Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:35, реферат
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.
· Введение.
· Виды политических режимов.
· демократический политический режим;
· авторитарный политический режим;
· тоталитарный политический режим.
· Заключение.
Политический режим
П Л А Н
· Введение.
· Виды политических
режимов.
· демократический
политический режим;
· авторитарный политический
режим;
· тоталитарный политический
режим.
· Заключение.
Введение.
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.
Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.
Исторические типы государств,
как правило, не совпадали с типами
политических режимов. В рамках одного
и того же типа государства и одной
и той же формы правления могли
существовать разные политические режимы.
Афинское и Римское государства
в Древнем мире были рабовладельческими
республиками, но по характеру политических
режимов существенно отличались
друг от друга: если в Афинах активное
участие в политической жизни
принимали все свободные
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
Типология политических режимов
определяется не только социальными
факторами соответствующего государства,
но и нравственными, моральными, мировоззренческими
устоями общества. Так, более широкая
и разнообразная нравственная природа
демократического режима предполагает
признание таких
Нравственная природа
авторитарного режима – это, наоборот,
навязываемая сверху единообразная
идеология, подавляющая духовную и
культурную самостоятельность личности
и плюрализм мнений, безраздельно
господствующая над обществом и
правом. Эта идеология соединяется
силой государства, гарантируется
его репрессивными органами и
стремится унифицировать и
Анализ различными школами политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Типология политических режимов:
1. Источником власти в
государстве является народ.
2. Политическая власть
носит легитимный характер и
осуществляет свои функции в
соответствии с принятыми
3. Для демократического
режима характерно разделение
властей (отделение друг от
друга законодательной,
4. Демократический режим
характеризуется правом народа
влиять на выработку
5. Важной характеристикой
демократического
6. Демократический политический
режим характеризуется высокой
степенью реализации прав
В контексте изложенного, раскрывая понятие политический режим, можно рассмотреть форму государственного устройства на примере Испании.
Испания – последнее государство
современной Европы, где фашистская
диктатура существовала наиболее длительное
время. Это единственная страна, в
которой идеология фашизма
Два последовательно существовавших правительства А. Новарро и особенно А. Суареса взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А. Суареса законопроект о политической реформе был одобрен национальным референдумом в декабре 1976г. Этот закон устанавливал на переходный период некоторые демократические начала; на национальном уровне была учреждена практически новая структура органов государственной власти, в частности, образован двухпалатный парламент – Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.
Избранные 15 июня 1977г. новые
Кортесы разработали
Возвращаясь к теме выборов 1977г. в Испании, нужно отметить, что основная опасность для процесса демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, если у власти окажутся партии, ранее действовавшие в подполье — Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старого режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по соображениям политической целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центристский" Союз демократического центра (СДЦ) А. Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учредительных выборов") —коалиция христианских демократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и отказались от любых действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в политику.
Испанская конституция 1978г., - результат консенсуса политических сил в парламенте и отражение компромисса между ними.
Конституция Испании восприняла, как испанские конституционные традиции, так и опыт других стран – доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный – в конкретном закреплении ряда институтов. В преамбуле и первых статьях этот акт закрепил идеологические и политические основы государства, приняв в качестве его основы – демократическую модель. Краеугольными принципами конституция провозгласила права человека, демократический, социальный и правовой характер государства. Все полномочия государства опираются на национальный суверенитет, от которого они исходят. Национальный суверенитет реализуется через участие избирателей в выборах в центральные и местные представительные органы и через участие в голосовании на референдумах на национальном и местном уровне. Принцип правового государства установлен в статье 9, Основного закона: «Граждане и государственная власть подчинены нормам Конституции и другого законодательства». Для обеспечения этого принципа создан орган конституционного контроля – Конституционный суд.
Конституция учредила в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся органические законы (ст.81), регулирующие основные права и свободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статус ряда государственных органов – Государственного совета, Счетной палаты, Конституционного суда и т.д. Конституция выделяет делегирующие (уполномачивающие) законы, которые (ст.82 и след.) позволяют правительству в определенный промежуток времени и в определенных областях принимать акты, имеющие силу закона. В качестве отдельно категории можно назвать простые законы, но из их числа нужно выделить законы о делегировании, ведущие к преобразованию нескольких существующих актов в один (ст. 82, п.2), и законы, принимаемые комиссиями парламента на основе статьи 75 конституции.
В конституции получила отражение современная тенденция – включены нормы, регулирующие деятельность своего государства в международной сфере. В преамбуле содержится положение о стремлении испанского народа «сотрудничать со всеми народами Земли в учреждении мирных отношений и совместных действий». Важна норма, содержащаяся в статье 95: «Заключению международного договора, содержащего положения, противоречащего конституции, должен предшествовать пересмотр последней». Другими словами, здесь устанавливается примат конституции по отношению к любому международному соглашению.
Конституция Испании по способу
изменения относится к числу
«жестких». Ее пересмотр осуществляется
различными способами в зависимости
от того, является ли он частичным или
полным. В первом случае для изменения
конституции требуется 3/5 голосов
каждой из палат Генеральных кортесов.
Полный пересмотр или изменение
наиболее важных положений конституции,
могут быть осуществлены 2/3 голосов
каждой из палат Генеральных кортесов,
после чего они распускаются. Вновь
избранные Кортесы
Во всех случаях инициатива
изменения конституции
Закрепленная в основном законе структура государственных органов Испании, относительно проста. Она строится на принципе разделения властей. Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству; Конституционный суд – орган конституционной юстиции.
При рассмотрении организации судебной системы в Испании, можно отметить, что в своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: