Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:22, доклад
Прогнозирование – это специальные научные исследования процессов, явлений, в итоге которых из уже известных сведений о прошлом и настоящем исследуемого объекта получают представление о возможном будущем его состоянии.
Типы политического прогнозирования
Политическое прогнозирование – это часть практической политики. Прогнозов высказывается много. Чтобы не запутаться в их потоке, требуется иметь определенную типологию прогнозов. Она может строиться на различных критериях в зависимости от целей, задач, объектов, характера, периода упреждения, методов и др.
Прогнозирование – это специальные научные исследования процессов, явлений, в итоге которых из уже известных сведений о прошлом и настоящем исследуемого объекта получают представление о возможном будущем его состоянии.
Типы политического
прогнозирования
Политическое прогнозирование – это часть
практической политики. Прогнозов высказывается
много. Чтобы не запутаться в их потоке,
требуется иметь определенную типологию
прогнозов. Она может строиться на различных
критериях в зависимости от целей, задач,
объектов, характера, периода упреждения,
методов и др.
Среди критериев классификации
политического прогнозирования выделим
следующие.
Так, в соответствии с периодом, на который рассчитано прогнозирование,
различают следующие его виды:
1. Оперативное (до месяца)
2. Краткосрочное (от 1 месяца до 1 года)
3. Среднесрочное (от 1 года до 5 лет)
4. Долгосрочное (от 5 до 15 лет)
5. Сверхдолгосрочное ( более 15 лет)
В соответствии с его направленностью:
1. Внутриполитическое
2. Внешнеполитическое
Стадии политического
прогнозирования
Процедура политического прогнозирования
предполагает следующие основные стадии:
1. Предпрогнозная ориентация, включающая
определение объекта, проблемы, задач,
времени, рабочих гипотез и методов.
2. Определение прогнозного фона, т.е. выбор
основных факторов, влияющих на развитие
исследуемого объекта.
3. Прогнозная ретроспекция – исследование
истории развития объекта.
4. Составление исходной модели, т.е. системы
показателей. Параметров, отображающих
структуру и характер политического объекта.
5. Прогнозный диагноз – исследование
основных тенденций развития объекта.
6. Разработка прогноза политического
объекта и его фона.
7. Оценка степени достоверности и постоянная
корректировка выработанных прогнозов
в связи с появлением новых, не учтенных
ранее факторов и тенденций политического
развития, отказ от неоправдавших себя
вариантов.
Методы политического
прогнозирования
Методами политического прогнозирования
являются: методы коллективной экспертной
оценки, коллективная генерация идей («мозговая
атака»), дельфийский метод, построение
сценариев и прогнозные графы, метод прогнозной
экстраполяции, метод моделирования.
Наиболее распространенным и популярным
в мире технологий прогнозирования политики
в настоящее время является методпрогнозных сценариев
(сценариотехника), доказавший свою жизнеспособность и
эффективность. В России в последние годы
также стало появляться множество сценариев политического развития
– в публицистике, научных трудах, документах
политических партий. Широта применения
сценарного метода, высокий уровень «спроса»
на него резко контрастирует с его недостаточной
научной проработанностью.
Другой подход – «ситуационный» предполагает
интерпретацию понятия «сценарий» с акцентом
не на динамическое, а на статистическое
состояние исследуемой системы и ее среды
в будущем. «Ситуационный» подход понимает
под сценарием не саму причинно-следственную
последовательность, а картину будущей
ситуации, возникающей вследствие реализации
такой событийной последовательности.
Сценариотехника как метод прогнозирования опирается
на две важнейшие взаимосвязанные методологические
предпосылки, которые можно обозначить
как:
1) принцип «открытости будущего»
2) принцип альтернативности будущего.
Открытость будущего означает его зависимость
от наших действий в настоящем.
Одной из главных задач написания сценариев
становится обнаружение факторов, которые
находятся под нашим контролем, факторов,
заложенных в текущих политических процессах.
Для прогнозирования политических процессов
большое значение имеет знание политической
обстановки, т.е. совокупности факторов
и обстоятельств, определяемой состоянием
отношений различных политических сил
– политических партий, социальных групп
и условий, в которых осуществляется их
взаимодействие.
Так же одним из важнейших способов современного
социально-экономического и политического
прогнозирования являетсяэкстраполяция. Ее сущность
заключается в том, что достоверные выводы
по одной части какого-либо явления распространяются
на другую часть, на явление в целом, на
будущее данного явления. Экстраполяция
– это ведущий метод прогнозирования
будущего на основе существующих, действующих
в настоящем тенденций.
Из числа других методов рассмотрим брейнсторминг, то есть метод внезапных идей (по отечественной
терминологии «мозговая атака»). Первая
ступень брейнсторминга – это генерация
большого количества идеей в небольшой
период времени и в небольшой группе (5-12
человек). На данной ступени не делается
оценки или комментариев насчет осуществимости
этих идей, что могло бы привести к преждевременному
отрицанию. После того, как эта творческая
стадия завершена, идеи объединяются и
оцениваются, создаются дополнительные
возможности к вариантам вероятных событий,
затем наиболее важные прогностические
идеи выделяются.
Конкретные методики, по которым ведется
политическое прогнозирование, образуются
путем сочетания ряда методов.
Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы
и применяет их в практической политике,
так или иначе, вольно или невольно руководствуется
принципом познаваемости действительности.
Следовательно, методологической основой
прогнозирования служит материалистическая
гносеология.
Объективная основа прогнозирования политических
событий состоит в том, что их будущее
заключено в настоящем, но только в возможности.
Поэтому научные прогнозы политических
событий, явлений и процессов - это осмысленные,
осознанные возможности развития политической
жизни общества, взятые в их теоретической
обоснованности.
Возможность существует объективно в
самой действительности как скрытая тенденция
ее дальнейшего развития. Поэтому иного
пути для прогнозирования будущего нет,
кроме познания возможностей, тенденций,
заключенные в настоящем состоянии политической
системы. Таким образом, научный прогноз
раскрывает будущее политическое событие
как нечто объективно обусловленное предыдущим
ходом вещей, то есть нечто детерминированное,
предопределенное законами развития и
функционирования политической системы.
Обычно считается, что за новыми явлениями,
фактами и процессами развития настоящего
стоит будущее, что в них имеется будущее.
Однако утверждать это с достоверностью
можно лишь с учетом действия вскрытых
наукой законов развития объектов политического
прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой
прогнозирования является действие объективных
законов определенной области действительности,
в данном случае политической.
Политическая жизнь представляет собой
одну из сфер жизнедеятельности людей,
общества. И ей так же, как и другим сферам,
присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся
и необходимые связи и отношения, то есть
объективные закономерности.
Законы, действующие в социально-политической
области, проявляются как тенденции или
возможности, которые не всегда превращаются
в действительность. Это, естественно,
затрудняет разработку политических прогнозов.