Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:06, контрольная работа

Краткое описание

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции.
2. Политическое лидерство и политический маркетинг.
3. Покажите на чем основано изложенное во многих источниках суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Изложите свое мнение, насколько эта позиция верна.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………стр.2
2.Вопрос 1………………………………………………………………стр.3
3.Вопрос 2………………………………………………………………стр.7
4.Вопрос 3………………………………………………………………стр.11
5.Заключение…………………………………………………………...стр.13
6.Список литературы…………………………………………………..стр.14

Вложенные файлы: 1 файл

политология 5 вариант.docx

— 36.37 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

  ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАФИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «ПОЛИТОЛОГИЯ»

на  тему: «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО»

Вариант № 5

 

 

 

                                                                                    Студент: Журавлева Е.В.

                                                                                    Курс: 1группа: №111

                                                                                    Личное дело: №100.30/120001

                                                                                    Преподаватель:НиканороваТ.В.   

 

 

                                                     Челябинск 2013

                                                Содержание.

1.Введение………………………………………………………………стр.2

2.Вопрос 1………………………………………………………………стр.3

3.Вопрос 2………………………………………………………………стр.7

4.Вопрос 3………………………………………………………………стр.11

5.Заключение…………………………………………………………...стр.13

6.Список литературы…………………………………………………..стр.14

 

                                               Введение.

Положение  участников  политической  жизни  в  политической  иерархии неравное.  Это  обусловлено  разной   степенью   близости   их   к   власти, способностью  влиять  на  социальные  изменения  и  возможностью   принимать стратегические решения. И  даже  внутри  элиты  отдельные  ее  представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество.

     Таким  образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие  на  общество, государство, организацию, называется политическим лидером.

     Институт лидерства возник очень давно в связи с потребностью сложно организованных    систем    в    сбалансированном    развитии,    т.к.    их жизнедеятельность всегда требовала руководящего начала. Это связано  с  тем, что функционирование таких систем основано на взаимодействии разнородных,  а часто и противоположных, экономических, социальных,  политических,  духовных интересов  и их носителей, которые включают  в  себя  разнообразные  группы, организации и индивиды.

     В задачи  лидеров  входит  выработка  согласованных  целей  развития, распределение функций и ролей среди участников  социальных взаимодействий, упорядочение  поведения  отдельных  элементов  системы  в целях   повышения эффективности функционирования общества в целом.      

     Таким образом, практическое значение  проблемы  лидерства  связано  с поиском оптимальных форм руководства и управления социальными процессами.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специфика политического лидерства, его типы и функции.

      Итак,  лидер  в  переводе  с  английского  языка  (leader)   означает «ведущий», «указывающий путь». Смысл этого слова отражает  предназначение человека-лидера, его место и роль  в обществе,  процессы,  к которым он причастен, его функции.

     Лидерство  –  явление  многогранное  и   многозначное.   Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой  процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и  выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого  обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для   осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов. Общественное лидерство является  прежде  всего социальной  функцией. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от  культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов,  осознания потребности в коллективных  действиях для поддержания   функционирования социальной системы в целом.

     Целостная картина проявления лидерства складывается по мере  эволюции общества,  усложнения  социальных  взаимосвязей,  конкретизирующих   функции лидера. «Параллельных  жизнеописаниях» Плутарх  продолжил   платоновскую традицию изображения идеального лидера. Он показал блестящую  плеяду  греков и римлян, обладающих высокими моральными нормами и принципами. Этико-мифологическая  традиция  в  анализе  политического   лидерства сохранила  свое  влияние  и   в   Средневековье,   привнеся   в   нее   идею богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.

     Политический лидер - это авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяем ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях. Рассматривая проблемы лидерства, неизменно задаешься вопросами: почему одни люди становятся лидерами, а другие исполняют их волю? Что лежит в основе лидерства, в чем его феномен? На этот счет в современной политологии есть несколько теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

     Теория черт - суть ее состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личными качествами. Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные выдающиеся способности, умение нравиться людям и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность. А также фотогеничность, внешнюю привлекательность, ораторские способности и др.

