Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 05:46, реферат
Проблема лидерства для современного российского общества, осуществляющего переход к демократии, представляет несомненный интерес. Дело в том, что в переходных обществах лидеры обретают особый смысл как факторы стабильности, интеграции различных групп интересов, выступают инициаторами самих преобразований. В этих условиях лидеры персонально олицетворяют политический курс, поскольку, как правило, именно они формируют стратегию развития общества, определяют средства ее реализации.
Введение
Лидерство - понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. Первоначально, в примитивных обществах, где еще не были отчетливо выражены и осознаны частичные интересы автономной личности, а существовали потребности нерасчлененного целого (рода, племени), функции лидера были развиты слабо. Они сводились в основном к обеспечению физического выживания общинников.
Рост разнообразия потребностей,
появление новых видов
функций внутри общества.
Типы политического лидерства
Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами.
Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология лидерства М.Вебера1. Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать повиновение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие «авторитет», т.е. «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах. М. Вебер выделил три типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное, которым соответствует три идеальных типа легитимности политической власти.
Традиционное лидерство
Опирается на
механизм традиций, ритуалов, силу привычки.
Привычка подчиняться основана на вере
в непоколебимость и святость
традиции и передачи власти по наследству.
Право же на господство лидер приобретает
благодаря своему происхождению. Этот
тип лидерства олицетворяет правление
вождей, старейшин, монархов. Традиционное
лидерство отличается прочностью. Поэтому,
считал Вебер, для стабильности демократии
полезно сохранение наследственного
монарха, подкрепляющего авторитет
государства многовековыми
Примерами таких лидеров могут служить:– Иван Грозный (Россия), Ф. Кастро2 (Куба), Д. Неру3 (Индия), Петр I.
Харизматическое лидерство
основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Харизматическая власть, отмечал М.Вебер, «характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, превращающие его в вождя». Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него. Примерами таких лидеров могут служить: ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич. Иосиф Виссарионович Сталин.
Черты харизматического лидера:
Рационально-легальное лидерство
Опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во все большем количестве государств, а традиционное и харизматическое лидерства сходят с исторической сцены. Кроме того, что выделяют три типа лидерства, лидеров классифицируют на
основе имиджа, а также в последнее время появилось разделение лидеров
по стилю поведения. Примерами таких лидеров могут служить: Ельцин Б.Н. Путин В.В. Медведев Д.А.
1.2 Политическое лидерство в России
Роль политического
лидерства в обществах, которые
осуществляют радикальные преобразования,
велика. Проблема лидерства для современного
российского общества, осуществляющего
переход к демократии, представляет
несомненный интерес. Дело в том,
что в переходных обществах лидеры
обретают особый смысл как факторы
стабильности, интеграции различных
групп интересов, выступают инициаторами
самих преобразований. В этих условиях
лидеры персонально олицетворяют
политический курс, поскольку, как правило,
именно они формируют стратегию
развития общества, определяют средства
ее реализации.
Однако особенность политического лидерства
в современной России заключается в том,
что в условиях формирующейся демократии
проявляется прежние политические традиции
лидерства, и в первую очередь в массовм
сознании сохраняются устойчивые представления
о лидере, чертах, которым
и он должен обладать.
Исходя из классификации М.Вебера, можно утверждать,
что история России знала два типа лидерства: традиционное
и харизматическое. Традиционное лидерство
(власть монархов) было основано на вере
в святость передачи власти по наследству,
верности ритуалу и привычке подчиняться.
Традиционное господство в России имело
форму абсолютной монархии. Воля императора
не ограничивалась какими-либо юридическими
нормами. Так, статья I Свода основных государственных
законов гласили: « Император Всероссийский
есть монарх самодержавный и неограниченный.
Повиноваться верховной Его власти не
только за страх, но и за совесть сам Бог
повелевает». Такое положение существовало
до Февральской буржуазно-
демократической революции.
Советский период породил особую разновидность
лидерства - вождизм4. Харизматическей вождь, к числу которых
можно отнести В.И.Ленина и И.В. Сталина5, является наиболее
точным синонимом термина «лидер». Такая
разновидность лидерства широко распространилась
с возникновением развитием в России
революционного движения. Власть харизматического
вождя опиралась не только на его собственный
авторитет, но и на монопольно властвующую
партию, разветвленные структуры насилия,
идеологическую обработку масс. И все-таки
самым существенным элементом власти
таких вождей была харизма, которую М.Вебер определял «как
необычно высоко ценимое качество некой
личности, благодаря которому она превозносится
как наделенная сверхъестественной, или
сверхчеловеческой, или по меньшей мере
необычной, специфической, не достижимой
ни для кого другого силой или особенностью,
или же как посланная Богом, или как достойная
подражания и в силу этого как «Вождь».
Следовательно, в основе власти вождя
может лежать также политический миф о его исключительности,
который поддерживается в массовом сознании.
Личность вождя обожествляют, ей поклоняются.
Харизма вождя опирается на наличие «
единой коллективности воли народа», которую
он представляет. На этом основано отождествление
вождя и народа. Культ вождя, ритуалы его
почитания со временем становятся элементом
политической культуры советского типа,
разновидностью своеобразной политической
религии.
В конце 70-х 80-х годов мифологичность как важнейший компонент лидерства в Советском Союзе пережила острейший кризис, ибо задачи создания и поддержания мифов об исключительности Л.И Брежнева и
К.У. Черненко
оказались практически
После разрушения
коммунистических идеалов и мифов
массовое сознание обнаружило потребность
в новых, в том числе и о
лидере страны. Однако формирование нового
облика лидера – современного, аристократического,
духовно раскованного, который надеялся
предложить народу М.С.Горбачев на втором
этапе своей деятельности, явно отставало
от процессов, инициированных им самим.
С распадом советской системы
и СССР, вызвавшим острое ощущение
дискомфорта у большинства
После своего вторичного (с 1987 года) возвращением во власть Б.Н.Ельцин выступил как вождь популистского типа, вызывавший восторг больших масс людей, собиравшихся на площадях, и умевший добиваться их безоговорочной поддержки. На этом, первом этапе народ в основном воспринимал его как борца против коррупции и привилегий чиновников, выражавшего реальные нужды широких народных масс, которые активно втягивались тогда в политическую жизнь. Лидерство Б.Н.Ельцина в тот период основалось на его харизме, на популистском мифе.
Приход к власти в качестве президента России потребовал поиска новых идей, созвучных настроениям масс. Сохраняя многое из прежних методов политического руководства ( по существу авторитарного), Б.Н.Ельцин обратился к традиционным ценностям русского национального самосознания – справедливости, честности, национальному суверенитету, государственному интересу. На этой идеологической основе складывается образ лидера новой политической элиты – красивого и могучего россиянина, чья размеренная речь, своеобразная жестикуляция и добрая с хитринкой улыбка производили впечатление близости и доступности его простому народу и вместе с тем - особой значимости его как политической фигуры, высочайшей ответственности и мудрости.
Как и при
М.С.Горбачеве, творцом и носителем
популистского мифа выступала интеллигенция.
Именно она – автор и главный
пропагандист нового мифа о целостности,
сплоченности российского общества,
где нет места конфликту
Однако российское общество уже перестало
быть единым, социально и политически
однородным; оно раскололось по
многим показателям: уровню жизни и доходов,
отношению к собственности и др. В этих
условиях потребовалась замена очередного
мифа, поскольку доверие к прежнему облику
российского политического лидера оказалось
в известной мере подорвано. Этому в немалой
мере способствовало несоответствие предлагавшихся
от его лица существующими институтами
власти проектов и программ реальной обстановке
в стране.
Велика была роль Б.Н.Ельцина в разрушении тоталитарной системы, однако в современных условиях с позитивными изменениями в различных сферах жизни общества, и в первую очередь с реальным повышением уровня жизни большинства населения страны, с преодолением экономического кризиса, успешной борьбой против преступности и коррупции и т.д.
1.3 Тенденции развития лидерства в России
Прошедшие в 1995 году парламентские и в 1996 году президентские выборы в России позволили выявить некоторые тенденции развития в ней политического лидерства. Во-первых, политический рынок (рынок лидеров и новых идей) оказался достаточно скудным. Новых лидеров в политической элите России за прошедшие два года почти не прибавилось. Об этом свидетельствует тенденция повторного использования тех политиков, которые вместе с Б.Н.Ельциным начали реформы в стране, но потом были на время отстранены от политической власти.
Во-вторых, время лидеров-теоретиков, как и лидеров-романтиков, выдвигавших интереснейшие, но, как оказалось, трудно осуществимые проекты, фактически закончились. Ушли или уходят из активной политической жизни страны М.Горбачев, А.Яковлев6, Г.Попов7, А.Собчак8, Ю.Афанасьев9 и многие другие. Наступило время лидеров-прагматиков типа Ю.Лужкова10, Б.Немцова11, способных ставить реальные задачи и изыскивать ресурсы для их решения, учитывающих обстоятельства и ориентирующихся на результат.