Политический режим в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 20:45, реферат

Краткое описание

Политический режим представляет собой совокупность приемов и методов, с помощью которых правящая элита (или группа элит) осуществляет свое экономическое и политическое господство, свою власть в обществе.
Иными словами, политический режим есть среда и условия политической жизни общества, определенный политический климат, существующий в данном обществе, в данный момент исторического развития. Его можно определять только в конкретный момент развития государства, особенно в переходное время, какое наблюдается сейчас в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология работа.docx

— 32.21 Кб (Скачать файл)

Введение

Политический режим представляет собой совокупность приемов и методов, с помощью которых правящая элита (или группа элит) осуществляет свое экономическое и политическое господство, свою власть в обществе.

Иными словами, политический режим есть среда и условия политической жизни общества, определенный политический климат, существующий в данном обществе, в данный момент исторического развития. Его можно определять только в конкретный момент развития государства, особенно в переходное время, какое наблюдается сейчас в России.

Нынешняя общественно-политическая система в России не отвечает в полной мере требованиями критериям демократической системы. В нашей стране, по сути, нет ответственности власти перед народом, эффективного общественного контроля над ее действиями. Не наблюдается активно конкурирующих политических партий, наоборот, присутствует почти что партия-монополия. Это сводит на нет и возможность полноценной политической конкуренции. Можно говорить, что нынешняя ситуация в России характеризует ее политический режим, как авторитарную демократию.

Текущий режим обладает только отдельными признаками демократической системы, он гибриден. Происходит постепенный переход от наследия тоталитарного режима советского союза к демократическому строю. В самом начале этого процесса сложилась ситуация, когда интересы власти и общества далеко не всегда совпадали. Более того, не существовало и разграничения между политическими и экономическими элитами общества. Получалось так, что внешне демократические процессы скрывали истинные методы политической власти – негласный торг и личные договоренности социально-экономических групп, имевших неограниченный доступ к управлению страной. Это привело к тому, что власть осуществлялась на основе не закона или формальных принципов, а в результате личных соглашений. Режим практически не считал нужным отчитываться перед народом или допускать его контроль над собой.

Политический режим России сложен, он сочетает в себе подчас противоположные тенденции, например, укрепление вертикали власти и попытку провоцировать развитие гражданского общества через создание общественных контролирующих организаций и органов местного самоуправления. Тут, правда, остается еще и такой аспект, как готовность общества к трансформации из пассивного наблюдателя политической жизни в активного ее участника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторический аспект политического режима России

На процесс формирования политического режима России исторически влияли факторы азиатского деспотизма и отдельных демократических тенденций из Новгорода и Пскова. Позднее были привнесены некоторые элементы с Запада во время реформ Петра Первого. Борьба вышеупомянутых факторов определяла сущность политического режима России – склонного к тоталитарному управлению, хотя иногда и допускавшего демократические нововведения. Впрочем, они, как правило, были кратковременными.

Исторически на Руси сочетались княжеская и вечевая (по сути, демократическая) формы правления. В Новгороде и Пскове существовали в XI—XII веках республики. Здесь верховным органом власти становится вече, на которое собиралось не только городское, но и свободное сельское население. Народ на вече решал все вопросы (особенно это характерно для Новгорода и Пскова), относящиеся как к устройству государства, так и к главе государства, т.е. вече как бы принимало князя с дружиной для управления государственными делами. При нарушении заключенного с вече договора князь изгонялся, а на его место приглашался другой. Полномочия вече были крайне широки, оно решало вопросы как внутреннего управления, так и внешних отношений. Оно избирало посадника, приглашало князя с дружиной в качестве начальника вооруженных сил. Князь был ограничен во власти договором, он обязан был соблюдать его и сотрудничать с посадником. Даже объявление войны не могло быть сделано без одобрения вече и посадника.

Во времена нашествия татаро-монгол вечевое управление было практически искоренено. Теперь князья назначались не вече, а Ордой. Местное самоуправление и демократическое начало исчезли. На несколько столетий Русь оказалась под влиянием восточной деспотии.

