Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 17:39, реферат
Политический маркетинг – это совокупность теорий и методов, с помощью которых властные органы и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны населения. Основу политического маркетинга составляют изучение политических потребностей социальных групп и общностей на рынке политических сил, создание необходимых предпосылок для превращения этих потребностей в реальный покупательный спрос на конкретного политика и его политическую программу.
1.Значение термина «политика»
2.Цели и средства политики
3.Политический маркетинг
4.Технология избирательных кампаний
5.Типы избирательных систем
6.Политическая кампания
7.Литература
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования Гомельский Государственный медицинский
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Реферат
Политический маркетинг: как продать политика
Содержание
1.Значение термина «политика»
2.Цели и средства политики
3.Политический маркетинг
4.Технология избирательных кампаний
5.Типы избирательных систем
6.Политическая кампания
7.Литература
1.Значение термина «политика»
Определение понятия «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом «polis» обозначалось государство, а политкой назывались государственные или общественные дела, точнее, искусство управления государством.
На современном научном уровне существуют различные подходы к пониманию политики. Прежде всего это устоявшееся представление о политике как об управлении обществом. Достаточно распространенным является взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями, группами, государственными образованиями. Существует также понимание политики как сферы борьбы различных общественных групп и лиц за власть.
Следует подчеркнуть, что осязаемость политики как социального института обусловлена именно наличием такого источника государственного могущества, как власть. Выделение категории власти в качестве определяющей вытекает из того, что сфера политики не только охватывает государственную политическую систему, но и выходит за их пределы.
По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики уже не ограничивалось только государственно-организованной деятельностью, но и проникало в сферу взаимодействия индивидов по вопросу реализации их частных интересов. По мнению М. Вебера, политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Разнообразие подходов к объяснению смысла политики осложняет выражение ее четкой формулировки. Специфика политики связана с ее способностью обеспечивать целостность общества, согласовывать различные социальные интересы, эффективно регулировать социальные взаимодействия. Политический мир также связан с властными отношениями, государственным устройством. Следовательно, при определении политики такие ключевые элементы, как деятельность, государство и власть, должны быть взаимоувязанными. Не претендуя на исчерпывающее толкование, отметим, что политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и различными общественными силами, целями которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. В этом определении выделены сущностные признаки политики. То, что политика является сферой властных отношений, служит удовлетворению общезначимых интересов, реализация которых невозможна вне государственного управления.
2.Цели и средства политики
Цель – это мысленное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность людей. Цель индивида, как правило, носит конкретный характер. Цели общества и государства имеют общий характер, так как они должны отвечать интересам большого числа людей.
Но в политике наряду с общими целями существуют и более конкретные, или промежуточные, цели, например создание эффективной системы управления обществом, разработка и принятие необходимых законов и т. д.
В демократически организованном обществе основными целями политики являются согласование общих и частных интересов всех членов общества; поддержание правопорядка в обществе и урегулирование возникающих конфликтов; управление общественными делами; содействие в распределении общественных ресурсов; защита членов общества от угрозы извне.
Но бывает так, что сама политическая власть является основной целью для различных политических сил и люди, обладающие властью, используют ее как средство для удерживания власти и достижения иных корыстных целей.
Средства в политике – это особые инструменты, методы, ресурсы, с помощью которых достигаются намеченные политические цели. В качестве средств в политике могут быть использованы законодательные акты, выборы, массовые выступления граждан, вооруженное восстание, военный переворот, массовые репрессии, вооруженные силы, финансы, идеология, демагогия, подкуп, шантаж и др.
В современной политике большое значение имеют средства массовой информации (СМИ). Они дают политикам огромные возможности для того, чтобы манипулировать общественным сознанием и достигать своих целей.
Проблема соотношения целей и средств в политике была актуальной во все времена. Часто политики для достижения своих целей использовали самые жестокие средства. Многие политики руководствовались постулатом Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства». Но это крайности.
В целом же перед любым политическим лидером, политической элитой постоянно возникает проблема выбора: как достичь намеченных целей и при этом не использовать безнравственных средств. Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо исходить из соизмеримости целей и средств и не вдаваться в крайности. Главными механизмами, способными ограничить применение безнравственных средств и методов в политике, являются действенный контроль над исполнительной властью со стороны законодательных и судебных институтов, политических и общественных организаций гражданского общества и неотвратимость наказания за совершенные политические преступления.
