Политическое лидерство:
«Я-концепция»
Личность политического лидера
является сложнейшим многомерным образованием
и состоит из множества различных взаимосвязанных
структурных элементов. Не все они в одинаковой
степени «ответственны» за политическое
поведение и проявляются в нем. Однако,
после многочисленных исследований, проведенных
в американской политической психологии,
удалось выделить наиболее влиятельные
личностные характеристики, которые для
удобства сгруппируем в шесть блоков:
· представления политического
лидера о себе самом;
· потребности и мотивы, влияющие
на политическое поведение;
· система важнейших
политических убеждений;
· стиль принятия политических
решений;
· стиль межличностных отношений [1];
«Я»-концепция политического
лидера
Проблема компенсации реальных
или воображаемых дефектов личности была
поставлена еще «соратником» 3. Фрейда
А. Адлером. Эта идея получила свое более
полное развитие в работах Г. Лассуэлла.
Согласно его концепции, человек для компенсации
низкой самооценки стремится к власти
как средству такой компенсации. Таким
образом, самооценка, будучи не адекватной,
может стимулировать поведение человека
в отношении политически релевантных
целей—власти, достижений,контроля и других. Внимание
Г. Лассуэлла было приковано к развитию
представлений человека о самом себе,
степени развития и качеству самооценки, их
воплощению в политическом поведении.
Его гипотеза состояла в том, что некоторые
люди обладают необычайно сильной потребностью
во власти или других личностных ценностях,
таких как привязанность, уважение, как
в средствах компенсации травмированной
или неадекватной самооценки. Личные «ценности»
или потребности такого рода могут быть
рассмотрены как эго-мотивы, поскольку
они часть эго-системы личности.
А. Джордж в одной из своих работ продолжил
линию рассуждения Г. Лассуэлла о стремлении
к власти как компенсации низкой самооценки.
Он детально рассмотрел возможную структуру
низкой самооценки и считает, что низкую
самооценку могут составлять пять субъективных
негативных чувств в отношении себя в
различных их комбинациях:
· чувство собственной неважности,
незначительности;
· чувство моральной неполноценности;
· чувство слабости;
· чувство посредственности;
· чувство интеллектуальной
неадекватности[2];
Уже после того, как Г. Лассуэл
привлек внимание политологов и политических
психологов к роли самооценки в политическом
поведении лидера, появился целый ряд
исследований, посвященных представлению
политика о себе.
Политический лидер в любой ситуации за
редким исключением ведет себя в соответствии
с собственной Я-концепцией.
Поведение его зависит от того, кем и как
он себя осознает, как он сравнивает себя
с теми, с кем он взаимодействует.
Я-концепция, то есть осознание
человека, кто он, имеет несколько аспектов.
Наиболее существенные из них — это образ
«Я», самооценка и социальная ориентация
политического лидера. У. Стоун приводит
рассуждение классика психологии У. Джеймса,
что наша самооценка может быть выражена
как отношение наших достижений к нашим
претензиям [151]:
Успех = f(Самооценка/Притязания)
Отечественные и зарубежные
исследователи рассматривают образ Я
— политика, который соответствует общей
сумме восприятий, представлений, чувств
и осознания человека по отношению к себе.
Они могут быть более или менее ясно представлены
в образе Я, в котором отдельные авторы
выделяют такие части, как физическое
Я, сексуальное Я, семейное Я, социальное
Я, духовное Я, креативное Я и конфликтное
Я. Следует подчеркнуть, что Я политика
характеризует его интегральную субъективность
в политической самореализации. Отечественные
психологи и акмеологи характеризуют
Я-концепцию более сложно и многовариантно.
Сложность Я-концепции понимается
как число аспектов Я, воспринимаемых
политическим лидером, или как степень
дифференциации Я-концепции. На ранних
стадиях самосознания происходит отделение
человеком себя от других. Далее, Я в его
сознании разделяется на неограниченное
число частей. Впоследствии у человека
проявляется тенденция оценивать себя
в сравнении с другими людьми.
Этот процесс получил подробный
анализ в теории социального сравнения
Л. Фестингера [151]. Главным положением
этой теории является утверждение, что
в основе стремления человека правильно
оценить свое мнение и способности в сравнении
с другими людьми, лежит потребность иметь
ясную и определенную Я-концепцию. Через
процесс социального сравнения у человека
устанавливаются рамки социального рассмотрения
Я как точки отсчета. Установлено, что
люди с высокой сложностью Я-концепции
имеют тенденцию стремиться к получению
большей информации перед принятием решения,
чем обладающие низкой сложностью Я-концепции.