По свержении татаро-монгольского ига власть на Руси переходит к избранному царю, однако она ограничивалась Земским собором и Боярской думой.

В эпоху Ивана Грозного происходит отказ от таких ограничений, имеет место укрепление власти царя. Упраздняются демократические формы правления Новгорода и Пскова, функции Земского собора сводятся к минимуму. Резко усиливаются тоталитарные тенденции в русской политической жизни.

Но безраздельное самодержавие было установлено Петром I. Он провозгласил принцип неограниченной царской власти. Укрепление тоталитарных тенденций в политическом режиме России продолжалось и в период правления Екатерины II, при которой в 1762 году произошло закрепощение крестьянства, передача его в безграничное подчинение помещикам.

Только в 19 веке после смерти Николая I Александр II начинает готовить демократические реформы. Основная из них происходит в 1861 году, когда была отменена крепостная зависимость. Также был подготовлен переход России к конституционной монархии, были организованы местные органы самоуправления. Однако убийство царя помешало этим процессам. При Александре III в нашей стране снова укрепляется тоталитаризм.

Подлинно демократический режим был установлен 27 февраля 1917 года. Вскоре после Февральской революции был принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: они стали всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.

Однако уже в октябре зарождение демократического режима было свернуто. Началась эпоха советского тоталитаризма, которая в середине 80х годов 20 века привела к системному кризису в стране.

При Горбачеве начался процесс перехода тоталитарного режима в охлократический, т.е. такой политический режим, при котором все основные политические решения принимаются на митингах, многочисленных референдумах. Но охлократический режим недолговечен, неустойчив и долго существовать не может. Митинговая стихия захватывает общество, разрушает его нравственные и правовые устои, ведет к параличу экономической и политической жизни, к неуправляемости общества, хаосу, росту преступности.

После событий в октябре 1993 года в России установился авторитарно-демократический режим, т.е. такой режим, при котором основные властные полномочия сосредоточены в руках лидера, принимающего все главные политические решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая система и политический режим современной России

В начале 90х годов после распада СССР начался переход к рыночной экономике и либеральным методам управления, однако политика того времени была двоякой: она сочетала бюрократическое управление и привычное командное регулирование экономики с процессом отделения политики от экономики, подчинением первой закону, демократическим принципам. Власть не препятствовала становлению демократии, хотя и воспроизводила практику прошлого. Новые приемы власти являлись комбинацией отчасти преодоленных, отчасти преобразованных традиций прошлого. Это неизбежные черты переходного периода, когда требуется мобилизация и подлинная активизация политических сил, которые смогут решать общие проблемы согласительным методом.

Проблема новой России в том, что процесс политической интеграции в ней идет  не  в рамках политической систем, а в рамках политического режима. Дело в том, что система подконтрольна законам, судебным решениям, то есть она существует в правовом поле. Режим же основан на личных связях, покровительстве, круговой поруке. Политические процессы, несмотря на существование политических институтов, зачастую идут вне их структуры. Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму, а на заре становления новой политической системы России были весьма сильны стремления именно к автономии.

Политический режим 1990-х гг. имел двоякую направленность: с одной стороны, стремление к демократии, международной интеграции, менее бюрократизированной и подлинно рыночной экономике; с другой стороны, он унаследовал, продолжил и даже развил многие черты прошлого.

Одним из условий построения демократической системы является переход власти от группы людей к набору четких правил и принципов. Необходимы свободные выборы для избрания политических представителей, четко очерченные гражданские права и механизмы их защиты. Сегодня наблюдается сосуществование режимной системы и демократического режима. С одной стороны, режимная система является глубоко авторитарной и стремится изолировать себя от эффективного демократического контроля; с другой стороны, для достижения законности и устойчивости режимная система использует демократические институты, такие как выборы и другие формы привлечения общественной поддержки. Голоса электората остаются одним из главных ресурсов режима, они нужны для обеспечения поддержки любому политику.

