Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 15:43, реферат
Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующей в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Политический режим обеспечивает стабильность и определяет упорядоченность политической власти, управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений, достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический режим: понятие, признаки
Политический режим
– это система методов, способов
и средств осуществления
Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующей в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Политический режим обеспечивает стабильность и определяет упорядоченность политической власти, управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и
направленность политических отношений, достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический режим
определяется уровнем развития
и интенсивностью социально-
Политический режим как категория включает в себя следующие признаки:
§ степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы такого формирования
§ гарантированность прав и свобод личности.1,2
§ характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе
§ степень реализации политической власти непосредственно народом
§ степень гласности в обществе и «прозрачности» государственного аппарата
§ соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства§ место и роль негосударственных структур в политической системе общества§ соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти
§ характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц
§ тип политического поведения
§ характер политического лидерства
§ учет интересов меньшинства при принятии политических решений
§ доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти
§ степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни
§ принципы взаимодействия общества и власти
§ политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т. д.)
§ мера политического плюрализма, в том числе многопартийности
§ существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.4
Тоталитарный режим. Его признаки
В зависимости от набора методов и средств, различают антидемократический и демократический режимы. К антидемократическим относятся тоталитаризм, авторитаризм и их виды.
Слово «тоталитаризм» происходит от латинского totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX века. В 1925 году данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии. В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем всем формам тоталитаризма присущи общие черты, которые отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Режимом правового ограничения, властными приказами, жесткими предписаниями о должном можно сформировать лишь всеобщее повиновение, но отнюдь не заинтересованность, что является продуктом режима правового стимулирования. При тоталитарном режиме властно-императивные методы не уступают место разрешительно-дозволительным и поощрительно-стимулирующим.
Тоталитарный политический режим имеет ряд отличительных признаков:
§ стремление государства к политическому контролю над всеми сферами общественной жизни
§ практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа. , это происходит за счет идеологии, дающей ответы на все вопросы, касающиеся всех сфер общественной жизни. Идеологизированны многие гуманитарные науки, художественная культура и т. д.
§ монопольный государственный контроль за экономикой, средствами массовой информации, культурой, вплоть до личной жизни, мотивов поступков людей
§ абсолютная «правовая», а точнее антиправовая регламентация общественных отношений, основанная на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом». Любое отклонение в поведении от некого стандарта расценивается как преступление или как болезнь. , многим известен тот факт, что задолго до перестройки в СССР все тюрьмы, лагеря и психиатрические больницы были переполнены зачастую невинно осужденными людьми
§ формирование «государственной власти» бюрократическим способам по закрытым от каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа
§ доминирующими методами управления являются насилие, принуждение, террор
§ господство одной партии, фактически сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил. Снова обращаясь к истории нашей страны, можно подтвердить сказанное следующим фактом: человек беспартийный, а, что еще хуже, исключенный из партии лишался всех шансов на карьерный рост, общественной признание и т. д.
§ декларативность, формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации
§ крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная), выступающая в качестве экономической основы
§ централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением
§ отсутствие правовой государственности и гражданского общества
§ произвол государственной власти, ее осуществление без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими, нормами и институтами
§ бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества
Я хочу отдельно остановиться на последнем признаке.
Ученые в механизме государства помимо государственного аппарата выделяют так называемые материальные придатки. К ним, как правило, относят вооруженные силы, полицию или милицию, органы безопасности, вооруженные формирования, силовые структуры. Тоталитарное государство не может существовать без вышеназванных структур. Такие органы играют не только самостоятельную, но и зачастую решающую роль в механизме тоталитарного государства. Они, призванные охранять право в тоталитарном государстве правоохранительными не являются. В лучшем случае они охраняют закон, который не отвечает требованию приоритета общечеловеческих ценностей.
Живым примером деятельности таких органов служит наша недавняя история, когда ежово-бериевские органы НКВД не защищали попранные права граждан, а карали того, на кого укажет перст вождя.
Общей разновидностью
тоталитарного режима
Тоталитарный режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывается на необходимости в сильной власти, которая держится на культе вождя и господстве одной партии.
Авторитарный режим. Его признаки
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но жестче, антинароднее, чем демократия.
Авторитарный режим
– государственно-политическое
устройство общества, в котором
политическая власть
Признаки авторитарного режима:
§ в центре и на местах происходит концентрация власти в руках 1-го или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти
§ игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями)
§ роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать
§ суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться еще и внесудебные органы
§ сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению
§ в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные
§ частично сохраняется цензура, существует своего рода «полугласность»
§ отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма, здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям)
§ отказ от полного, тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме
§ существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается; может существовать лишь имитация многопартийности, т. к. все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются
§ права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашены, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере)
§ личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью
§ «силовые» структуры обществу практически неподконтрольны, и используются подчас в сугубо политических целях
§ роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не харизматический16
Виды авторитарного режима
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим – есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Близок по признакам к тоталитарному режиму.
Тиранический режим – основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии, власть тирана порой устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим –
основан на власти военной
элиты, устанавливается в результате
военного переворота против
Прямая и представительная демократия
Демократия (народовластие)
может осуществляться
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название – непосредственная, т. е. она претворятся в жизнь через следующие институты прямого народовластия:
- выборы на основе всеобщего избирательного права
- референдумы
- сходы и собрания граждан
- петиции граждан
- митинги и демонстрации
- всенародные обсуждения
Одни из них – выборы, референдумы – четко регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами (Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами), носят императивный характер и не нуждаются в санкции государственных структур. Другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.
Прямая демократия имеет как положительные, так и отрицательные качества. К сильным сторонам можно отнести то, что прямая демократия дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе, в большей мере обеспечивает легитимизацию власти, обеспечивает контроль за политической элитой и т. д.