Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:14, реферат
Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от коммуникативной задачи: общения, сообщения и воздействия. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К научной коммуникации можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, к деловой – речь дипломата или выступление депутата на съезде, к информационно-пропагандистской – военно-патриотическую речь или речь на митинге, к социально-бытовой – юбилейную (похвальную) или застольную (тост) речь. Конечно, такое деление не абсолютное. Так, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать одновременно научную (научный доклад), деловую (доклад на съезде) и информационно-пропагандистскую (выступление пропагандиста в группе слушателей) сферы.
Введение
Основная часть
Из истории политического красноречия
Политическое красноречие в России
Заключение
Источники
Реферат
ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ
Содержание
Введение |
|
Основная часть |
|
Из истории политического красноречия |
|
Политическое красноречие в России |
|
Заключение |
|
Источники |
Введение
Красноречие – это искусство управлять умами
Вольтер
Красноречие начинается с умения слушать;
Научиться говорить можно только говоря;
Аудитория – лучший учитель красноречия
Скилеф
Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить
М.В. Ломоносов
С тех пор, как вышло из обычая носить на боку шпагу,
совершенно необходимо иметь острый язык
Генрих Гейне
Красноречие – 1. Дар хорошо и красиво говорить, ораторский талант. 2. Ораторское искусство (Ожегов). Происходит от рус. красный (красивый) и речь, является частью ораторского искусства публичного выступления с целью убеждения, гармонично сочетая в себе риторику, приемы актерского мастерства и психологических техник.
Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от коммуникативной задачи: общения, сообщения и воздействия. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К научной коммуникации можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, к деловой – речь дипломата или выступление депутата на съезде, к информационно-пропагандистской – военно-патриотическую речь или речь на митинге, к социально-бытовой – юбилейную (похвальную) или застольную (тост) речь. Конечно, такое деление не абсолютное. Так, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать одновременно научную (научный доклад), деловую (доклад на съезде) и информационно-пропагандистскую (выступление пропагандиста в группе слушателей) сферы.
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:
– академическое,
– судебное,
– социально-бытовое,
– духовное (церковно-богословское).
– социально-политическое.
Темой нашего реферата является социально-политическое красноречие. Приведем несколько его определений.
Политическое красноречие – ораторские речи, произносимые в палатах западно-европейских государств и касающиеся государственного правления [Словарь иностранных слов].
Политическое красноречие – один из видов ораторского искусства. Развитие его тесно связано с развитием демократических учреждений; оно возникает там, где народные массы начинают принимать участие в государственных делах, и следовательно, лица, желающие влиять на ход государственных дел, должны обладать искусством убеждения [Энциклопедический словарь].
Исходя из вышесказанного, к разряду
социально-политического
Доклад является публичным выступлением на экономические, социально-политические, культурно-просветительные, этико-нравственные, бытовые темы и на темы научно-технического прогресса. В таком выступлении ставятся и решаются задачи, актуальные для той или иной области жизни, нередко преследуются практические цели. Поэтому доклад содержит рекомендации, подсказывает решение более или менее определенно сформулированных задач, а иногда становится и руководством к действию.
Примером такого вида публичного выступления может служить ежегодное послание президента РФ к Федеральному Собранию. Это одновременно отчетный доклад – официальное лицо отчитывается перед уполномоченным собранием о проделанной работе, анализирует и оценивает ее результаты. В этом же докладе говорится о предстоящей деятельности и формулируются новые задачи. Его содержание не только обсуждается, но и может корректироваться в каких-то частях, одобряется и нередко принимается как программа к действию. Отчетный доклад – не индивидуальное, а коллективное творчество, представляемое в виде читаемого текста. В нем не бывает экспромтов или импровизаций, уместных и порою необходимых в других видах красноречия. Доклад отличается продуманностью и строгой аргументированностью всех его разделов и положений, предельной деловитостью (практической направленностью), ясностью выводов и обоснованностью рекомендаций, а также содержащихся в нем призывов.
Еще одним жанром социально-политической речи является слово по текущим вопросам. Оно произносится при обсуждении какого-либо вопроса в прениях, как правило, ограничено 5–10 минутами, предельно сжато по объему изложения, но конкретно и деловито. Характерными особенностями речи являются полемичность или критическая направленность. Такая речь не имеет самостоятельного значения, понятна лишь в связи с обсуждаемым вопросом. Однако и в таком кратком слове опытный оратор может блеснуть и глубиной мысли, и остроумием, и выразительностью речи.
Дипломатическая речь – сугубо официальное выступление лица, представляющего то или иное государство. Дипломатические речи произносятся обычно представителями дипломатического корпуса зарубежной страны при вручении верительных грамот, ведении переговоров на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т. п.
Политическое обозрение – публичное выступление, в котором освещаются и кратко оцениваются главным образом текущие социально-политические события. Такое выступление носит информационно-комментаторский характер.
Митинговая речь отличается от всех прочих остро-политическим характером и посвящена всегда общественно значимой теме.
Патриотическая речь – это не только призыв к подвигу или геройству, но и приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет слушателей, если произносится человеком известным и пользующимся популярностью.