Это сосуществование режимной политики и демократического режима создает институты, которые формально являются демократическими, но несут ответственность только перед самими собой. В то же время институты демократии сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму. Не менее важно и усиление политической активности общества, разных его слоев. В западных странах средний класс является фундаментом политической системы, который сглаживает противоречия между беднейшими и богатейшими слоями, обеспечивая стабильность. В России средний класс постепенно будет требовать соблюдения своих имущественных прав в сфере закона, и именно с укреплением законности режимная система будет плавно уступать место демократической.

 

 

 

 

Особенности реализации власти в современной России

Последние годы осуществление власти в России характеризовалось некоторыми особенностями, такими, как:

- борьба за политические, экономические и социальные ресурсы  между региональной и центральной  властями;

- чрезмерно широкие полномочия  Президента приводили к тому, что он не всегда мог эффективно  их реализовывать;

- государство было неэффективно  в роли центрального социального  института, оно было неспособно  решать основополагающие проблемы  населения, в частности, бедность. Нельзя  говорить, что эта особенность  исчезла и в наши дни;

-  зависимость правительства  от Президента и внутренней  политической «кухни», что приводило  к массовым кадровым перестановкам  по причине личных решений, а  не по причине неэффективной  работы;

- наличие элементов авторитарно-олигархического  правления, когда власть оказывалась  в руках нескольких влиятельных  экономических группировок;

- нахождение у власти  лиц, имеющих большие экономические  возможности, приобретенные нелегитимным  путем, что приводило и приводит  к нелегальным методам разрешения  государственно-управленческих проблем;

- нехватка организационного  ресурса у партий, что являлось  причиной их неспособности быть  посредником между властью и  народом. По сей день сохраняется  дефицит политического плюрализма  и реальной политической конкуренции;

- проблема лоббирования  политико-экономических интересов  в высших властных структурах, опасное влияние экономических  групп на принятие политических  решений;

- слабость местного самоуправления.

При текущей конфигурации политической власти исполнительная власть неподконтрольна обществу, ее функционирование зависит от воли Президента и неформальных договоренностей в высших эшелонах власти.

Политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма.

Непродуманность и неэффективная реализация многих социально-экономических реформ вызывает во многих слоях населения ностальгию по периоду истинно авторитарного и даже тоталитарного управления. Разрыв уровней доходов богатых и бедных в нашей стране при отсутствии сформированного и активного среднего класса приводит к росту авторитарных настроений в самом обществе.

Неэффективная полтика приватизации начала 90х годов привела к концентрации значительных ресурсов в руках малочисленных финансово-экономических групп, которые получили большое влияние как на средства массовой информации, так и на деятельность законодательной и исполнительной властей. Своими действиями эти группы трансформировали режим в  корпоративно-олигархическую систему.

Усилению авторитарных тенденций способствуют такие факторы, как:

- перманентный рост преступности;

- природные катаклизмы;

- этнорегиональные противоречия;

- военные столкновения;

- нестабильность ситуации  внутри правящих элит;

- распространение терроризма;

- военные действия в  Чечне.

С другой стороны, в современной России постепенно становятся заметны некоторые черты демократической системы: строятся основы правовой государственности и зарождаются, пусть иногда  и насильно, основы гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; гарантированы основные права человека; формально судебные органы независимы от властных; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существует внешняя независимость (хотя и не всегда реальная) средств массовой информации и коммуникации.

Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформа административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа и т.д.

Одной из тенденций развития современной России также стала политика центризма. Она способствует минимизации и сглаживанию политических конфликтов, более полно задействует политический потенциал общества, обеспечивает взаимодействие элит и простых граждан.

 

 

 

 

Легитимность политической власти в России

Для успешного осуществления своих функций власть должна быть легитимной. Она является таковой, если граждане страны признают за ней право управлять. Это в свою очередь может быть достигнуто несколькими путями: принуждением или же убеждением. То есть либо власть реализуется вопреки воле граждан, либо же с их согласия. Легитимность не бывает абсолютной, так как всегда в наличии есть группы людей, недовольные текущим режимом и текущими политическими реалиями.

Информация о работе Политический режим в России