Политический портрет Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном Европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях.
Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса XIX в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти. Реформы проведенные Александром II в XIX веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей контрольной работе я решила рассказать о реформах этого великого императора.

Вложенные файлы: 1 файл

45.docx

— 42.95 Кб (Скачать файл)

45.Политический портрет  Александра II.

 

Введение.

 

Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном Европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях.

Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса XIX в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти. Реформы проведенные Александром II в XIX веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей контрольной работе я решила рассказать о реформах этого великого императора.

 

1.Страницы биографии. Начало правления.

 

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти отца.

Александр Николаевич Романов родился в Москве 17 апреля 1818 года, то есть почти за восемь лет до воцарения Николая. Его мать великая княгиня Александра Федоровна , рожденная Шарлота, принцесса прусская, обрадовалась появлению на свет этого мальчика, но вскоре ей стало грустно. Мысль в самом деле не из веселых, она знала, как трудно, больно и страшно носить корону.

Александр II получил разностороннее образование, владел пятью иностранными языками. Воспитателям его был К.К.Мердер, главным наставником – известный поэт В.А. Жуковский. Образование Александра завершилось поездкой в 1837 году вместе с В.А. Жуковским по 29 губерниям Европейской России, Западной Сибири и Закавказья, а в 1838-1839 годах по странам Западной Европы.

С конца 30-х годов Николай I привлекает Александра к участию в государственных делах – в качестве члена Государственного совета, Сената и Синода, председателя двух секретных комитетов по крестьянскому делу (1846 и 1848 гг.). На время отъезда императора из столицы на Александра возлагались все государственные дела. В 1850 году он принимал участие в военных действиях русских войск на Кавказе. Таким образом, будучи наследником престола,  Александр приобрел значительный опыт в военных государственных делах.19 февраля 1855 года на российский престол вступил Александр II.  Со вступлением его на престол во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьезные перемены. По своей натуре Александр II не был реформатором, однако, вступив на престол, он нашел в себе мужество признать крах николаевской системы и необходимость перемен. Уже в первый год его царствования был сделан ряд послаблений, в первую очередь, в сфере образования и печати. Были сняты ограничения, которым подверглись в 1848 году университеты, а также запреты для выезда за границу, разрешен ряд новых периодических изданий. Но среди первостепенных и неотложных задач, вставших перед Александром II, была отмена крепостного права.

 

2. Реформаторская деятельность.

 

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед правительством московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызвало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному, но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Однако существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофа России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.

Крестьянская реформа. Николай I в 1842 году издал Указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому крестьян разрешалось освобождать без земли, предоставляя ее за выполнение определенных повинностей. Необходимость отмены крепостного права не вызывало сомнений. В период царствования  Николая I уже шла подготовка крестьянской реформы: были выработаны основные подходы и принципы ее осуществления, накоплен необходимый материал.

Но отменил крепостное право Александр II .Он понимал, что действовать следует осторожно, постепенно подготавливая общество к реформам. Император просил дворян подумать и подать свои соображения по крестьянскому вопросу. Но никаких предложений так и не дождался. Тогда  Александр II обратился к другому варианту - созданию Секретного комитета, для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян, под его личным председательством. Позже он ввел в состав комитета своего брата, великого князя Константина Николаевича, который был убежден в отмене крепостного права. Великий князь был личностью неординарной и благодаря его деятельному влиянию комитет начал разработку мер. В начале 1858 года в стране впервые заговорили о проблеме отмены крепостного права. Секретный комитет перестал являться таковым, и был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу». А к концу года комитеты уже работали во всех губерниях.

На последнем заседании Главного комитета председательствовал сам император, он заявил что, вынося проект на рассмотрение Государственного совета , он не потерпит никаких уловок и проволочек, и установил срок завершения рассмотрения 15 февраля, чтобы можно было успеть опубликовать и довести содержание постановлений до крестьян до начало полевых работ .Но и в Государственном совете утверждение проекта проходило непросто. Только при поддержке императора решение меньшинства получали  силу закона. Подготовка реформы близилась к окончанию. К 17 февраля 1861 года Государственный совет завершил рассмотрение проекта.

19 февраля 1861 года, в шестую  годовщину своего восшествия  на престол, Александр II подписал  все законоположения о реформе  и Манифест об отмене крепостного права. 5 марта 1861 года Манифест был прочитан в церквах после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр II сам прочитал его войскам.

Манифест об отмене крепостного права предоставлял крестьянам личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию помещика. Крестьяне теперь имели право владения собственностью, свободу вступления в брак, могли самостоятельно заключать договора и вести судебные дела, могли приобретать недвижимое имущество на свое имя, имели свободу передвижения. К личной свободе крестьянин получал земельный надел.

Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества-общины. Общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решение сходов должен был сельский староста, избираемый на 3 года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость.

Деятельность сельского и волостного управления, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками. Мировые посредники имели широкие полномочия и следовали указаниям закона. Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в «Уставной грамоте». Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.

Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Освобождение с землей более 20 млн. помещичьих крестьян было уникальным событием в российской, да и мировой истории. Личная свобода крестьян и превращение бывших крепостных в «свободных сельских обывателей» уничтожал прежнюю систему экономического произвола и открыл перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития общества. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важным преобразованиям. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии.

Реформа самоуправления. В 1864 г. проводилась Земская реформа, преследовавшая основной целью децентрализацию управления и развития начал местного самоуправления в России. 1 января 1864 г. Император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях, согласно которому «земства являлись всесословными органами». Данные органы формировались в результате выборов. Однако процедура выборов имела свой особый порядок.

Представительными органами земств являлись уездные и губернские земские собрания. Срок полномочий данного органа устанавливался в 3 года. Земские собрания могли быть как очередными, так и чрезвычайными. Земские представительные органы имели в своем составе внутриструктурные подразделения – комиссии. Положение 1864 г. предусматривало создание только одной ревизионной комиссии.

Исполнительными органами земств являлись уездные и губернские управы. Они избирались на три года уездным собранием из числа гласных этого представительного органа.

Проводя сравнительный анализ с современными органами местного самоуправления, необходимо отметить сходство в построении системы органов местного самоуправления, в частности, уже тогда местные органы подразделялись на исполнительные и представительные.

Земские учреждения в пределах своей компетенции могли издавать постановления и распоряжения, что также является еще одной общей чертой данных органов с современными.

 

К основным полномочиям земских органов управления относились:

1.     Заведование  имуществами, капиталами и денежными сборами земства;

2.     Устройство  и содержание принадлежащих земству  зданий, других сооружений и путей  сообщения, содержащихся за счет земств;

3.     Участие в  попечении о народном образовании, здравоохранении и др.

 

Подводя итог Земской реформы 1864 г., можно сделать вывод о том, что данная реформа заложила основы строительства органов местного самоуправления и их компетенцию для современного муниципального права.

 

 Городская  реформа. В1870 г. Александр II проводит городскую реформу и вводит Городовое положение. В содержании данной реформы указывались основные органы городского (местного) управления, к которым относились:

1.     Городские  избирательные собрания

2.     Городская  дума

3.     Городская  управа

 

Городская дума была представительным органом. Заседание городской думы считалось правомочным, если на нем присутствовало не менее одной трети от общего числа гласных. Работой думы руководил городской голова.

Городская управа была исполнительным органом, во главе которой стоял тот же городской голова. Большинство дел в городской управе решались коллегиальным способом по большинству голосов.

 

К компетенции данных органов относились следующие вопросы:

1.     Организация местного здравоохранения

2.     Забота о народном образовании

3.     Формирование городского бюджета

4.     Открытие  базаров, рынков и т.д.

 

Здесь также можно увидеть сходство в компетенции органов местного самоуправления того времени с современными органами. К тому же понятие «Городская дума» пришло именно из этих реформ, и до сих пор используется во многих муниципальных образованиях как наименование представительного органа.

Таким образом, земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870 г. заложили основы современной системы органов местного самоуправления и способствовали социально-экономическому развитию страны. Многие положения этих реформ – система органов самоуправления, компетенция муниципальных образований, в том числе городов,- отражены в современном законодательстве России о местном самоуправлении. Разделение функций между думой и управой, относительная самостоятельность органов местного самоуправления – все это было основными шагами в становлении одного из важнейших институтов власти и управления, который получил широкое распространение в настоящее время.

Судебная реформа 1864 г.- преобразование в России судоустройства и судопроизводства на основе судебных уставов. Еще до начала реформы следствие изъяли из ведения полиции и передали специальному институту судебных следователей. В 1861 г. началась планомерная подготовка судебной реформы, в 1862 г. Александр II одобрил «основные начала» Судебных уставов, 20 ноября 1864 г. Судебные уставы были утверждены. В России начало действовать весьма прогрессивное законодательство и судопроизводство: было осуществлено отделение суда от администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей (судьи и следователи могли быть уволены по собственному желанию или в соответствии с приговором суда), были введены суд присяжных (сословных представителей) и институт адвокатуры(присяжных поверенных). Вводилось два вида судов – мировой и коронный. Мировой суд имел упрощенное судопроизводство и рассматривал - гражданские иски до 500 рублей и мелкие уголовные преступления.

Коронный суд состоял из Окружных судов (первая инстанция) и Судебных палат(вторая инстанция). В каждой губернии действовало от 1 до 3 Окружных судов. Судебные округа во главе с Судебными палатами объединяли по несколько губерний. Окружные суды рассматривали все уголовные дела, исключая государственные (политические) и должностные преступления (старше титулярного советника). Судебные палаты (как первая инстанция) рассматривали государственные и должностные преступления (совершенные чиновниками до V класса). Кассационные департаменты Правительствующего сената рассматривали дела о преступлениях чиновников выше V класса. Для рассмотрения преступления, совершенных членами Государственного совета, министрами и равными им лицами, был учрежден Верховный уголовный суд.

Информация о работе Политический портрет Александра II