Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 15:36, курсовая работа
Лидерство существует во всех сферах общественной жизни – в бизнесе, в науке, искусстве, семье и школе. Открыв словарь, мы можем прочесть, что лидер (англ. Leader – ведущий, руководитель) – это лицо, способное воздействовать на других в целях организации какой-то совместной деятельности. Но особенно ярко лидерство проявляется в сфере политики.
1. Введение
Глава 1. Определение и научные подходы к понятию политического лидерства
1.1. Определение политического лидера и лидерства
1.1.1. Объективная и субъективная стороны лидерства
1.1.2. Стили политического лидерства
1.2. Обзор научных подходов
Глава 2. Типология и функции политического лидерства
2.1. Типология политических лидеров
2.2. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве
2.3. Функции политических лидеров
3. Характеристика политических лидеров России
4. Заключение
Список литературы
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет (МАДИ)»
Кафедра социологии и управления
Курсовая работа
«Политический лидер. Типология политических лидерств»
Выполнила. Студентка Шульга А.А.
Факультет ФЛ
Группа 1ТД1
Старший преподаватель: Золотарева К.Г.
Москва, 2013
1. Введение
Глава 1. Определение и научные подходы к понятию политического лидерства
Глава 2. Типология и функции политического лидерства
Список литературы
1. Введение
Лидерство существует во всех сферах общественной жизни – в бизнесе, в науке, искусстве, семье и школе. Открыв словарь, мы можем прочесть, что лидер (англ. Leader – ведущий, руководитель) – это лицо, способное воздействовать на других в целях организации какой-то совместной деятельности. Но особенно ярко лидерство проявляется в сфере политики.
Политический лидер – это не просто организатор политических действий и движений, это человек, способный изменить ход политической истории. Определить направление политических процессов, обозначить перспективные политические цели.1
Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политическому лидеру надо обладать природными качествами такими, как сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению.
Что является определяющим в лидерстве – личностные качества или ситуация, которая востребовала данную личность, сделала ее необходимой? Спор об этом идет давно. В работе «к вопросу о роли личности в истории» Г.В.Плеханов дал классический марксистский ответ, что личность лишь видоизменяет физиономию развития, но тенденции развития остаются неизменными. И заметил по поводу Наполеона, что нужна была шпага, и ее призвали. Французский философ Ж.-П. Сартр, размышляя над выводом Плеханова, ответил: не в том ли весь вопрос, какая шпага призывается, и всякий ли из призванных генералов мог сделаться императором и залить кровью Европу.
Рассуждения о природе лидерства уходят корнями в далекое прошлое, так как человеческая история всегда рассматривалась как результат деятельности выдающихся личностей. В течение многих веков феномены этого явления изучались философами, социологами, психологами. Вследствие этого, точки зрения относительно природы лидерства чрезвычайно разнообразны. Одни авторы полагают, что причины его появления следует искать в наличии особых лидерских качеств у индивида («теория черт»). Ч. Ламброзо трактует стремление к лидерству как паранойю, 3. Фрейд и А. Адлер— как невроз. Г. Лассуэлл рассматривает лидерство как попытку компенсации в условиях заниженной самооценки. Кроме того, данный феномен определяется и как стремление преодолеть физические недостатки: низкий рост (Наполеон, Гитлер); паралич (Ф. Рузвельт).
Другие настаивают на том, что лидеров «делают» окружающие их люди (теория определяющей роли последователей). Лидер трактуется как человек, который наиболее успешно осуществляет ориентацию на других людей.
Третьи считают, что лидеров формирует ситуация (ситуационная теория). Каждая ситуация выдвигает на первый план тех людей, которые способны ее разрешить.
Наконец, еще одна группа ученых отстаивает точку зрения, согласно которой лидерство есть результат воздействия целого ряда факторов (синтетическая теория).
Таким образом, существует весьма большое количество различных точек зрения на природу лидерства.
Цель курсовой работы – изучить вопрос о таких социологических и политических понятиях, как политическое лидерство, политический лидер, их функции и типологии на примере основных мировых теорий.
Глава 1. Определение политического лидерства и научные подходы к понятию политического лидерства
Лидерство, один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», лидерство характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. Тип лидерства всегда связан с социальной природой общества и специфическим характером и структурой группы.
