Политический миф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:31, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является рассмотрение политического мифа, как важного процесса влияющего на массовое сознание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть различные определения политического мифа;
2) выделить структуру политического мифа;
3) изучить признаки политического мифа;
4) рассмотреть наиболее распространенные политические мифы в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.1. Понятие политического мифа……………………………………………..5
1.2. Признаки политического мифа……………………………………………8
1.3. Структура политического мифа………………………………………….10
1.4. Наиболее распространенные политические мифы в современном обществе…………………………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

политический миф.docx

— 41.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

    1. Понятие политического мифа……………………………………………..5

 

    1. Признаки политического мифа……………………………………………8

 

    1. Структура политического мифа………………………………………….10

 

    1. Наиболее распространенные политические мифы в современном обществе…………………………………………………………………...12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

 

Литература……………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы заключается в том, что политические мифы являются, и будут являться одним из важнейших инструментов влияния на политическое сознание масс в политическом процессе. Ошибочная рациональность и отсутствие научно-разработанных теоретических основ развития общества открыли безграничные возможности для социально-политического мифотворчества. К наиболее распространенным политическим мифам можно отнести пять мифов: о необходимости разрушения в государстве административно-приказной системы; о верховенстве законов различных структурных единиц над законами структур, составными частями которых они являются; о приоритете интересов нации перед интересами и правами человека; о приватизации как средстве достижения изобилия предметов потребления; о возможности перехода к новым экономическим, политическом и социальным структурам без правового регулирования этого перехода.

Данный список не претендует на полноту, однако он подтверждает тезис  об отрыве социального знания от реальной действительности, что не позволяет увидеть и исправить многие недостатки, присущие современному обществу. Познание социальных реальностей – длительный многовековой процесс, в котором политические мифы играют далеко не последнюю роль, отражая достигнутый на определенный момент уровень знаний об изучаемых объектах и явлениях. Это касается и широко распространенных в наши дни мифов о социальной организации и управлении, заменяющих собой современное научное знание о них.

С конца XIX века одной из главных проблем психология, философии и политологии становиться массовое сознание. Традиционные мифы, несущие в себе важную иррациональную компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах. Однако миф в современном обществе не утрачивает своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности. Структура мифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены, что позволяет создать в демократических государствах целую индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы с целью манипуляции массовым сознанием и поведением.

На данный момент состояние и степень разработанности проблемы позволяют опираться на источники российских и зарубежных авторов. В данном исследовании использованы работы Гриценко В.П., Гусевой С.А., Ильина М., Кара-Мурзы С, Плаггенбогга Ш., Савельева А.,Флада К.,Цуладзе А., Шестова И.Н.

Объектом данного реферата является политический миф.

Предметом выступает анализ понятия, структуры и признаков политического мифа.

Целью данного реферата является рассмотрение политического мифа, как важного процесса влияющего на массовое сознание.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть различные определения политического мифа;
  2. выделить структуру политического мифа;
  3. изучить признаки политического мифа;
  4. рассмотреть наиболее распространенные политические мифы в современном обществе.

Данная работа состоит  из введения, четырех пунктов основной части, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие политического мифа

 

В философском осмыслении миф – это необходимая  категория  сознания и бытия вообще, сфера  энергийного  самоутверждения личности в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово»1. Это рассказ о событиях, о которых зависело само существование древних людей, продукт воображения, но не чистой фантазии. Носителем мифа на первом этапе человеческой истории является общество в целом, которое осуществляет регуляцию поведения членов рода через запреты и регламентацию. В последующем миф приобретает художественную и эстетическую ценность, сохраняя свою социальную роль и воспроизводясь в становлении психического мира индивида.

Мифология обеспечивает процесс порождения действительности, поскольку миф как единство архетипа и ритуала есть также некоторое единство «слова» и «дела2. Миф как порождающее устройство осуществляет перевод знаково-кодированного знания в реальные поступки людей через набор форм поведения. Исследователи считают, что для мифологического сознания существует некая «другая реальность», которая способна актуализироваться в «нашем» пространстве и оказывать на повседневную жизнь человека ощутимое влияние (благотворное или вредоносное).

В мифах « выражается нечто  неизменное, нерушимый первичный  опыт. Они содержат образы , служащие не для объяснения конкретной ситуации, – с их помощью подчеркивается ее чрезвычайная важность. Мифы многозначны, и это качество позволяет применять их в политических целях. Прежде всего, мифы используются там, где не хватает легитимности»3

Концепция мифа строится вокруг определенной базовой идеи. Эта идея подчиняет себе систему ритуалов, лозунгов, политических, этнических и социальных стереотипов. Трансляторами мифологической информации являются не только вербальные тексты, но также изобразительные, монументальные, архитектурные произведения. Есть способы мифологически обозначить любой их элемент (сопутствующей надписью, иконической эмблемой, символом и другими знаками). Миф предписывает людям правила социального поведения, обуславливает систему ценностных ориентаций, облегчает переживание стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и индивидуума.

Понятие политический миф  является одним из дисскусионных. М. Ильин справедливо характеризовал его как самоочевидную исходную предпосылку в исследовательских  суждениях, по своей природе сущностно  оспариваемое понятие4.

Ф.Х. Кессиди рассматривает  миф как особый вид мироощущения, специфическое, образное, синкретическое представления о явлениях природы  и общественной жизни. Он полагает, что миф – порождение коллектива, который отразил в нем свои мечты и представления о мире и жизни.