Для людей, профессионально связанных с политикой, владение устной речью является неотъемлемым атрибутом их деятельности. Еще в 1918 г. на открытии первого в мире Института живого Слова в Петрограде было сказано: «Все формы политического творчества идут через речь. Россия заговорила, и заголосила даже, и нам необходимо, чтобы этот разговор приобрел как можно скорее четкость, чтобы возможно было больше таких людей, которые говорили бы то, что они думают, которые умели бы парализовать вред влияния, если это влияние демагогическое, если это злые чары, благодаря которым тот или иной ритор побивает словом… Надо учить говорить весь народ от мала до велика» [Сидельникова].
Выбор языковых средств зависит от темы и целевой установки выступления. Некоторым видам политических речей свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная, политическая лексика, экономические и политические термины. Иногда в политических речах много изобразительных или эмоциональных средств – это касается митинговых речей, имеющих призывную направленность; часто используется здесь разговорная лексика и синтаксис.
В основной части будут приведены речи или отрывки из речей известных ораторов как иллюстрации к разнообразию жанров социально-политического красноречия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Из истории политического красноречия
В соответствии с трактовкой, данной в словаре Брокгауза и Эфрона, социально-политическое красноречие возникает там, где народные массы начинают принимать участие в государственных делах; следовательно, лица, желающие влиять на ход государственных дел, должны владеть искусством убеждения. Именно от социально-политического красноречия берет начало история развития ораторского искусства. Хотя красноречие играло очень большую роль в истории многих культур (например, пророки в Древней Иудее), профессией оно стало только в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появились публичная политика и публичный суд. Политическое красноречие достигло значительного развития в Сиракузах в начале V в. до Рождества Христова. Оттуда оно перешло в Афины, где процветало в течение V в. и в особенности в IV в.
В Афинах, раздираемых общественными противоречиями в период становления демократии, красноречие было сильнейшим орудием борьбы. Политический деятель должен был публично отстаивать свою точку зрения, убеждать народное собрание, чтобы повести его за собой. Лучшими представителями блестящей плеяды политических ораторов были Демосфен и Эсхин. Их спор «О венке» вошел в золотой фонд ораторского искусства.
На политических собраниях древности оратор имел возможность произносить длинные речи. Поскольку оживленные прения случались довольно редко, то, вероятно, вследствие этого древние ораторы почти всегда писали свои речи заранее, выучивали их наизусть, тщательно вырабатывая мимику, и затем декламировали; импровизация встречалась редко. Искусства оратора и актера были в близком родстве, нередко первый брал уроки у последнего.
Развитие социально-
Впоследствии политическое красноречие перешло в Рим, где особенно развилось в последний период Республики (этому способствовали Гортензий, Катон Старший, Цезарь, Цицерон).
В Средние века возможности для политического красноречия не было. Из средневековых риториков наиболее известен Пётр Амьенский (Ambianensis), он же Петр Пустынник (Heremita), – аскет, которому приписывалась организация первого крестового похода. Пётр родился около 1050 г. в Амьене, был военным, потом удалился от света и стал монахом, пустынником.
Политическое красноречие возродилось в Новое время вместе с возникновением парламентских учреждений. Каждая конституционная страна, каждая крупная политическая партия имела нескольких политических ораторов. В Великобритании это был баптистский проповедник Джон Хенли, во Франции – деятели Великой Французской революции: один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции, масон Оноре Габриель Мирабо, революционер, министр юстиции Жорж Жак Дантон, глава, возможно, самого радикального революционного движения – якобинцев Максимилиан Робеспьер, соратник Робеспьера, главный обвинитель короля и идеолог террора Луи Антуан Сен-Жюст.
М. Робеспьер в 1793 году фактически возглавил Комитет общественного спасения и развернул террор против врагов революции. Способствовал казни Людовика XVI, созданию революционного трибунала, казни лидеров жирондистов. Сосредоточил в своих руках практически неограниченную власть; организатор массового террора.
Но до этого, 30 мая 1791 года Робеспьер произнес речь против смертной казни, являющуюся одной из наиболее блестящих и сильных его речей, какая когда-либо была произнесена против этого наказания. Он начал свою речь с того, что, приведя пример из греческой истории, призывал депутатов исключить из кодекса «кровавые законы, предписывающие юридические убийства», так как их не могут допустить ни общий интерес, ни разум, ни гуманность. Робеспьер стремился доказать два положения: что смертная казнь несправедлива и что она более способствует увеличению преступлений, нежели их предупреждению. Цель наказания состоит не в том, чтобы мучить виновных, а в том, чтобы предупреждать преступления. Также он остановился на судебных ошибках, на осуждении невиновных людей и наглядно показал, что в этих случаях применение смертной казни оказывается роковым, неотвратимым наказанием невиновного человека.
Речь эта представляется
сегодня весьма актуальной для противников смертной
казни. Приведем ее текст полностью [http://www.orator.biz/
Когда до Афин долетела весть, что некоторые граждане в городе Аргосе присуждены к смертной казни, то жители поспешили отправиться в храмы, и стали молить богов, чтобы они отвратили от афинян такие жестокие и пагубные мысли. Я являюсь сюда умолять не богов, а законодателей, которые должны быть орудием и истолкователями вечных законов, начертанных Божеством в сердцах людей, пришел умолять их вычеркнуть из французского уложения кровавые законы, предписывающие убийства, одинаково отвергаемые их нравственностью и новой конституцией. Я хочу доказать им, что во-первых, смертная казнь по самому существу своему несправедлива, и, во-вторых, что она не удерживает от преступлений, а, напротив, гораздо больше умножает преступления, чем предохраняет от них.