Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Содержание

1. Введение 3
2. Лидерство, как политический феномен 3
3. Типы политических лидеров 5
4. Функции политических лидеров 7
5. Заключение 8
6. Тест 10
7. Список литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа политология.docx

— 34.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

Контрольная работа

Предмет: Политология

Вариант 11

 

 

 

Выполнила: Пономарёва Алёна

Студентка заочного факультета

Специальность: «финансы и кредит»

 

 

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение 3
  2. Лидерство, как политический феномен 3
  3. Типы политических лидеров 5
  4. Функции политических лидеров 7
  5. Заключение 8
  6. Тест 10
  7. Список литературы 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Лидерство, его природа волновали  человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство  завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Лидерство – универсальный по своей  природе феномен общественной жизни. Оно существует везде – в больших  и малых организациях, в бизнесе  и в религии, в компаниях и  университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере  человеческой деятельности, для существования  и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

Важность проблемы лидерства многократно  возрастает в политической сфере. Здесь  концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство  есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают  во всех уголках Земли.

 

Лидерство, как  политический феномен

 

Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в неформальных организациях и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых, лидеров и последователей. А так как на политического лидера возложена большая ответственность, чем на любого другого, то и значимость его многократно возрастает, а с ней и требования, предъявляемые современным политикам.

Основой феномена политического  лидерства служит способность руководителя, а в этом качестве могут выступать  как личности, так и организации, отражать и удовлетворять интересы своих последователей.

Одним из современных вариантов  интерпретаций политического лидерства, который согласуется и с тем, что было уже признано многими мыслителями прошлого, может быть предложенный Жаном Блонделем: "По сути и по форме это есть феномен власти. Лидерство - это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося "на вершине", заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или, в конечном счете, могли бы не делать вообще. Но, разумеется, лидерством является не всякий род власти. Лидерством является власть, осуществляемая "сверху вниз" (Blondel,J. Political Leadership: Towards a General Analysis. - L.1987. P.2-3).

Политическое  лидерство есть одна из самых высоких  и всеохватывающих форм власти. Власть - это главная составляющая часть лидерства, которая должна быть тщательно изучена, чтобы мы смогли определить тот предел, до которого власть выявляется в лидерстве.

В сущности власти есть нечто, не подвергающееся принципиальным модификациям в связи с изменением возраста человеческого сообщества. Это, в первую очередь психологические компоненты власти.

Существует достаточное  количество теорий о влиянии психологического фактора на исторический процесс. Среди  авторов этого направления такие  мыслители как Фромм, Фрейд, Тэн, Тард, Зиммель, Ламброзо, Фергюссон.

Вопрос о лидерстве  не случайно возник только в наше время. Лидерство - это не новый стиль  руководства, а способ организации  власти в, гражданском обществе с  развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива  и необходимость истории и  политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность  сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны  и выгодны, а не продиктованы своекорыстием  или властолюбием. Общество со своей  стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой  современной политики.

Полити́ческое ли́дерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество(или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.

 

Типы политических лидеров

 

Политический лидер –  это не просто человек, который руководит  политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер – это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Поэтому очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, а  тем более парламентарий становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в  обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического  развития общества. Реальная политика никогда не вершилась без участия  политических лидеров, выступающих главными действующими лицами в политических процессах, их основными стимуляторами.

Одной из наиболее современных  и общераспространенных типологий  лидерства является система американского  ученого Маргарет Дж.Херманн. Она классифицирует лидеров в зависимости от их имиджа. “Имидж” в переводе с английского означает “образ”, а в обыденной жизни под ним подразумевают визуальную привлекательность личности. М.Хермани выделяет четыре собирательных образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его конституентов (приверженцев, избирателей и т.д.); способов взаимосвязи лидера и его сторонников; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый образ (имидж) – лидер-знаменосец. Его отличает собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Лидер-знаменосец определяет характер происходящего, его темп и способы преобразований

Второй образ – лидер-служитель. Он достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидер действует от их имени. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются их избиратели.

Третий образ – лидер-торговец. Существенная черта его состоит в способности привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить “купить” эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению.

Четвертый образ – лидер-пожарный. Он отличается быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Лидер-пожарный способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.

Функции политических лидеров

 

Функции лидера – главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни большинства населения.

  1. Интегративная функция. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.
  2. Ориентационная функция. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.
  3. Инструменталистская. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.
  4. Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.
  5. Функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. 
  6. Функция легитимации политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и зачастую проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе освещены основные концепции  политического лидерства, наиболее значимые определения и типологии.

Подводя итог вышесказанного можно  отметить, что политическое лидерство  следует рассматривать не только как процесс взаимоотношений между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.

Также можно отметить некоторые  другие требования, которые надо предъявлять  к политическому лидеру:

1) лидер должен выступать носителем  новых идей;

2) лидер и его окружение должны  соответствовать требованиям времени;

3) возраст не должен быть преградой  для реального лидера;

4) лидер должен точно отражать  настроение народа.

Все это обусловлено тем, что  лидерство - это не новый стиль  руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Опираясь на то, что общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать  все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств  массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни лидера, а уберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.

В тоже время, очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и, прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.

 

Тест

Информация о работе Политическое лидерство