Политическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:09, реферат

Краткое описание

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛ.1.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
ГЛ.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 2.1.Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службу.
2.2. Право на объединения, свободу демонстраций, свободы слова и печати
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Политическое право.docx

— 33.27 Кб (Скачать файл)

Политическое  право.

 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛ.1.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ  И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

ГЛ.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА  И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 2.1.Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службу. 

2.2. Право на объединения, свободу  демонстраций, свободы слова и  печати 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 

Введение

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции  находившихся у власти классов.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились  буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

Дальнейшим  этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми  нарушениями прав человека, они вышли  за пределы внутригосударственной  проблемы и стали предметом постоянного  внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских  и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о  предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной  конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом  в развитие цивилизации и культуры XX в.

Что же касается конституций, то они, подстраиваясь  под определенный этап жизни общества постоянно дополнялись правами  и свободами человека, но, при  этом обеспечивали полноправную жизнь  не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества.

Значение  Конституции определяется тем, что  нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед  собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально  значимые для отдельного человека, общества и государства права  и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения  его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного  права на участие в решении  вопросов устройства и управления тем  обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому  основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Ввиду активного законотворческого процесса и перестройки системы государственного управления в данной работе могут  быть не отражены все изменения законодательства ПМР на дату ознакомления.

 

Гл.1.Политические права в системе конституционных  и свобод человека и гражданина.

Институт  прав и свобод является центральным  в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого  общества, но потребовались века для  того, чтобы сложились ясные представления  о содержании свободы и ее соотношении  с государством.

В XVIII в. происходит документальное закрепление  естественно-правового понимания  свободы.

В Декларации независимости США 1776 г. говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены  равными и все они одарены  своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к  счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых".

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) сказано: "1. Люди рождаются  и остаются свободными и равными  в правах. 2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

Эти великие документы, действующие  в своих странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех  странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское  общество), были достигнуты большие  успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной защиты населения.

Основные  постулаты учения о свободе легли  в основу Конституции.

ПМР - демократическое государство (Ст.1 Конституции). Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в ПМР  осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления  этих прав в Конституции ПМР. Каким  же образом мы реализовываем эти  права и как нам это гарантировано? Именно это, на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции ПМР, постараемся рассмотреть  в данной курсовой работе, как основные политические права и свободы  граждан в ПМР, переплетаются  с основными личными, социальными  и общегосударственными правами.

Статья 17 ч.1 провозглашает, что «все имеют  равные права и свободы и равны  перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждения, личного и общественного положения». Но именно гражданин ПМР, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории ПМР  всей полнотой прав и свобод, предусмотренных  Конституцией. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе  неотчуждаемы и принадлежат каждому  от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с  обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией: "личные права" - каждому, политические - "гражданам". Связь  политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят  вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права человека государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 16 Конституции ч.1. "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства.

Основные  права гражданина - это, прежде всего, его конституционные права и  свободы. Это вытекает из сопоставления  статьи 16 со статьей 45, где предусмотрено, что перечисление в Конституции  ПМР (далее по тексту - Конституция) основных прав и свобод не должно толковаться  как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 16 речь идет только об основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.

Следовательно, под конституционными правами и  свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и  гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Конституционные права и свободы являются главным  элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между  человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства  защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые  государство признало естественными  и неотъемлемыми.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и  правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено  идти в этих случаях на ограничение (Не лишение!!!) его основных прав и  свобод. Иногда это даже приводит и  к ограничению права на жизнь (ст.19 Конституции п.1), если существование  в законе статьи предусматривает  за такое преступление эту крайнюю  меру.

Теперь  попытаемся разграничить конституционные  права и права человека и гражданина. Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают  из естественного права, а права  гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям  от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором  живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые  закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства  обладает всем комплексом прав, относящихся  к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми  в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и  свободы", синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина — своеобразное ограничение  равенства между людьми, поскольку  их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права  обычно предполагают возможность участия  в государственных делах, в выборах  высших и местных органов государственной  власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая  международным сообществом, объясняется  правомерным желанием каждого государства  предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с  судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без  гражданства не несут никаких  обязанностей (например, соблюдать  конституцию, уплачивать налоги и др.).

Естественный  характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета единственным источником власти в ПМР  является ее многонациональный народ (Ст.1 ч.2 Конституции ПМР). Эта важнейшая  основа конституционного строя ПМР  реальную и практическую реализацию получает через политические права  каждого человека. Именно это взаимодействие и обеспечивает должное их применение и реализацию их в повседневной жизни. Государство обязано гарантировать  защиту прав граждан в случае их умаление тем или иным способом. Гарантия судебной защиты, закрепление  этого права в иных законодательных  актах и обеспечивает в общей  мере эту защиту.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы.

Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить  возможное ущемление их прав и  свобод в результате злоупотребления  ими со стороны отдельных лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее.

Это так же подтверждено в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "каждый человек имеет право  на эффективное восстановление в  правах компетентными национальными  судами в случае нарушения его  основных прав, предоставленных ему  Конституцией или законом". Данная статья корреспондирует части первой статьи 46 Конституции ПМР: "Каждому  гарантируется судебная защита его  прав и свобод, право на обжалования  в суд незаконных решений и  действий государственных органов, должностных лиц, общественных учреждений ", она же и развивает положения  части первой вышеуказанной 17 статьи.

Этой  цели, прежде всего, служит принцип  формально-юридического равенства, т.е. равенства всех перед законом. Если же права и свободы были ущемлены в результате злоупотребления ими  со стороны другого лица, государство  предоставляет возможность первому  защитить свои права всеми способами, не запрещенными законом. Причем он имеет  право использовать государственные  способы защиты своих прав и свобод, которые гарантируются ему Конституцией.

Если  какие-либо положения нормативного юридического акта прямо или косвенно ущемляют права человека, этот акт  подлежит отмене в соответствии с  установленными процедурами.

Особая  роль здесь принадлежит Конституционному суду ПМР, который призван разрешать  дела о соответствии Конституции  законодательных и иных нормативных  юридических актов.

Теперь  хотелось бы уделить немного внимания классификации прав и свобод личности. Существует несколько классификаций, а именно: в каком порядке расположить  конституционные права и свободы, с каких прав начать эту классификацию  и какие права являются главными по отношению к другим правам и  свободам.

Основные  фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы  обеспечивают различные сферы жизни  человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные  права и свободы принято классифицировать на три группы :

Информация о работе Политическое право