1.1. Определение политического лидерства и лидера
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, политическое лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:
Различают лидерство формальное, которое может быть охарактеризовано как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, руководящая должность, и лидерство неформальное, которое всецело строится на влиянии, источником которого выступает личность самого лидера, обладающего неким набором выдающихся качеств, которые и делают человека лидером.
Индивидуальное политическое лидерство в государственном масштабе представляет собой:
Люди, субъекты политики по-разному вовлечены в социальные процессы общества. Американский политолог Г.Алмонд следующим образом различал субъектов политики по характеру их участия в политической жизни: 1) те, кто делает это полностью бессознательно, стихийно; 2) те, чье участие в ней полусознательно, т.е. с пониманием ролей как изначально заданных, неоспоримых, при безусловном подчинении им; 3) вполне сознательные участники, проводящие собственные интересы и ценности.
Все субъекты преследуют в своей деятельности
конкретные интересы. Согласует же многообразие
групповых и индивидуальных устремлений
участников политической жизни политический
лидер – человек, способный определять
общие цели, способы их достижения, организовывать процесс
распределения ролей и функций внутри
общества. Такая личность, наделенная
управленческим статусом и властной должностью,
называется политическим лидером.
Существует еще множество различных трактовок
понятия политического лидера. Вот наиболее
широкое из них:
Политический лидер — ведущее лицо политического
процесса, осуществляющее функции объединения
и сплочения социальных сил, задающее
направление деятельности государственным
и общественным институтам, политическим
движениям, во многом определяющее особенности
курса на политические преобразования
в стране. Политический лидер — это, прежде
всего, крупная личность, имеющая твердые
принципы, убеждения, концепцию развития
страны, способная отстаивать свои идеи
в открытой полемике и борьбе, готовая
в случае неудачи уйти в отставку, сохранив
при этом свое «лицо» и общенациональную
известность
На рисунке (см. Рис 1) показаны основные
черты и качества политического лидера: 3
Рис.1 Характерные черты и качества политического лидера
Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно жестокую и формализованную систему отношений господства – подчинения». Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском обществоведении и связана с его длительной оторванностью от мировой науки и, в частности, с узким, преимущественно психологическим пониманием лидерства как главенствующего положения личности, возникающего стихийно в ходе межличностных отношений в малой группе. Применительно к социологии и политологии с такой трактовкой лидерства нельзя согласиться из-за ее односторонности, неучета объективной, антропологической и социальной основы этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении функций политического лидерства, связанного с воздействием на большие массы людей.
Лидерство– это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.) Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным.
Во – вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько, и даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.
В – третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам группы.
В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения.
1.1.1. Объективная и субъективная стороны лидерства.
Феномен лидерства коренится в самой
природе человека и общества. Явления,
во многом схожие с лидерством и называемые
«протолидерством», встречаются в среде
животных, ведущих коллективный, стадный
образ жизни, например в стадах обезьян
или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь
всегда выделяется наиболее сильная, достаточно
умная, упорная и решительная особь –
вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии
с его написанными законами, продиктованными
взаимоотношениями со средой и биологически
запрограммированными.
Лидерство основывается на определенных
потребностях сложно организованных систем.
К ним относится, прежде всего, потребность
в самоорганизации, упорядочении поведения
отдельных элементов системы в целях обеспечения
ее жизненной и функциональной способности.
Такая упорядоченность осуществляется
через вертикальное (управление-подчинение)
и горизонтальное (коррелятивные одноуровневые
связи, например разделение труда и кооперация)
распределение функций и ролей и, прежде
всего через выделение управленческой
функции и осуществляющих ее структур,
которые для своей эффективности требуют,
как правило, иерархической, пирамидальной
организации. Вершиной такой управленческой
пирамиды и выступает лидер (протолидер).
Четкость выделения лидирующих позиций
зависит от типа общности, составляющей
систему, и ее взаимоотношений с окружающей
средой. В системах с низкой групповой
интеграцией и высокой степени автономии
и свободы различных элементов и уровней
организации функции лидера выражены
слабо. По мере же усиления потребности
системы и самих людей в сложно организованных
коллективных действиях и сознания этих
потребностей в форме коллективных целей
– спецификация функций лидера и его структурное,
институциональное обособление повышаются.
В малых группах, основанных на непосредственных
контактах их членов, институциализация
лидирующих позиций может не происходить.
Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные
качества личности, ее способность объединить
и повести за собой группу. В крупных же
объединениях, эффективность коллективных
действий которых требует четкой функционально-ролевой
дифференциации и специализации, а также
оперативности управления и жесткости
подчинения (например, в армии), институциализация
и формализация (официальное закрепление)
лидирующих позиций, придание им сравнительно
больших властных полномочий обязательны.
Именно к такому типу объединений относится
политика. В ней действуют огромные массы
людей, ставящие перед собой вполне определенные,
ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное
противодействие со стороны политических
оппонентов. В силу этого институциализация
лидирующих позиций проявляется в политике
особенно отчетливо.
Институциализация руководящих функций
отражается в понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное
влияние определенного лица на членов
организации, закрепленное в ее нормах
и правилах и основывающее на положении
в общественной иерархии, месте ролевых
структурах, обладании ресурсами влияния.
В противоположность формальному, неформальное лидерство характеризует субъективную способность,
готовность и умение выполнять роль лидера,
а также признание за ним права на руководство
со стороны членов группы (общества). Оно
основывается на авторитете, приобретенном
в результате обладания определенными
личными качествами.
Оба этих аспекта – формальный и неформальный
– характеризуют политическое лидерство.
1.1.2. Стили политического лидерства
В противоположность идеальным типам
лидерства М.Вебера в современной политической
науке преобладают практически-ориентированные
классификации. Они основаны на эмпирических
исследованиях деятельности лидеров с целью выявления в ней устойчивых
реакций, мотивов. Актуальность подобных
исследований обусловлена стремлением
обнаружить и зафиксировать наиболее
эффективные стили политического лидерства.
Политический стиль отражает не только индивидуальность
лидера, но и характер взаимодействия
лидера с окружением, степень влияния
на массы, способы реагирования на возникающие
проблемы и потребности населения, методы
поддержания и осуществления политического
курса. Стили политики бывают эффективными
и неэффективными, авторитарными и демократическими.
Лидерство характеризуется использованием
различных политических стилей. Стиль,
ориентированный на решение конкретных
задач за счет четкого распределения ролей
и функций, подчинения официальному лидеру
всех ресурсов и выполнения его требований,
составляет основуинструментального
лидерства. Однако результаты совместной деятельности
лидера и его сторонников могут быть не
менее впечатляющими и в том случае, если
лидер не занимает руководящей должности,
а воздействует на ситуацию, создавая
благоприятную эмоциональную среду, в
которой каждый член группы стремится
к максимально высоким результатам. Такой
стиль лидерства называется экспрессивным.
Современный американский политолог Дж.Барбер,
исследовав политические стили президентов
США, выделил четыре стиля. Основанием
типологии стилей послужило качество
выполнения президентами своих политических
ролей. Ожидаемое политическое поведение
лидеров (президентов, руководителей конгресса
и т.д.) может быть ориентировано либо на
субъективное понимание выполняемой роли,
либо на ожидания конкретных групп, общества.
Так, стиль, ориентированный на эффективную,
результативную и созидательную деятельность
на общее благо, Дж.Барбер назвал активно-позитивным (в качестве примера такого стиля он привел
деятельность президентов США Ф.Рузвельта,
Р.Рейгана). Преобладание личного самолюбия
в осуществлении лидирующих функций формирует активно-негативный с
Возрастание роли психологических факторов
в процессе лидерства привело к переносу
в политическую науку терминов психологии,
с помощью которых описывается политический
стиль. Они более полно отражают мотивацию
политического поведения, совокупность
устойчивых психологических реакций лидера
на события и процессы, в том числе стрессовые,
позволяют учитывать значение бессознательных
факторов. Наиболее характерные черты
политического стиля позволяют определить
тип лидера, эффективность его для конкретных
условий, предсказуемость его действий.
На этом основании можно выделить пять
политических стилей.
Параноидальный
политический стиль. Ему соответствует
тип лидера, которого можно обозначить
термином “Хозяин”. Такой личности свойственны
подозрительность, недоверие к другим,
сверхчувствительность к скрытым угрозам
и мотивам, постоянная жажда власти, контроля
над другими людьми. Его поведение и действия
часто непредсказуемы. Политик параноидального
стиля обычно не приемлет другой точки
зрения, кроме собственной, отвергает
любую информацию, не подтверждающую его
теории, установки и убеждения. Мышление
подобного политика инверсионное, разделяющее
реальность на крайности по типу “белое”
– “черное”, “друзья” – “враги” и т.д.
