Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:09, реферат
Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д.
Политический режим современной России.
1. Демократический режим
Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия».
Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д.
Соответственно демократия интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). Это античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н. э.); в-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.
Эволюция значения термина
«демократия» происходила одновременно
с развитием человеческого
Новый этап в развитии концепции
демократии начинается с Великой
Французской революции, когда демократия
стала рассматриваться как
Однако негативное отношение
к демократии не было преодолено даже
в ХУШ в. Это объясняется тем,
что идеальная, модель демократии как
повседневного и
Различия в интерпретации
демократии, как и различия в механизмах
ее реализации в конкретных обществах,
обусловлены отсутствием
Различные теории демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо апеллируют к практике при формировании системы правления.
Либеральная теория демократии
основывается на англосаксонской традиции,
которая рассматривает
Теория прямой (или идентитарной) демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов.
Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно уже потому, что в силу своей природы люди в конкретных действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Общество же представляет собой совокупность социальных групп, стремящихся к реализации собственных интересов. Процессы принятия политических решений и формулирования воли происходят через борьбу этих сил и оказываются своеобразным компромиссом, вследствие чего монополизировать указанные процессы какой-то одной силой оказывается невозможно. Плюралистическая теория демократии исходит из равновесия политических сил, исключающего действие в своих особых интересах одной властвующей группы.
Последователи элитарной теории демократии (одним из них является И. Шумпетер) используют обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода: следует идти не от идеала демократии, а, наоборот, от признания в качестве нормы лишь того, что проверено на практике. Поскольку не существует рационального поведения отдельного индивида при голосовании или принятии решений, отсутствует обязывающая концепция всеобщего блага, постольку необходимо «политическое разделение труда».
Господствующая элита, избранная
на определенный срок, принимает функции
политического
Напротив, сторонники теории
партиципаторной демократий (т. е. основанной
на соучастии граждан
Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает. Идеологически фиксированная цель (построение коммунизма), оторванная от реальной жизни, жестко определяет потребности общества. Права и свободы личности приносятся в жертву «общественному интересу». Однако «общественный интерес», который не основан на личном, превращается в фикцию. В связи с этим практические попытки сформировать общую волю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к краху режимов социалистической демократии.
Социал-реформисты понимали
демократию как определенную форму
компромисса, соглашения разнородных
социальных сил, не отрицая при этом,
что цели общества изменяются по мере
изменения условий жизни
Каждая из рассмотренных моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д. Обращая внимание на сложность подобных процедур, У. Черчилль заметил: «Демократия - самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке».
Современные демократии, а они существуют примерно в тридцати пяти странах, обладают рядом общих черт и структурных атрибутов.
Характерные черты демократического политического режима:
- Реализация принципа
разделения властей на
- Избрание представительных
органов государственной
- Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство, всю политическую систему.
- В деятельности
- Многопартийность, наличие
в партийной системе
- Легальная оппозиция
наделяется всеми
- СМИ свободны от цензуры
и могут на законных
- Силовые структуры
- Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой.
- Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества.
- Плюралистическая политическая культура.
- Возникающие в обществе конфликты разрешаются через механизм, закрепленный в законе.
- Идеологический плюрализм,
отсутствие какой-либо
Демократия, как сложная
форма взаимоотношений власти и
граждан, представляется уязвимой в
изменяющихся условиях, но достаточно
эффективной в
Демократический политический
режим – это способ функционирования
политической системы, организации
общественной жизни, основанный на признании
народа в качестве источника власти,
на его праве участвовать в
решении государственных и
Условия формирования и функционирования демократического политического режима
Политические:
1. Развитое гражданское общество.
2. Стабильность политической власти.
3. Существование и
4. Политический плюрализм.
Экономические:
1. Высокий уровень
2. Высокая степень урбанизации.
3. Развитость массовых коммуникаций.
4. Рыночная конкурентная экономика.
5. Плюрализм форм собственности.
Внешнеполитические:
1. Прямое военное, политическое,
экономическое, культурно-
2. Влияние примера
3. Стабильные дружественные
отношения с другими
Социальные:
1. Относительно высокий
уровень благосостояния
2. Сглаживание социального неравенства.
3. Рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства).
4. Социальный плюрализм.
5. Наличие многочисленного
и влиятельного среднего
Культурные:
1. Грамотность населения, его образованность в целом.