Поскольку сложность Я-концепции связана
с восприятием сходства с другими людьми,
то политики с высокой сложностью Я-концепции
более вероятно воспримут информацию
от других. Политические лидеры с высокой
сложностью Я-концепции имеют тенденцию
легче ассимилировать как позитивную,
так и негативную информацию и, таким образом,
реагировать на ситуацию на основе обратной
связи, чем лидеры с низкой сложностью
Я-концепции.
Американские исследователи Д. Оффер и
Ч. Строзаер рассматривают образ Я политика,
который соответствует «общей сумме восприятия,
мыслей и чувств человека по отношению
к себе»... «Эти восприятия, мысли и чувства
могут быть более или менее ясно проговорены
в образе Я, в котором Я разделено на
шесть различных частей, тесно взаимодействующих».
Эти шесть Я — следующие:
физическое Я,
сексуальное Я,
семейное Я,
социальное Я,
психологическое Я,
преодолевающееконфликты Я. Р.
Зиллер и его коллеги разработали
типологию личности политических лидеров
на основе исследования самооценки и сложности Я-концепции.
Первый тип составляют лидеры с противоречивым,
на первый лишь взгляд, названием «аполитичные» политики.
Это деятели с высокой самооценкой и высокой
сложностью Я-концепции,
которые ассимилируют новую информацию,
касающуюся их, без угрозы для их Я-концепции,
но при этом для их реактивности существуют
серьезные ограничения. Они чувствуют
себя оторванными от других и поэтому
с трудом реагируют на поведение своих
последователей или населения государства вцелом. Другой
тип, наиболее удачливый в политике, — «прагматики».
Это политические лидеры с низкой самооценкой
и высокой сложностью Я-концепции,
отвечающие на широкий круг социальных
стимулов. Они прислушиваются к мнениям
других людей и модифицируют свое политическое
поведение на основе обратной связи.
Третий тип составляют политические
лидеры с высокой самооценкой и низкой
сложностью Я-концепции,
не реагирующие на мнения других. Их познавательные
процессы и поведение очень жестки, а самооценка
чрезвычайно стабильна. Это — «идеологи»,
столь знакомые нам по Политбюро КПСС .
И, наконец, четвертый тип —
это деятели с низкой самооценкой и низкой
сложностью Я-концепции,
которые интенсивно реагируют на узкий
круг социальных стимулов Их назвали «недетерминированные».
В американской истории ни президенты
такого типа, ни крупные лидеры в партиях
не известны.
Самооценка политического лидера
накладывает очень важный отпечаток на
внутри- и внешнеполитический курс его
страны. Лидеры с адекватной самооценкой представляют
лучший образец партнеров на политической
арене. Их внешняя и внутренняя политика
не мотивирована стремлением к самоутверждению,
обратная связь между последствиями акций
и ними самими работает неукоснительно.
Адекватно оценивающий свои политические
способности лидер, как правило, уважительно
и высоко оценивает других лидеров. Не
боясь, что его унизят, обидят, обойдут,
твердо зная собственную высокую цену,
считая себя не хуже тех, с кем ему приходится
взаимодействовать, такой лидер будет
вести политику, которая позволила бы
добиться поставленных целей и дала бы
обоюдную выгоду.
Если у политического лидера самооценка
занижена, то недовольство собой может
быть движущей силой, толкающей на взятие
все новых и новых барьеров в сфере внутреннего
или внешнего поведения.
Политические деятели с низкой самооценкой
оказываются более зависимыми от других
людей и, таким образом, более реактивными.
Они являются более чувствительными
к обратной связи и изменяют свою самооценку
в зависимости от одобрения или неодобрения
других.
В то же время, чем выше самооценка у политиков,
тем хуже они реагируют на ситуацию, тем
ниже их реактивность. Лидеры с высокой
самооценкой менее зависимы от внешних
обстоятельств, они имеют более стабильные
внутренние стандарты, на которых они
основывают свою самооценку.
Самооценка
завышена - не замечают реакций на свое
поведение, упиваются собственным успехом,
нарушена обратная связь. Либо же, сталкиваясь
с критикой, сильно страдают от аффекта
неадекватности.
Литература :
1.Забелин П.В. Политология
[Текст] : учебно-практическое пособие
для ВУЗов / П.В.Забелин, Р.А.Дрягилев, В.Г.Федцов.-М.
:Приор, 2002.-240с.
2.Соколова Е.Т.Самосознание
и самооценка при аномалиях
личности [Текст] : учебное пособие
для ВУЗов / Е.Т.Соколова; МГУ.-Москва.-1989.-
129с.