Стремление к безграничной власти обеспечивается
постоянным манипулированием своими подчиненными,
интригами и столкновениями их друг с
другом в собственных интересах. Подобный
стиль часто сопровождается желанием
во что бы то ни стало подавить или унизить
другого политика, даже вопреки элементарной
логике. Опасность такого лидера состоит
в том, что его стиль может совпадать с
политическим поведением широких масс
в обществах, в которых отсутствуют устойчивые
демократические традиции, зрелая культура.
Ненависть к другим, подозрительность
и озлобленность индивидов формируют
обстановку всеобщего страха, доносительства,
поиска “врагов”, что является благоприятным
для установления тоталитарных режимов.
Подобный политический стиль внешне не
столь эффектен, но может обладать значительным
ресурсом мобилизации населения, способен
решать стратегически важные задачи в
исторически ограниченные сроки, последовательно
осуществлять свой курс. Однако “Хозяин”
может эффективно лидировать, только опираясь
на развитую карательную систему, на политический
террор. Ярким представителем параноидального
стиля лидерства является И.В.Сталин.
Демонстративный
политический стиль. Для него характерен тип лидера, которого
можно назвать “Артист”. Он всегда играет
на публику. Его отличают любовь к внешним
эффектам и демонстрациям, страстное желание
нравиться, постоянно привлекать к себе
внимание. Во многом его поведение, политические
действия зависят от того, нравится ли
он другим, любим ли он ими. Поэтому “Артист”
достаточно управляем, предсказуем, может
потерять бдительность, наслушавшись
льстеца, может лишиться самообладания,
столкнувшись с критикой в свой адрес.
Реализация продуманного политического
курса лидером с таким политическим стилем
оказывается невозможной в силу изменчивости
мотивации его политического поведения.
Ориентация на стимулы, в основе которых
лежит желание любой ценой получить одобрение
масс, политическое признание, вынуждает
лидера приносить в жертву не только общественно
значимые интересы, но даже свои собственные
политические убеждения.
Представители демонстративного стиля
менее всего предрасположены к упорной
и созидательной работе, рассчитанной
на длительное время. Они хороши в переломные
моменты (в ситуациях недовольства, разочарования),
когда надо возбудить и повести за собой
толпу. Однако надолго их энергии не хватает,
вследствие чего им редко удается завершить
начатое дело. К такому типу политического
лидерства можно отнести В.В.Жириновского.
Компульсивный
политический стиль характеризует лидера, собирательный
образ которого можно обозначить термином
“Отличник”. Ему свойственно почти навязчивое
желание все сделать наилучшим образом,
независимо от возможностей. Стиль его
поведения характеризует напряженность,
отсутствие легкости, гибкости, маневра.
Он постоянно озабочен, мелочен, слишком
пунктуален, догматически подходит ко
всем инструкциям, правилам. Это - фактор
постоянных конфликтов во властных структурах.
Особенно дискомфортно “Отличник” чувствует
себя в экстремальных ситуациях, когда
необходимо быстро принимать решения,
использовать нестандартные методы. Любые
отклонения от запланированного хода
деятельности для него болезненны, а опасность
совершить ошибку способна ввергнуть
его в панику. Поэтому “Отличник” строго
следует избранному политическому курсу,
хотя он может и не отражать реальности
времени, стремится не поступаться принципами
и на основе данных принципов объединяться
с другими “Отличниками”. Постоянно изменяющиеся
условия способствуют потере социальных
ориентиров, чувства времени у “Отличника”.
Он всегда рискует завести общество в
тупик, обречь на застой и кризис даже
вопреки своим искренним намерениям обеспечить
процветание государства. К такому типу
политического лидерства можно отнести
Е.Т.Гайдара.
Депрессивный политический
стиль олицетворяет “Соратник”. Лидер этого
типа не способен играть ведущую роль
и поэтому пытается объединиться с теми,
кто реально может “делать политику”.
“Соратник” часто идеализирует других
политиков и политические движения, а
сам плетется в хвосте событий. Он не имеет
четкого политического курса, устойчивых
подходов к решению возникающих проблем.
Политическую реальность воспринимает
настороженно и пессимистически, постоянно
обнаруживая слабость и политическое
безволие.
Информация о работе Политический лидер. Типология политических лидерств