Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 00:58, контрольная работа
Это универсальная категория политической теории, что характеризует уровень развития личности и общества в целом, их участие в реализации политических отношений.
Мотивационной основой политической деятельности выступают определенные политические интересы личности, различных социальных групп и слоев общества. В интересах концентрируется цель деятельности человека, что требует поиска соответствующих средств и методов обеспечения их.
Понятийный аппарат темы ……………………………………………….3
Политическая власть в современной России ……………………………8
Формы политического участия граждан в жизни общества ………….12
Политическое участие молодежи в общественной жизни ……………13
Вариант 1. Политический процесс в России, его особенности в современных условиях.
Содержание
1. Раскройте базовые понятия:
Политическое участие – это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.
К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и т.п.
Политическое участие дает характеристику самой политической системе, которая способствует или препятствует политическим действиям граждан и напрямую зависит от политического режима. [3. С. 59]
Политическая деятельность – это особая, специфическая сфера общественной деятельности, охватывающей всю политическую жизнь общества. В политической деятельности человека, социальных слоев, классов, наций и других субъектов политики оказывается их отношение к окружающему миру, к политическим явления и процессам, политическим ценностям, существующей политической системе.
Это универсальная категория политической теории, что характеризует уровень развития личности и общества в целом, их участие в реализации политических отношений.
Мотивационной основой политической деятельности выступают определенные политические интересы личности, различных социальных групп и слоев общества. В интересах концентрируется цель деятельности человека, что требует поиска соответствующих средств и методов обеспечения их.
Политической деятельностью в широком смысле слова называют всю совокупность действий, в которых реализуются социально-политические отношения. Именно поэтому войну, насилие, принуждение и т.д. называют продолжением политики. В этом смысле к политике можно отнести акты шантажа, подкупа, угрозы и собственно применения силы, хотя в современной мировой практике такая деятельность воспринимается как неправомерная, незаконная и поэтому подлежит осуждению. Меры и средства господства никакого сообщества или противодействия ей, осуществляемые в пределах правовой регламентации, существующих конституционных требований и действующего законодательства, составляют политическую деятельность в узком смысле слова – собственно политическую деятельность. [3. С. 102]
Политические отношения – это взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Политические отношения можно определить как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.
Выделяют следующие типы политических отношений: отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус); отношения подчинения, господства и эксплуатации. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными. [7. С. 82]
Политическая коммуникация – это смысловой аспект взаимодействия политических акторов (политические акторы – индивиды, общности, институты) путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса. Однако при этом указанное взаимодействие политических акторов по поводу власти, властно-управленческих отношений в обществе, составляющее сущность политической деятельности, само по себе далеко не всегда носит властно-управленческий характер. [3. С. 106]
Политический процесс – это одно из центральных понятий в курсе политологии и наименее разработанное, что обусловлено его сложностью.
Западная политология при рассмотрении политического процесса впадает в крайности и определяет его сущность либо как деятельность некоего рационального субъекта по достижению определенной цели, либо как совокупность стихийных действий и возникающих в их результате отношений.
В отечественной политической науке наиболее распространенным является следующее определение политического процесса. Политический процесс (в широком смысле слова) – это совокупная деятельность социальных субъектов, посредством которой происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы общества и политико-властных отношений.
В узком смысле политический прогресс может рассматриваться в одном из следующих значений:
- процесс отправления публично-властных правомочий,
- совокупность действий, направленных на достижение определенных целей,
- процесс принятия и исполнения политико-управленческих решений
и т. д.
Первостепенное значение имеет понимание политического процесса в широком смысле. [7. С. 93]
Политическое развитие – термин, который применяется главным образом при анализе политической жизни и политической системы всего общества. Это многомерный процесс, при котором в результате взаимодействия различных политических сил происходит изменения в политическом поведении, политической культуре, в политической системе общества.
Это рост способностей политической системы к гибкому приспособлению к изменяющимся социальным условиям при сохранении возможностей для успешного функционирования системы. Политическое развитие следует рассматривать как возрастание способности политической системы адаптироваться к новым требованиям. [7. С. 96]
Политический прогресс – это направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов.
Критерии политического прогресса:
- степень структурной
- характер стимулов
- наличие в рамках определенной
системы политических
Политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей.
По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между людьми за право занять властные позиции. В обществах, где власть имеет абсолютное значение и дает массу привилегий, политический конфликт приобретает особо острый характер. При этом борьба за власть почти никогда не декларируется открыто.
Стремление к власти обычно облекается в другие «одежды» (религиозные, нравственные, идеологические и т.д.), чтобы обеспечить поддержку общественного мнения. Отсюда рождается критика существующей власти, правящей элиты.
Объектом и предметом политических конфликтов является политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти данного общества.
В качестве субъектов политического конфликта могут выступать индивид, малые и большие социальные группы (в том числе этнические – род, племя, нация), государства и их коалиции. [3. С. 108]
Политический упадок. Многообразие источников и форм политических изменений выражается в определенных способах существования политических явлений, а именно: функционировании, развитии и упадке.
Одна из разновидностей изменений – это упадок, который характеризует такой способ трансформации сложившихся базовых форм и отношений, который предполагает негативную перспективу эволюции политического явления. По мысли П. Струве, упадок есть «регрессивная метаморфоза» политики.
Это не то же самое, что общее явление упадка общества и цивилизации, Политический упадок означает, что некий конкретный политический процесс, а иногда некое отдельное государственное учреждение становится неработоспособным и не справляется со своими обязанностями. Это результат интеллектуальной косности и растущего влияния закрепившихся на своих позициях политиков, препятствующих реформам и восстановлению равновесия. [3. С. 112]
Политическая модернизация. Сегодня в политической науке не существует единой теории модернизации, но при всем разнообразии подходов характерно то, что мера отсталости страны, региона определяются отклонением от «нормы развития». Причем, в качестве этой нормы принимаются черты общественной жизни, отражающие западные ценности.
В то же время в существующем многообразии определений политической модернизации, как правило, акцент делается на следующем: речь идет о способности политической системы отвечать потребностям изменяющихся общественных условий; причем, эти условия и социальные цели связаны с необходимостью нового качества взаимодействия власти и общества: эффективного диалога, реальность диалога обеспечивается созданием новых видов институтов, дифференциацией политических структур, верховенством закона.
Мировой опыт показал, что своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов с учетом следующих данных: исходная модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического реформирования; каков тип предшествующего недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного сознания.
История также свидетельствует, что политическая модернизация проходит в условиях конфликта между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. [3. С. 121]
2. Политическая власть в современной России (характер, цели и задачи, перспективы развития).
В Конституции Российской Федерации в ст. 1 содержится формулировка о республиканской форме правления в нашей стране. В ней говорится: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». [1. С. 13]
Статья 11 Конституции констатирует, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Если исходить из чисто формальных характеристик, то республиканская форма правления в России представляет собой нечто среднее между президентской и полупрезидентской республиками. Однако многие политологи и юристы называют Россию не просто «президентской», а «суперпрезидентской» республикой.
Анализ глав и статей Конституции Российской Федерации, в которых говорится о Президенте РФ, о Федеральном Собрании, о Правительстве РФ, о Судебной власти, свидетельствуют о том, что центр реальных властных полномочий стянут к президенту. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. [6. С. 49]
Как явствует из текста Конституции РФ, президент не включен в какую-либо ветвь власти, но он наделен большими полномочиями, позволяющими воздействовать на них.
Так, Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. [1. С. 63]
Информация о работе Политический процесс в России, его особенности в современных условиях