     Ситуационная теория. Ее представители - В. Дилл, Т. Хилтон, А. Голднер и др. - обосновывают зависимость лидерства от определенных социальных условий. Лидер - функция определенной ситуации. Именно сложившаяся конкретная ситуация и определяет отбор лидера, его поведение и принимаемые им решения. Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет требованиям объективных обстоятельств.

     Теория последователей и конституентов объясняет феномен лидера через его окружение и последователей. "Именно последователь, - пишет Ф. Стэнфорд, - воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и, в конечном счете, принимает или отвергает лидерство". Отношения между лидером и его конституентами выступают в виде цепочки: конституенты - последователи - активисты - лидер. В современной политологии в круг конституентов лидера включаются не только политические активисты, но и его избиратели, все, кто взаимодействует с ним. Кратко суть этой теории можно выразить фразой: "Короля делает двор".

     Психологическая теория. Ее основоположник З. Фрейд считает, что в основе лидерства лежит подавленное, неудовлетворенное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. У лидеров руководящие позиции выражают компенсаторные функции взамен подавленного либидо. Подчинение лидеру закладывается с детства, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства. Ученые Франкфуртской школы Э. Фромм и Т. Адорно выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающая массовые фрустрации и неврозы и стремление убежать от этого в сферу господства или подчинения.

     Существуют разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

По отношению руководителя к подчиненным:

-авторитарное - единоличное направляющее воздействие лидера на нижестоящих. Оно основано на угрозе санкций, применении силы;

-демократическое - предполагает учет руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, участие масс в управлении.

 

По способу легитимации  власти (М. Вебер):

-традиционное - вожди племен, монархи - их авторитет основан на обычае, вере в святость и неизменность традиций;

-рационально-легальное. Здесь лидеры избираются демократическим путем;

-харизматическое. Феномен харизмы основан исключительно на личности лидера, которому приписываются божественные способности. От масс требуется полная личная преданность вождю, который выполняет "историческую миссию". В качестве примера можно привести Ю. Цезаря, Наполеона, Ленина, Гитлера, Муссолини, Сталина, Мао Цзедуна, Ким Ир Сена, Ф. Кастро.

     По "масштабам" лидерства: общенациональные, лидеры региональные, лидеры социальных групп, слоев.

     По отношению к существующей политической системе: функциональный, дисфункциональный, конформист (приспособленец), неконформист.

Важнейшим аспектом исследования лидерства является анализ функций  лидера. Среди  функций лидеров  выделяют следующие:

     Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

     Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.

     Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

      Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

     Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.

     Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

     Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

     Крайней, максимально завышенной оценкой функции и роли политического лидера, является культ личности. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, и в демократических государствах.     Для того, чтобы политические лидеры избежали культа личности, коррупции, деспотизма и иных пороков власти, нужны определенные гарантии. "Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно", - говорил английский историк Эктон.

 

 

 

 

 

 

 

 

           2. Политическое лидерство и политический маркетинг.

     Политический маркетинг – это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В этом определении политического маркетинга главным обстоятельством, отличающим его от маркетинга в экономической сфере, является его направленность на формирование политической власти.

     Очевидно, столь высокое предназначение обусловило тот факт, что, зародившись сравнительно недавно (США, 30-е годы), политический маркетинг получил широкое распространение практически во всех зарубежных странах с демократическим политическим режимом. В Соединенных Штатах Америки и других странах действуют многочисленные фирмы, занимающиеся стратегией и тактикой предвыборных политических кампаний. Практически все политические партии, большинство кандидатов на выборные должности прибегают к услугам маркетологов.

     Политический маркетинг, как и любой другой, направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды с целью усилить свое влияние в обществе.

     Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п.

Политический маркетинг  выполняет ряд функций. Основные из них:

-создание политического рынка идей, программ, проектов реформирования общества и т.д.;

-объединение различных групп общества вокруг одного государственного или национального интереса;

-выявление и выдвижение на национальную арену выдающихся политических деятелей, а также отстранение некомпетентных политиков. Это очень важная функция, поскольку политический лидер – личность, оказывающая воздействие на большие группы людей;

Информация о работе Политическое лидерство