскалация, конфликтный кризис);

-переговорный процесс; 

-постконфликтная ситуация (адап тация сторон конфликта к новым условиям).

 

Конфликты полифункциональны:

- выполняют стабилизирующую  роль и могут привести к  дезинтеграции и дестабилизации  общества;

- способствуют разрешению  противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей  и материальные потери;

- стимулируют переоценку  ценностей, идеалов, ускоряют  или замедляют процесс становления  новых структур;

-обеспечивают лучшее  познание участников конфликта  и могут привести к кризису  или потере легитимности власти.

Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые  общие черты, позволяющие отнести  его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:

- сходство причин, вызвавших  конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии  политических решений, отчуждение  от власти и политических институтов;

- сфера проявления: экономическая,  социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;

 - уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;

- время действия: затяжные, скоротечные

 

2. Динамика политических  конфликтов

Существует две формы  хода конфликтов:

-открытая - откровенное противостояние, столкновение, борьба

-закрытая- здесь нет открытого противостояния, но продолжается невидемая борьба.

Любой социальный конфликт задевает деятельность управленческих институтов, влияя на механизмы и способы этой деятельности, на их структуры, политику, которую они осуществляют.

Конфликты подразделяют на два вида:

-конфликт между властью  и общественными силами;

-конфликт внутри существующей  власти.

Конфликты преобретают политическую значимость, если они касаются международных, классовых, межэтнических, межнациональных, религиозных, демографических и др отношений. в наше время очень часто наблюдается одна из разновидностей социального конфликта- межэтнический,связанный с противоречиями. которые возникают между нациями.

Каждый конфликт можно  изучить с помощью базовых  параметров: уровень, масштабы, острота, сфера возникновения, динамика развития, технология урегулирования.Выделяют определенные этапы хода конфликта, т.е его динаимку.

Выделяют такие стадии:

-потенциальный конфликт

-переход потенциального  конфликта в реальный

-конфликтные действия

-решение конфликта

Конфликтная ситуация не всегда перерастает в конфликт, но за началом  конфликта наступает его эскалация  к кульминационным точкам, а затем  спад и завершение. Конфликту присущая многомерность, поскольку завершение одного конфликта может повлечь  другой, к тому же в другой сфере.

 

3.Причины возникновения  конфликтов

Выделяют три основные причины, лежащие в основе политических конфронтаций:

разнообразные формы  и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т. д. Эти, условно говоря, объективные источники политических конфликтов чаще всего детерминируют противоречия между правящей элитой и контрэлитой, различными группами давления, ведущими борьбу за части государственного бюджета, а равно и между всеми иными политическими субъектами системы власти. Внешнюю направленность такого рода конфликтов, как правило, удается погасить достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую борьбу, можно только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические основания политической деятельности конкурирующих субъектов;

расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. В разрешении таких конфликтов найти компромисс часто бывает очень трудно;

процессы идентификации  граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такого рода конфликты характерны, прежде всего, для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью. Такие же противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной и тому подобной групп

 

4.Пути урегулирования  политических конфликтов

Политологи выделяют два основных пути урегулирования конфликтов:

1. Мирное урегулирование  либо на основе соглашений  и компромиссов, либо полной невозможности  продолжать борьбу ввиду явного  взаимного истощения сторон.

2. Урегулирование путем  подавления и принуждения одной  из сторон.

Выбор тех или иных путей  урегулирования конфликта определяется культурно-историческими традициями, степенью цивилизованности общества, особенностями политического развития страны, конкретными обстоятельствами конфликта и т. п.

В современных условиях наиболее перспективным средством достижения урегулирования является компромисс, который представляет собой соглашение, достигнутое путем взаимных уступок. Его применение возможно лишь тогда, когда участники конфликта не находятся на полярных позициях и  обнаруживают точки соприкосновения, частично совпадающие интересы. В  ситуации компромисса вырабатываются договоренности, которые не обеспечивают ни одной из сторон выполнения всех выдвинутых ими требований (они выполняются  лишь частично), но помогают достичь  согласия на основе некоторых общепризнанных ценностей.

