Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:31, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение политического мифа, как важного процесса влияющего на массовое сознание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть различные определения политического мифа;
2) выделить структуру политического мифа;
3) изучить признаки политического мифа;
4) рассмотреть наиболее распространенные политические мифы в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.1. Понятие политического мифа……………………………………………..5
1.2. Признаки политического мифа……………………………………………8
1.3. Структура политического мифа………………………………………….10
1.4. Наиболее распространенные политические мифы в современном обществе…………………………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………….15
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что политические мифы являются, и будут являться одним из важнейших инструментов влияния на политическое сознание масс в политическом процессе. Ошибочная рациональность и отсутствие научно-разработанных теоретических основ развития общества открыли безграничные возможности для социально-политического мифотворчества. К наиболее распространенным политическим мифам можно отнести пять мифов: о необходимости разрушения в государстве административно-приказной системы; о верховенстве законов различных структурных единиц над законами структур, составными частями которых они являются; о приоритете интересов нации перед интересами и правами человека; о приватизации как средстве достижения изобилия предметов потребления; о возможности перехода к новым экономическим, политическом и социальным структурам без правового регулирования этого перехода.
Данный список не претендует на полноту, однако он подтверждает тезис об отрыве социального знания от реальной действительности, что не позволяет увидеть и исправить многие недостатки, присущие современному обществу. Познание социальных реальностей – длительный многовековой процесс, в котором политические мифы играют далеко не последнюю роль, отражая достигнутый на определенный момент уровень знаний об изучаемых объектах и явлениях. Это касается и широко распространенных в наши дни мифов о социальной организации и управлении, заменяющих собой современное научное знание о них.
С конца XIX века одной из главных проблем психология, философии и политологии становиться массовое сознание. Традиционные мифы, несущие в себе важную иррациональную компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах. Однако миф в современном обществе не утрачивает своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности. Структура мифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены, что позволяет создать в демократических государствах целую индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы с целью манипуляции массовым сознанием и поведением.
На данный момент состояние и степень разработанности проблемы позволяют опираться на источники российских и зарубежных авторов. В данном исследовании использованы работы Гриценко В.П., Гусевой С.А., Ильина М., Кара-Мурзы С, Плаггенбогга Ш., Савельева А.,Флада К.,Цуладзе А., Шестова И.Н.
Объектом данного реферата является политический миф.
Предметом выступает анализ понятия, структуры и признаков политического мифа.
Целью данного реферата является рассмотрение политического мифа, как важного процесса влияющего на массовое сознание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Данная работа состоит из введения, четырех пунктов основной части, заключения и списка литературы.
В философском осмыслении миф – это необходимая категория сознания и бытия вообще, сфера энергийного самоутверждения личности в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово»1. Это рассказ о событиях, о которых зависело само существование древних людей, продукт воображения, но не чистой фантазии. Носителем мифа на первом этапе человеческой истории является общество в целом, которое осуществляет регуляцию поведения членов рода через запреты и регламентацию. В последующем миф приобретает художественную и эстетическую ценность, сохраняя свою социальную роль и воспроизводясь в становлении психического мира индивида.
Мифология обеспечивает процесс порождения действительности, поскольку миф как единство архетипа и ритуала есть также некоторое единство «слова» и «дела2. Миф как порождающее устройство осуществляет перевод знаково-кодированного знания в реальные поступки людей через набор форм поведения. Исследователи считают, что для мифологического сознания существует некая «другая реальность», которая способна актуализироваться в «нашем» пространстве и оказывать на повседневную жизнь человека ощутимое влияние (благотворное или вредоносное).
В мифах « выражается нечто неизменное, нерушимый первичный опыт. Они содержат образы , служащие не для объяснения конкретной ситуации, – с их помощью подчеркивается ее чрезвычайная важность. Мифы многозначны, и это качество позволяет применять их в политических целях. Прежде всего, мифы используются там, где не хватает легитимности»3
Концепция мифа строится вокруг определенной базовой идеи. Эта идея подчиняет себе систему ритуалов, лозунгов, политических, этнических и социальных стереотипов. Трансляторами мифологической информации являются не только вербальные тексты, но также изобразительные, монументальные, архитектурные произведения. Есть способы мифологически обозначить любой их элемент (сопутствующей надписью, иконической эмблемой, символом и другими знаками). Миф предписывает людям правила социального поведения, обуславливает систему ценностных ориентаций, облегчает переживание стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и индивидуума.
Понятие политический миф
является одним из дисскусионных. М.
Ильин справедливо
Ф.Х. Кессиди рассматривает миф как особый вид мироощущения, специфическое, образное, синкретическое представления о явлениях природы и общественной жизни. Он полагает, что миф – порождение коллектива, который отразил в нем свои мечты и представления о мире и жизни.
Э. Кассиер пришел к выводу
о двойственном характере политического
мифа. С одной стороны, миф –
продукт массового сознания, возникший
при определенных условиях, а с
другой – политические мифы стали
продуктом целенаправленного
Для К. Флада политический
миф – это «идеологически маркированное
противостояние, претендующее на статус
истинного представления о
Приведенные определения
указывают, что в европейской
политической мысли политический миф
рассматривался не столько как фактор
политического процесса, сколько
его побочный продукт. Выявление
только негативных черт политического
мифа было связано несколькими
В современных концепциях политический миф рассматривается как средство манипулирования массовым сознанием. При этом происходит стремление к рационализации и демифологизации политики либо выстраивание технологий искусственного мифотворчества. Так, А. Цуладзе определяет политический миф как политтехнологию, используемую для реализации политических целей, и предлагает практические советы по противостоянию воздействию мифу.6
Признание мифа нормой человеческого
познания политической действительности
позволяет представить его
Выделяются следующие общие черты, существующих у традиционных и политических мифов.8
Значение мифологического
сознания и политического мифа состоит
в том, что они представляют собой
«компенсаторные механизмы
Современные политические мифы, отмечает К.Флад, рассказывают об истоках и основах общества, о подвигах героев, о возрождении и обновлении, а также несут в себе эсхатологические пророчества. В светском обществе, как правило, мифы не имеют сакрального статуса, но они обязательно должны быть приняты в качестве истины некоторой социальной группой, вне зависимости от ее численности и состава.
Политические мифы не наследуются
из глубины веков, но создаются определенными
людьми или группами людей. Эти люди
опираются на научные теории своего
времени, стремятся придать политическим
мифам видимость правдо- и науко-подобия.
Политические мифы, в отличие от
мифов архаических
Политический миф, как и архаический, характеризуется определенным набором компонентов: картиной мира в виде мифологизированной концепции социальной истины (основаниями справедливости), точкой во времени, связанной с истоком национальной истории и культуры, моментом их высшего прославления или тяжелого увечья (аналог инициатического переживания в мистическом ритуале – избранная слава или травма), образом будущего (понятым как возвращением к истокам) и глубокой оппозицией «мы – они» (аналог добра и зла).
Для политических мифов характерна непосредственная связь с политической реальностью, они призваны оправдать определенный ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых политических акций10. Они действуют продолжительное время, поскольку они творятся и поддерживаются массовым сознанием, но могут исчезать и появляться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.
Политическая мифология
в отличие от традиционной не отражает
реальность и не стремиться ее объяснить,
она призвана управлять коллективным
сознанием и поведением человеческих
масс, она должна быть проста и понятна,
она оперирует не отвлеченными представлениями,
а доходчивыми визуально
Политическая мифология
становиться важнейшим