Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:50, реферат
Положение в обществе, которое занимают участники политических процессов в политической иерархии отнюдь не равное. Это связано с разным уровнем близости их к власти, возможностью оказывать влияние на изменения, происходящие в социальной сфере, и возможностью разрабатывать важные стратегические программы. Но даже представители политической элиты характеризуются главным отличием, которое составляет одну из особенностей её деятельноcти - преимущественное влияние на общество. То есть личность, оказывающая стабильное и определяющее воздействие на социальную сферу, предприятия, государство, называется политическим лидером.
Введение ……………………………………………………………… … 3
1 Лидер и его роль в политической жизни общества. ………… …… .. 4
2 Типология лидерства……………………………………………… ….. 8
3 Политический лидер и его основные черты………………… ……….12
Заключение………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы
Содержание
Введение ………………………………………………………
1 Лидер и его роль в политической жизни общества. ………… …… .. 4
2 Типология лидерства……………………………
3 Политический лидер и его основные черты………………… ……….12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Введение
Положение в обществе, которое занимают участники политических процессов в политической иерархии отнюдь не равное. Это связано с разным уровнем близости их к власти, возможностью оказывать влияние на изменения, происходящие в социальной сфере, и возможностью разрабатывать важные стратегические программы. Но даже представители политической элиты характеризуются главным отличием, которое составляет одну из особенностей её деятельноcти - преимущественное влияние на общество. То есть личность, оказывающая стабильное и определяющее воздействие на социальную сферу, предприятия, государство, называется политическим лидером.
Сам институт лидерства
образовался довольно давно ввиду
появления потребности
Основная цель данной работы заключается в анализе и детальном рассмотрении понятия, сущности и основных признаков политического лидерства.
Объект исследования: политическое лидерство как один из доминирующих институтов политических отношений.
Предмет исследования: основные проблемы и особенности современного политического лидерства.
В работе были использованы следующие источники: монографии, научные сборники и журналы, статьи российских и зарубежных исследователей, материалы научных конференций, материалы средств массовой информации.
1 Лидер и его роль в политической жизни общества
Понятие “лидерство” происходит от английского “leader”, что означает ведущий, управляющий другими людьми. Смысл данного слова достаточно отражает предназначение человека – лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Если же говорить о данном понятии более конкретно, то следует отметить, что для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности – от небольших групп людей до сообществ государственного уровня. Иными словами, лидер – “авторитетный член социальной группы, чья власть и полномочия добровольно признаются другими участниками группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним”1.
Понятие “лидер” очень широкое, емкое, включает множество характеристик. О лидере говорят как о человеке, за которым идут без принуждения; как об авангарде группы, который благодаря энергии и активности пользуется доверием и поддержкой; как о человеке, управляющем другими людьми, добровольно следующими за ним. Данное сообщество признает за лидером право руководить. Лидер, тот, кто решает за других, определяет программу действий группы.
С понятием “лидер” тесно связано другое понятие - “лидерство”. Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составляющими частями этого понятия являются, во-первых, способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнение какого-либо решения и действия, сознательно и добровольно подчиняются ему. “С проблемой лидерства тесно связан процесс принятия группового решения, потому что принятие решения – одна из важнейших функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения – особенно сложная функция”2.
Таким образом, “лидерство” относится к числу широких, комплексных понятий. С одной стороны, оно предполагает генерирование лидером новых идей, активное и действенное влияние на людей, управление ими; с другой стороны, оно основывается на вере в лидера, подчинении ему, на готовность людей следовать за ним, участвовать в выполнении поставленных задач.
Политический лидер – это не просто человек, который руководит политическим процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер – это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Данном случае в роли лидера, “…т.е. ведущей стороны, может выступать как отдельный человек, так и целая организация, в частности партия, государство и т.д. В роли ведомой – общество, этносы, группы, слои, отдельный индивид”3.
Очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, а тем более парламентарий становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. Реальная политика никогда не вершилась без участия политических лидеров, выступающих главными действующими лицами в политических процессах, их основными стимуляторами.
Как показывает история,
яркие политические лидеры крупного
масштаба появляются в кризисные, переломные
периоды общественного
С понятием “политический лидер” связано понятие “политическое лидерство”. Это механизм и конкретные способы реализации власти. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды. Для политического лидера характерно личностное влияние лидера на умы, волю, энергию, политическую активность граждан.
Политическое лидерство – понятие многозначное. Однако три аспекта являются определяющими. Это4:
Комбинация этих трех аспектов во многом предопределяет становление политического лидера, эффективность и результативность его деятельности.
Функции, выполняемые
политическими лидерами, во многом
предопределяются теми целями, которые
они ставят, и той ситуацией, средой
(экономической и политической)
Аналитическая функция, или функция постановки диагноза. Т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.
Функция разработки программы действий. В ее выполнении большую роль играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.
Новаторская функция означает, что политический лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляется обновление и реорганизация политических структур.
Коммуникативная функция предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в практической деятельности.
Политический лидер –
Организаторская функция логически вытекает из новаторской и коммуникативной функций. Речь идет о мобилизации народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь. Чтобы направить и организовать действия масс, политический лидер должен обладать организаторскими качествами, умением завоевывать доверие народа, пробуждать его социальную активность, вдохновлять и вести за собой, объединяя усилия всех слоев общества. Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников реформ.
Координационная функция есть продолжение организаторской и направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти и властных институтов: парламента, суда, органов исполнительной власти.
Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает обеспечение жизнеспособности политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп.
Задача поддержания консенсуса в обществе – это ключевая функция политического лидера.
2 Типология лидерства
Проявления лидерства достаточно разнообразны. Различные попытки их типологизации на основе тех или иных признаков вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров.
Типологизация М.Вебера. Классической считается типология, предложенная М. Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти тех или иных политических лидеров. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое.
Традиционное лидерство
Рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. В современных политических демократических государствах избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, - основной путь становления политических лидеров. Примеры данного типа лидерства: Г. Шредер (Германия), Дж. Буш (США), Ж. Ширак (Франция), Т. Блэр (Великобритания).
Харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, - вере в его харизму (от греч. - дар божий). Для Вебера харизма - это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям.
В отличие от лидерства традиционного и рационально-легального, имеющего более или менее объективные основания (традиции или закон), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер. Характерной чертой харизматического лидерства является также эмоционально окрашенная преданность такому лидеру его последователей.
Некоторые из современных аналитиков утверждают, что эффективность лидерства опирается не только на харизму, но и на специфический политтранс, в который способен погружать толпу именно лидер харизматического типа.
Феномен харизматического
лидерства наиболее ярко проявляется
в переходные периоды жизни общества,
скажем в период модернизации или
преодоления страной
Типология Р. Такера. В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, и воздействием, оказываемым ими на общество, американский политолог Р. Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.
Консерваторы ориентируются на неукоснительное сохранение существующих форм общественной жизни. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Как чистый тип консерваторы встречаются достаточно редко, чаще проявляя эту направленность в какой-либо из сфер своей деятельности. Приверженность консерватизму во внешней политике проявлял У. Черчилль, отказавшись от искушения заключить союз с нацистской Германией в 1936 г., объяснив это тем, что «на протяжении 400 лет внешняя политика Англии состояла в том, чтобы противостоять сильнейшей, самой агрессивной, самой влиятельной державе на континенте» 7.
Реформаторы стремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации, проводя широкомасштабное реформирование прежде всего властных структур. К этому типу лидером можно отнести Дэн Сяопина, инициатора китайских реформ.
В отличие от реформаторов революционеры трактуют ситуацию как непоправимую никакими реформами, что оставляет только одно решение - фундаментальное переустройство общественной системы.