Шансы на достижение компромисса  весьма различны в разных странах  и политических ситуациях. В демократической  политической системе компромисс –  естественное и широко используемое средство. Он внутренне присущ демократии, поскольку в ней сформировались политические институты, в рамках которых  возможно публичное согласование интересов (органы народного представительства), а также общественное мнение не приемлет силовые, чрезмерно радикальные  решения и настроено на мирное урегулирование конфликтов. В тех  же странах, которые лишь начинают переходить к демократии, их гражданам еще  предстоит научиться искусству  компромисса.

Основой для заключения компромиссов является консенсус т. е. наличие определенной системы ценностей и норм, которая является основой согласия участников конфликта.

Специалисты различают три уровня консенсуса:

1. Признание конечных  демократических целей (свобода,  равенство, права человека и  т. д.), которые представляют собой  ценностный консенсус. Согласие  с подобными ценностями благоприятствует  становлению стабильной демократии.

2. Признание демократических  процедур разрешения конфликтов (процедурный консенсус). Обычно  они фиксируются в международно-правовых  актах, конституциях и иных  законодательных нормах. Если ценностный консенсус рассматривается в качестве цели, то процедурный - в качестве начала демократии.

3. Политический консенсус,  который предполагает признание  конкретного правительства и  проводимой им политики. На данном  уровне может иметь место несогласие  по поводу тех или иных членов  правительства или отдельных  аспектов его политики, которое,  однако, не должно разрушать сам  политический режим. В противном  случае под вопрос может быть  поставлен также ценностный и  процедурный консенсус.

Наличие того или иного  уровня консенсуса, а также их определенное сочетание позволяет начать диалог с целью достижения согласия по спорным  вопросам.

Наиболее эффективным  путем достижения примирения сторон в технологиях урегулирования конфликтом являются переговоры. Обычно переговоры становятся назревшими, когда стороны  приходят к выводу, что предполагаемое согласие будет для них лучше, чем его полное отсутствие. В процессе переговоров (нередко длительных) стороны, обмениваясь мнениями, начинают лучше  понимать аргументы оппонента, лучше  осознавать его позиции, находить рациональные элементы в них, что позволяет  последовательно снижать остроту  конфликта.

Большое значение в переговорном процессе придается толерантности  сторон, т. е. терпимости к чужим мнениям, принципам и интересам. Толерантность  предусматривает решение спорных  проблем на путях взаимного учета  и согласования интересов, взаимных уступок, терпеливых переговоров, нахождения компромиссов и т. п.

Переговоры могут быть прямыми или опосредованными (вестись  через посредника). Как показывает практика, наличие посредника благоприятно сказывается на ходе переговоров. Чтобы  успешно выполнить свои задачи, посредник  должен соответствовать двум основным требованиям: 1) он должен быть независимым  и незаинтересован в поддержке иой или иной строны; 2) посредник должен иметь достаточный авторитет, обладать соответствующими знаниями и умениями. Посредник склоняет оппонентов к тому, чтобы они действовали исключительно мирными средствами; помогает сторонам определить платформу для переговоров, разработать предложения по урегулированию конфликта, гарантирует выполнение принятых соглашений и др.

По окончании конфликта  его сторонам важно так представить  результаты переговоров (компромиссов, соглашений, силового давления), чтобы массы восприняли их положительно, не посчитав, к примеру, это унизительным миром, проигрышем и т. п. Только таким образом могут быть исключены рецидивы конфликтов и обеспечено сохранение результатов переговоров в будущем.

 

 

Заключение

Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение  под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В динамике конфликта  выделяют ряд периодов и этапов. Латентный период включает: возникновение  объективной проблемной ситуации, осознание  ее субъектами взаимодействия, попытки  сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами и возникновение предконфликтной ситуации. Открытый период, который часто называют собственно конфликтом, включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие и завершение конфликта.

Информация о работе Политический конфликт и динамика политических конфликтов