3.ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
Политический маркетинг – это совокупность теорий и методов, с помощью которых властные органы и политические партии формулируют свои цели и добиваются их поддержки со стороны населения. Основу политического маркетинга составляют изучение политических потребностей социальных групп и общностей на рынке политических сил, создание необходимых предпосылок для превращения этих потребностей в реальный покупательный спрос на конкретного политика и его политическую программу.
Таким образом, политический маркетинг представляет собой технологию любой политической кампании, т. е. коллективных действий, основанных на массовой поддержке населения и направленных на достижение конкретных целей. Следовательно, маркетинг реальной политической кампании должен учитывать влияние множества факторов, которые могут носить не только глобальный, но и случайный характер.
Маркетинг любой политической кампании включает ряд стадий. На 1-й стадии проводится изучение конъюнктуры политического рынка:
1. выявляются настроения и ожидания различных электоральных групп;
2. определяется характер реакции на возможные действия по решению актуальной проблемы. На 2-й стадии формируются стратегия и тактика политического воздействия:
1) ожидания населения
2) просчитываются вероятные
3) выявляются адресные группы, на
поддержку которых можно
На 3-й стадии происходит продвижение товара (программы, кандидата) на политический рынок, сопровождаемое политической пропагандой, смысл которой состоит в формировании у населения устойчивого интереса к целям кампании.
По набору средств и методов воздействия на населения политический маркетинг может быть конверсионным, стимулирующим, развивающим. По характеру воздействия – наступательным, оборонительным, выжидательным, поддерживающим и противодействующим.
В зависимости от вида политической кампании, которая нуждается в маркетинговом обеспечении, можно выделить, например, избирательный маркетинг.
Особое внимание к политическому маркетингу избирательных кампаний связано с тем, что свободные выборы стали в наше время распространенным демократическим способом формирования органов власти. Выборы в различные органы власти устойчиво повторяются раз в 2, 4 года, 5 лет и стали неотъемлемым элементом жизни граждан почти всех стран.
Однако политический маркетинг не следует сводить только к проведению избирательных кампаний. Это более широкое понятие, включающее в себя комплексную систему методов и приемов целенаправленного воздействия на население с целью достижения его поддержки выдвигаемым целям.
4.ТЕХНОЛОГИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
При рассматрении избирательной кампании как разновидности политического процесса следует учесть, что, во-первых, инициаторы избирательной кампании, выступающие в роли субъекта управления, лишены права диктовать правила игры, т. е. создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия. Ни один кандидат или избирательное объединение не могут издать распоряжение или указ, предписывающие массам модели электорального поведения.
Во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, применить санкции и иные меры воздействия на потенциальных избирателей. В демократическом обществе нельзя заставить человека отдать свой голос за того или иного кандидата. Следовательно, способы влияния субъекта на управляемый объект должны быть весьма специфическими, связанными с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности, а главным содержанием избирательной кампании станет борьба за умонастроения, предпочтения населения.
Совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса определенному кандидату называется избирательной технологией. Главная особенность избирательных технологий – нацеленность их на включение социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентациям, интересам, настроениям, устремлениям и чаяниям.
Современный подход к избирательным технологиям отличается осознанием необходимости органического соединения практического опыта политической борьбы и научного знания. Важно не только знать хорошо зарекомендовавшие себя приемы предвыборной борьбы, но и понимать глубинные причины успеха или неудачи конкретных технологий. Но такое понимание возможно только тогда, когда организаторы избирательной компании владеют необходимыми теоретическими знаниями, способны адекватно оценить ситуацию, выявить тенденции развития массовых настроений, определить те болевые точки в сознании людей, воздействие на которые может привести к изменению их поведения в нужном для организаторов направлении. Данное обстоятельство вынуждает организаторов избирательных кампаний обращаться к помощи профессионалов – людей, специализирующихся в области политических технологий, обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Избирательные технологии в руках профессионалов становятся сильным оружием, позволяющим привлекать на сторону обслуживаемого этими профессионалами кандидата значительные слои населения, изменять их электоральные предпочтения.
5.ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Термин «избирательная система» употребляется при подведении итогов голосования в смысле способа определения результатов выборов. Выделяют 3 основных типа избирательных систем:
1) мажоритарную;
2) пропорциональную;
3) смешанную.
В основе мажоритарной (от фр. majorite – «большинство») системы лежит принцип большинства, т. е. победившим считается тот кандидат, который получил установленное большинство голосов избирателей.
В мажоритарной системе выделяются также такие ее разновидности:
1) система относительного
2) система абсолютного
Информация о работе Политический маркетинг: как продать политика