Политическое манипулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 01:23, реферат

Краткое описание

Манипулирование в той или иной мере используется в различных обществах. Оно может существенно влиять на динамику политической жизни: процесс принятия и реализации политических решений, ход и результаты избирательных кампаний, формирование политического сознания и поведения и т.п. Манипулирование может затрагивать всю сферу политики. Однако исследовано оно явно недостаточно. Слабая степень разработанности темы манипулирования с одной стороны, и очевидная насыщенность политической жизни деятельностью манипулятивного характера - с другой, делают анализ манипулирования весьма актуальным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Политическое манипулирование: понятие и принципы……………………..5
2. Цели, задачи, содержание политического манипулирования……………….6
3. Способы и методы политического манипулирования……………………….8
4. Пределы политического манипулирования………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

политология.политическое манипулирование.docx

— 31.19 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации

"Российский университет  кооперации"

 

 

Реферат

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

По дисциплине политология

 

На тему:

«Политическое манипулирование»

 

Выполнила: студентка 1 курса

Группы: ТД-1

Калинина Юлия

Проверила: доцент Давыдова Юлия Александровна

 

 

 

 

Москва. 2014

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Политическое манипулирование: понятие и принципы……………………..5

2. Цели, задачи, содержание политического манипулирования……………….6

3. Способы и методы политического манипулирования……………………….8

4. Пределы политического манипулирования………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный политический процесс характеризуется резким возрастанием в нем роли знаний и информации. Они становятся важнейшими ресурсами власти. Это ярко проявляется и в политической жизни современной России.

Общественно-историческая практика показывает, что в ходе массовых коммуникационных процессов субъекты политики (лидеры, элиты, государство и др.) могут ставить и реализовывать различные политические цели. Наряду с информированием, просвещением, политическим воспитанием людей, обеспечением их осознанного и компетентного участия в политике, они способны манипулировать людьми, т.е. скрытно управлять их политическим сознанием и поведением.

Манипулирование в той или иной мере используется в различных обществах. Оно может существенно влиять на динамику политической жизни: процесс принятия и реализации политических решений, ход и результаты избирательных кампаний, формирование политического сознания и поведения и т.п. Манипулирование может затрагивать всю сферу политики. Однако исследовано оно явно недостаточно. Слабая степень разработанности темы манипулирования с одной стороны, и очевидная насыщенность политической жизни деятельностью манипулятивного характера - с другой, делают анализ манипулирования весьма актуальным.

Важность данной темы исследования определяется также необходимостью поиска новых методологических подходов, позволяющих адекватно интерпретировать феномен политического манипулирования. Большое значение имеет выявление и анализ механизмов, препятствующих манипулированию.

Особую актуальность анализ политического манипулирования представляет для нашей страны, поскольку переход к новому типу общественных отношений вызвал к жизни весь спектр традиционных политических движений (от леворадикальных до монархических), почти каждое из которых стремится воздействовать на массовое сознание зачастую при помощи манипулирования.

 

Цель работы: установить специфику политического манипулирования как разновидности политической деятельности, характерной в той или иной мере для различных типов обществ и различных типов политических систем.

 

Задачи работы:

  • выявить специфику политического манипулирования как особого рода политической деятельности по скрытому управлению политическим сознанием и политическим поведением людей;
  • уточнить понятие , функции и социальное назначение политического манипулирования;
  • систематизировать способы и приемы политического манипулирования;
  • выявить особенности политического манипулирования в условиях тоталитаризма, авторитаризма и демократии;
  • разработать рекомендации по ограничению политического манипулирования в современных российских условиях.

 

 

 

 

 

 

1. Политическое манипулирование: понятие и принципы

 

 Манипулирование, т. е. скрытое управление, присутствует при всяком взаимодействии между людьми. Политическое манипулирование - понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном - к поддержке одних фигур и неприятию других). Политическое манипулирование - это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия.

Для всякого манипулирования характерна некоторая закрытость, иллюзия, невидимый механизм, психологическое воздействие на сознание с целью формирования тех или иных убеждений или предпочтений.

