Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:01, доклад

Краткое описание

Виды политических режимов

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. по политоголии Политический режим.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)
 

1.Категория  «политический режим» 

      Политический  режим – уровень  гарантированности  прав и политических свобод личности, степень  соответствия официальных, конституционных  и правовых форм политическим реалиям, характер отношения  властных структур к  правовым основам государства и общественной жизни ( широкий подход: политический режим относится к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом)

      Политический  режим – это  совокупность приёмов  и способов государственного руководства ( узкий  подход: политический режим – достояние лишь государственной жизни и государства, т. е. конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, формы и методы осуществления государственных функций).

      Таким образом политический режим предполагает и требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе, в государстве и общественно-политических сферах; а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные политические организации.

      К факторам, обуславливающим  виды политических режимов  относятся:

     -   сущность  и форма государства;

  • характер законодательства;
  • фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности;
  • соотношение общественно-политических сил;
  • уровень и стандарты жизни;
  • состояние экономики;
  • формы социальной борьбы и сотрудничества;
  • исторические традиции страны;
  • общественно-политическая «атмосфера»;
  • международная обстановка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Классификация  политических режимов 

      Рассматривая  формы политического  режима, мы прежде всего  отвечаем на вопрос, кто и как правит в государстве, чья  и какая «кратия» или «архия»( от греч. Kratos, arehe – власть) установлена в обществе. В связи с этим, уместно перечислить основные формы правления. 

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

СУТЬ

автократия Самовластие, неограниченная власть одного лица (монарха, президента)
аристократия Власть  знати, привилегированного меньшинства знатных (лучших) людей
плутократия Власть  богатых, господство в обществе «денежных  мешков»
тимократия Власть  привилегированной  верхушки состоятельных  людей
теократия Власть  церкви и духовенства (представляющих бога на земле)
геронтократия Власть  старейшин, представителей старшего поколения людей
демократия Народовластие, власть всего народа, широких слоёв  общества
охлократия Власть  толпы, людей с  площади, склонных к  неблагоразумным  действиям
монархия Власть  одного правителя  – монарха (шаха, султана, царя, короля и т.д.)
олигархия Власть не многих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и т.д.)
анархия Отсутствие  власти, безвластие, вызывающее дезорганизацию в обществе
диктатура Неограниченная  власть одного лица (диктатора), группы лиц политической партии и т.д.
бюрократия Чрезмерная  власть чиновников в  обществе (заботящихся  главным образом  о себе)

 

      В реальной действительности многие из этих форм могут накладываться  друг на друга. Кроме  того, иные из перечисленных  в схеме форм в  какой-то мере подобны  и обозначают весьма схожие ситуации правления в обществе.

      Известная преемственность, степень  политической свободы  личности и соблюдение государством прав и  свобод личности позволяют  свести всё многообразие политических режимов  к двум большим  разновидностям: демократическому и антидемократическому. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Демократический  режим 

      В современной политической науке, под демократией  понимается политико-правовой режим (иногда говорят  о политической системе, форме государственно-политического  устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Признаки  демократического режима:

  • признание народа единственным источником власти;
  • признание прав и свобод граждан, прежде всего, политических, в равной мере за всеми гражданами государства;
  • обязательное участие в осуществлении государственной власти выборных представительных органов;
  • легальное существование и функционирование политических партий и движений, оппозиционных правительству;
  • правовой характер деятельности государственных органов;
  • открытый характер общества в стране.
 

     Первый  признак:

Форма Признаки Минусы
Прямая  демократия   Народ непосредственно  участвует в самоуправлении, в разработке и  принятии законов,  решений (путём  их открытых обсуждений, формулирования, одобрения  на референдумах и т.д.) - «дороговизна» и  сложность опросов  и референдумов;

-неоптимальные  решения

Представительная  демократия Народ выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их - в межвыборный  период народ в  основном отстранён от власти;

- есть опасность  отрыва народных  избранников от  рядовых граждан,  проявление бюрократизации, коррупции, работы  на собственные  интересы

 

     Второй  признак – выборность основных органов  государства, предполагает действие в обществе специальных юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. Их право избирать и быть избранными в различные органы власти, порядок проведения свободных, честных, альтернативных и контролируемых общественными организациями выборов.

     Третий  признак – гарантия основных прав и свобод для каждого члена общества и равноправие граждан – самый главный. Демократия нужна лишь как средство обеспечения свободы и жизненно важных прав каждого человека.

     Существенной  чертой является открытый характер общества с  рыночной экономикой, интегрированной в остальной хозяйственный мир; с самобытной национальной культурой, открытой для взаимообмена с культурами других стран; общество в котором уважают и соблюдают права людей, поощряют развитие гражданского общества, где нет запретов на честную и полную информацию, нет закрытых социальных элит; где успех каждого зависит от его личных усилий и трудолюбия.

     Практика  демократического развития государственности  различных исторических эпох даёт самые различные  примеры демократических  режимов (античная, социалистическая, либеральная). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4.Антидемократический  режим 

     Антидемократический режим – это  политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры  одного человека или  группы лиц.

     Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные:

       а) Тоталитарный режим  – это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью  со стороны государства.

     Западные  политологи (З. Бжезинский и К. Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

  • наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором. Обожествление лидера его пожизненная несменяемость;
  • наличие официальной господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национал-социализм, фашизм). Для данной идеологи характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как теологический, т.е. направленный к определённой цели, процесс. Идеология не подлежит критике и отступление от неё строго карается государством;
  • монополия власти на информацию, её полный контроль над СМИ;
  • монополия власти на средства вооружённой борьбы;
  • наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;
  • подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

     В современной филосовско-политической литературе существует и иной подход к  изучению феномена тоталитаризма. В его основе лежит  анализ положения личности в тоталитарном обществе (Э. Фромм, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, Ф. Хайск). Основное внимание в этой концепции уделяется анализу механизма рождения массового общества и появлению «человека массы», каждый является опорой тоталитарного режима. Существование тоталитаризма данная точка зрения связывает не с подавлением и уничтожением личности «сверху», т.е. государством, а с востребованностью обществом тоталитарной системы в те исторические периоды, когда наиболее остро проявляют себя противоречия его модернизации.

     Хотя  тоталитарный режим  претендует на установление всеобщего равенства  и ориентирован на создание социально  однородного общества, на самом же деле он порождает глубокое неравенство между  бюрократическим  аппаратом и населением.

     В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм, и национал-социализм.

     Коммунизм (социализм) в большей  степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты  этого строя, поскольку  предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищённость населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

     Фашизм  – правоэкстремистское  политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твёрдой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

     Третья  разновидность тоталитаризма  – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй  он возник в Германии в 1933г. Цель: мировое  господство арийской расы и социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал - социализме – вовне, против других народов.

     И всё же тоталитаризм – исторически обречённый строй. Это общество – самоед, неспособное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счёт богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, неприспособленное к современному качественному обновлению, учёту новых требований непрерывно изменяющегося мира. 

     б) Авторитарный режим  – политический режим, сохраняющий монополию  на власть и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом. В отличие от тоталитарного авторитарный режим обычно носит более «мягкий» характер. Действуют:

  • некоторые права и свободы граждан;
  • элементы гражданского общества;
  • возможна ограниченная деятельность, определённых, не опасных для властей партий и организаций;
  • нет тотального контроля над обществом, государство избегает вмешательства в неполитические сферы, особенно в экономику;
  • не исключено проведение выборов (правда, несвободных, контролируемых, часто формальных, а то и с подтасовкой результатов);
  • деятельность послушного диктаторам парламента;
  • необязательны массовые репрессии в стране.

      В тоже время авторитарное государство отличают такие недемократические  признаки, как:

  • неограниченная власть (диктатора) одного лица (вождя, монарха, военачальника, президента) или группы лиц;
  • недопущение (или строгое ограничение и контролирование) политической оппозиции;
  • жёсткий контроль политической сферы общества (госбезопасность, охрана установленного порядка, внешняя политика, оборона);
  • опора на силу и принуждение к повиновению властям (на армию и другие «силовые» структуры);
  • отстранение граждан от реального влияния на власть и ограничение их прав и свобод.

Информация о работе Политический режим