Э. Кассиер пришел к выводу о двойственном характере политического  мифа. С одной стороны, миф –  продукт массового сознания, возникший  при определенных условиях, а с  другой – политические мифы стали  продуктом целенаправленного идеологического  производства. С такой позиции  мифы можно рассматривать как  «естественные», так и «искусственные»  мотивы образования политических мифологий.

Для К. Флада политический миф – это «идеологически маркированное  противостояние, претендующее на статус истинного представления о событиях прошлого, настоящего и будущего». Миф  содержит явный или скрытый призыв занять определенную идеологическую позицию5.

Приведенные определения  указывают, что в европейской  политической мысли политический миф  рассматривался не столько как фактор политического процесса, сколько  его побочный продукт. Выявление  только негативных черт политического  мифа было связано несколькими обстоятельствами. Во-первых, в течение длительного  периода времени происходила  смешивание понятий «политический  миф» и «политическая идеология». Во-вторых, идеология была представлена максимально широким понятием, поглощающим  и политическую мифологию. В-третьих, идеология характеризовалась как  одна их форм политического мифа. При  подобных подходах сущностная и функциональная связь идеологии и мифологии  как двух одновременно сходных и  различных форм воплощения активности субъектов политического процесса оставалась в тени.

В современных концепциях политический миф рассматривается  как средство манипулирования массовым сознанием. При этом происходит стремление к рационализации и демифологизации  политики либо выстраивание технологий искусственного мифотворчества. Так, А. Цуладзе определяет политический миф  как политтехнологию, используемую для реализации политических целей, и предлагает практические советы по противостоянию воздействию мифу.6

Признание мифа нормой человеческого  познания политической действительности позволяет представить его составным  элементом любой формы политической деятельности и важным критерием политической культуры индивида и социума. Социально-политический миф Н.И. Шестов определяет как устойчивый и эмоционально окрашенный стереотип восприятия политических реалий прошлого и настоящего,  порожденный потребностью ориентаций личности и общественных структур в политическом процессе. Исходя из этой предпосылки, политический миф выступает как форма политической активности, содержанием которой является конструирование стереотипных представлений о политических реалиях прошлого и настоящего. В ракурсе политической мифологии идеология есть получивший санкцию политического института политический миф, или, точнее частная комбинация политических мифов в рамках политико-мифологического поля данного общества7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Признаки политического мифа

 

Выделяются следующие общие черты, существующих у традиционных и политических мифов.8

  1. И те и другие призваны не только объяснить существующее, но и создать образ новой реальности, которой еще предстоит воплотиться в действительность.
  2. Основным объектом мифологизации в обоих случаях является прошлое данного социума, которое сохраняет свою актуальность для настоящего.
  3. И традиционные и политические мифы являются действенной силой, которая организует поведение индивида и человеческих масс. Они реализуются в общественных ритуалах и укрепляют социальные связи, придают осмысленность человеческому существованию, выполняют функцию психологической компенсации.

Значение мифологического  сознания и политического мифа состоит  в том, что они представляют собой  «компенсаторные механизмы реакции  психики человека на внутреннюю и внешнюю нестабильность и попытку поддержать нормальное функционирование, организации массы по ее самосохранению»9.

Современные политические мифы, отмечает К.Флад, рассказывают об истоках  и основах общества, о подвигах героев, о возрождении и обновлении, а также несут в себе эсхатологические пророчества. В светском обществе, как  правило, мифы не имеют сакрального  статуса, но они обязательно должны быть приняты в качестве истины некоторой  социальной группой, вне зависимости  от ее численности и состава.

Политические мифы не наследуются  из глубины веков, но создаются определенными  людьми или группами людей. Эти люди опираются на научные теории своего времени, стремятся придать политическим мифам видимость правдо- и науко-подобия. Политические мифы, в отличие от мифов архаических распространяются не устным или рукописным путем, а  главным образом средствами массовой информации.

Политический миф, как  и архаический, характеризуется  определенным набором компонентов: картиной мира в виде мифологизированной концепции социальной истины (основаниями справедливости), точкой во времени, связанной с истоком национальной истории и культуры, моментом их высшего прославления или тяжелого увечья (аналог инициатического переживания в мистическом ритуале – избранная слава или травма), образом будущего (понятым как возвращением к истокам) и глубокой оппозицией «мы – они» (аналог добра и зла).

Для политических мифов характерна непосредственная связь с политической реальностью, они призваны оправдать определенный ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых политических акций10. Они действуют продолжительное время, поскольку они творятся и поддерживаются массовым сознанием, но могут исчезать и появляться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.

Политическая мифология  в отличие от традиционной не отражает реальность и не стремиться ее объяснить, она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс, она должна быть проста и понятна, она оперирует не отвлеченными представлениями, а доходчивыми визуально представимыми  образами («враг», «товарищ», и др.). Она аппелирует не к разуму человека, а к его чувствам и эмоциям, к его личному психологическому опыту через образы отца, матери, сына и прочее11.

Политическая мифология  становиться важнейшим средством  консолидации общества и противопоставления «своих» и «чужих». Она дает человеку силы преодолевать житейские трудности  и надеждой на то, что все его  лишения окупит счастливое будущее. В этом отношении политический миф  глубоко дегуманизирован, он внушает  человеку мысль о том, что его  индивидуальная жизнь ничтожна по сравнению  с теми задачами, которые стоят перед партиями и государством.

Информация о работе Политический миф