Существует много определений политического манипулирования. По Г. Франке, это «психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено». Как считает Г. Шиллер, «успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что всё происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Р. Борецкий пишет: «Под пропагандистской манипуляцией следует понимать последовательно и целенаправленно осуществляемое управление массовым сознанием (а через него, в результате – и поведением), обращённое преимущественно к иррациональной сфере восприятия, опирающееся на внушение и ставящее своей задачей предотвращение социальных конфликтов. Или короче: преднамеренное отклонение массового сознания от реальной действительности».

Главный принцип манипуляции как скрытого управления: создать видимость свободного выбора и сознательного формирования убеждения, фактически такой возможности не оставляя.

 

 

2. Цели, задачи, содержание  политического манипулирования.

 

Цель ПМ - получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации избирательных бюллетеней). Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный образ кандидата или программу (вариант - убедить в том, что имеющаяся у кандидата программа и есть оптимальная). Таким образом, в узком понимании ПМ - это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний (широкое понимание ПМ выходит далеко за пределы избирательных кампаний). Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа.

Для успешного решения задач и достижения целей существуют средства ПМ, которые называются политическими технологиями. Все средства ПМ основываются на создании и внедрении в массовое сознание социальных мифов, т. е. идей, утверждающих интересы манипуляторов и принимаемых большинством на веру, без серьёзного осмысления. Может показаться, что эпоха слепой веры в мифы давно ушла в прошлое, но ежедневная политическая практика показывает, что это не так.

Общий смысл ПМ - получить поддержку населения. Ясно, что вопрос заключается уже не в том, чтобы довести до людей свою программу и снискать одобрение, а в том, чтобы, изучив ожидания и предпочтения электората, подстроиться и создать нужный образ. Ведь население не знает, за кого в действительности оно голосует - оно знает только агитационные заявления кандидата. Короче говоря, с самого момента своего появления ПМ несло в себе значительную долю шарлатанства. Избиратель голосует не за человека, а за образ этого человека (мы знаем, что действительный и демонстративный образы могут довольно сильно отличаться), политический рынок - это не рынок товаров, а «рынок образов» (Сергей Кара-Мурза). Поэтому нередко кандидат на ту или иную должность старается не программу свою донести до людей, а, напротив, выстраивает ту программу, которая, по его мнению, в наибольшей степени отвечает ожиданиям избирателей. Цель манипулятора - создание политического мифа, т. е. «комплекса идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности», говорит американский социолог Г. Лассуэлл.

 

 

 

 

 

 

 

3. Способы и методы политического манипулирования.

 

Существуют следующие способы политического манипулирования.

 

1. Манипулирование, основанное на лжи и обмане. Такое манипулирование имеет авантюристический характер. Однако если «манипулятор» учитывает недостаточную информированность людей, их эмоционально-психологическое состояние и желание (готовность) слушать то, что он говорит, то люди начинают верить манипулятору и сами становятся ретрансляторами (передатчиками) ложной информации.

2. Манипулирование, основанное на популизме. Манипулятор, обладая хорошими ораторскими данными и способностями убеждать, обещает людям решить их наиболее насущные проблемы, например повысить пенсии, снизить налоги и т. д. При этом он может манипулировать какими-то цифрами, результатами исследований, доказывая, что выполнить данные им обещания не составит труда. На деле же манипулятор осознает невыполнимость своих обещаний, но люди ему верят, потому что слышат то, что желают услышать от потенциального представителя власти.

3. Создание социальных  мифов. Наиболее преуспели в создании мифов такие тоталитарные режимы, как коммунистический в СССР и фашистский в Германии. Большевики создали миф о будущем коммунистическим рае, который неизбежно наступит для всего человечества. Многие люди старшего поколения и в наше время не утратили веру в Этот миф. Фашистский режим создал миф о великой германской (арийской) нации, которой предопределено править миром. Создание мифов приносит политические дивиденды и сейчас. Так, в начале 90-х гг. XX в. главный инициатор ваучеризации страны А. Б. Чубайс распостранял миф о том, что через несколько лет на каждый ваучер можно будет приобрести автомобиль, а то и два. Народ в большинстве своем поверил и в итоге оказался обманутым.

4. «Наклеивание  ярлыков». Для компрометирования своих оппонентов без доказательств наделяет личность или социальную группу (политическую партию) унизительной и оскорбительной кличкой или эпитетом, например: «фашисты», «националисты», «красно-коричневый» и др.

5. «Подтасовка  карт» или искажение фактов. С помощью откровенной фальсификации, искажения действительных фактов или сфабрикованных опросов общественного мнения людям внушают мысль о неизбежной победе той или иной партии или политического лидера. При этом манипулятор может и не дискредитировать главных своих оппонентов, но намекать на то, что данная партия или лидер не имеют никаких шансов на победу и голосовать за них не имеет смысла.

6. Контроль за  средствами массовой информации. Если в руках тех или иных политических сил находятся средства массовой информации, то для них открываются широкие возможности для манипулирования. Дозированная подача информации создает положительный образ одних и негативный образ других. Трагизм положения заключается в том, что оппоненты не имеют возможности высказывать свое мнение и защищать свои интересы.

 

Существуют правовые и внеправовые способы политического манипулирования. Рассмотрим сначала правовые формы.

 

Допустимые виды (формы) предвыборной агитации определяет закон «О выборах депутатов Государственной Думы…». Это публичные дебаты, дискуссии, круглые столы, пресс-конференции, интервью, выступления, политическая реклама, показ телеочерков, показ видеофильмов и «иные не запрещённые законом формы». Основными каналами социальной коммуникации, при помощи которых манипулятор воздействует на манипулируемого, являются СМИ, собственные издания кандидата, агитационные материалы, встречи с избирателями. Существует множество альтернативных форм агитации. Например, широко известны так называемые «адресные поздравления» избирателей от кандидата («direct mail»). Личное поздравление действует как проявление уважения и признания личной значимости адресата, создавая эффект положительной реакции на фигуру самого кандидата. Поздравления нужно отрабатывать с каждой конкретной группой избирателей отдельно: ветеранов войны поздравить с 9 мая, женщин - с 8 марта и т. д. Играет роль и механизм получения поздравительного письма (придёт ли оно по почте, вручит ли его представитель кандидата или почтальон - как заказное). Кандидат должен нравиться своим избирателям - нравиться как мужчина, отец и т. п. Политическая программа отходит на второй план, если кандидат обладает незаряудным обаянием. Здесь важно иметь хорошего психолога, который подскажет, как нужно держать себя с разной аудиторией, «куда девать руки», как улыбаться, как строить выступления и т. д.

Внеправовые способы манипулирования, в отличие от неправовых, не вступают в противоречие с действующим законодательством. Но, если юридически некоторые формы внеправового ПМ и допустимы, то с этической точки зрения назвать их безупречными никак нельзя. Рассмотрим основные способы внеправового манипулирования.

1. «Административный  ресурс» может выражаться в  прямом принуждении избирателей голосовать за того или иного кандидата (использование зависимости от начальников таких групп избирателей, как военнослужащие, работники колхозов и т. п.). Распространены также случаи совмещения занятости журналистов ведущих региональных изданий с деятельностью в качестве сотрудников местной администрации. К давлению на конкурентов привлекаются органы налоговой полиции, милиции, пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Подкуп избирателей. Когда избиратели независимы от кандидата, возможен подкуп в различных формах. Избирателям (или отдельным группам их - прежде всего пенсионерам) предлагаются (бесплатно, со скидкой или по льготным ценам) продукты, услуги (врача, юриста, дворников) со стороны предприятия кандидата или его сторонников. Кандидатами проводится организация чаепитий, обедов для пенсионеров, раздача подарков, лекарств, продуктовых наборов, благотворительные акции для льготников и малоимущих. Широко распространена практика организации бесплатных юридических консультаций, «горячих» телефонных линий, бюро добрых услуг. Как правило, все они имеют целью привлечение симпатий пожилых людей - самой активной группы электората.

Информация о работе Политическое манипулирование