Политическое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 02:23, доклад

Краткое описание

Политическое прогнозирование – это процесс получения научно обоснованных знаний о возможном состоянии политической жизни общества, политической ситуации, политики в будущем на основе уже известных знаний об их прошлом и настоящем.

Вложенные файлы: 1 файл

политология-1.docx

— 29.18 Кб (Скачать файл)

 
Обычно прогноз (от греч. – предвидение) связывают с «опережающем отражением действительности». Прогноз – свойство человеческого сознания, развившееся в процессе общественной практики. Научный прогноз есть функция не индивидуального, а общественного сознания. Даже в индивидуальном предвидении, основанном, казалось бы, на чисто личном опыте, человек не может быть свободным от фактологической и генерирующей информации, заложенной в сознании общественном.

Общественная природа  предвидения особенно рельефно предстает  перед нами в научном предвидении, предпосылками которого являются такие  продукты общественного духовного  производства, как гипотезы, законы, теории. В научном предвидении  нет чего-либо мистического, оно  представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов  и о тенденциях их дальнейшего  развития.

Политическое прогнозирование  –  это процесс получения научно обоснованных знаний о возможном состоянии политической жизни общества, политической ситуации, политики  в будущем на основе уже известных знаний об их прошлом и настоящем.

Научное предвидение  не может претендовать на абсолютно  точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности. Следовательно, научное предвидение есть вероятное  знание. Степень его достоверности  зависит от ряда факторов:

1. Срок, который отделяет нас от предвидимого события, явления, процесса.

2. Знания соответствующих закономерностей, традиций, менталитета.

3. Сложность и динамичность прогнозируемого состояния общества или отдельного его компонента.

Всякое будущее  таит в себе много неопределенностей. И естественно стремление человека заглянуть в это будущее, с  тем, чтобы предсказать возможный  ход событий, снизить уровень  этой неопределенности. Непосредственная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что, заглядывая в будущее, он имеет  возможность предвидеть последствия  решений, принимаемых сегодня, корректировать эти решения с учетом их последствий  в будущем. Кроме того, никогда, пожалуй, в прошлом будущее не было столь  неопределенным, пугающим, как в  наше время. Поэтому и такое стремление как можно в большей мере рассеять эту неопределенность, более ясно увидеть перспективу.

Политическое прогнозирование  – вероятностное суждение о динамике важнейших характеристик политического  рынка, о перспективах будущего состояния  того или иного политического  явления и их альтернативных вариантах  при условии выполнения заранее  сформулированных гипотез и предпосылок.

Целью политического  прогнозирования является начертание картины вероятного будущего: определение  возможных состояний политических событий, явлений и процессов, своевременное  предвидение желательных и нежелательных  событий. Хотя прогнозирование не только наука, но и искусство, применяемые  для прогноза методы опираются на научные законы, используя прогностическую  функцию научных теорий.  

Объектом политического  прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом  – познание  возможных состояний политических событий, явлений, процессов.

Типы политического  прогнозирования:

1. Внутриполитическое прогнозирование охватывает всю сферу внутренней политики и связано, с одной стороны, с оценками конкретных политических событий (эту работу выполняют государственные и политические органы), с другой – с оценками политических процессов в деятельности самих политических институтов общества.

2. Внешнеполитическое прогнозирование касается области международных отношений и внешней политики, оценок политической обстановки в мире, тенденций и факторов ее развития.

Методологической  базой политического прогнозирования  являются принципы научного предвидения: это результат исследования закономерностей  развития политической жизни, анализа  политических событий прошлого и  настоящего.

Политическое прогнозирование  – это часть практической политики. Оно должно учитывать обратное воздействие  прогноза на сознание людей и их деятельность, что может приводить  к их политической активности или, наоборот, к пассивности и апатии.

Типология политических прогнозов:

1. Поисковый прогноз призван описывать возможное состояние того или иного политического явления, процесса, события в будущем, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий.

Такой прогноз отвечает на вопрос, что вероятнее произойдет при условии сохранения существующих тенденций.

2.  Нормативный прогноз связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения.

Такой прогноз отвечает на вопрос, какими путями достичь желаемого.   

3.  Краткосрочный прогноз рассчитан на период до 1 года. Как правило, они относятся к перспективной оценке отдельных, частных событий, таких, как исход выборов, развитие того или иного политического кризиса.

4.  Среднесрочные, на период 5 – 7 лет, связанные с развитием систем макроуровня (государства, системы международных отношений).

5. Долгосрочные прогнозы охватывают период до 20 лет, затрагивая чаще всего самые общие проблемы глобального политического развития.

6. Сверхдолгосрочный (дальнесрочный) выходит за пределы долгосрочных и рассчитан на далекую перспективу.

Долгосрочные прогнозы приобрели популярность лишь в последние  десятилетия, они разрабатываются  научными центрами, учреждениями ООН, занимающимися проблемами мирового развития, вопросами укрепления мира и безопасности между народами.

В практику политического  прогнозирования все больше внедряется оперативный прогноз, охватывающий обычно ближайшие 1 – 3 месяца. На протяжении этого периода, как правило, не ожидается  существенных изменений объекта  исследования.           

 

Что такое группы давления? Действующие в современном  мире групп  давления.

 

 

Рассмотрим подробнее  перечисленные признаки.

1. Для оказания  давления необходима организация.  Например, демонстрации, митинги, шествия  имеют, как правило, эфемерный  характер, поскольку после шествий  люди расходятся, а политический  процесс идет своим чередом.  Если же демонстрация организована  группой, то  она выступает как одна из форм деятельности этой группы давления. Невозможно отнести к группам давления и такую группу, которая периодически собирает людей, не имеющих общих интересов и постоянных контактов между собой.

Алмонд и Пауэлл выделили четыре типа групп давления по степени их специализации и организованности:

а) спонтанные группы интересов, отражающие стихийные, эфемерные, часто ориентированные на насилие  интересы;

б) неассоциативные группы интересов, объединяющие интересы неформальных, непостоянных и ненасильственных группировок (складывающиеся, например, на основе родственных связей, веры), характеризующиеся отсутствием непрерывности существования и организованности;

в) институциональные  группы интересов то есть интересов формальных организаций (партий, собрания, администрации, армии, церкви), наделенных помимо выражения интересов и другими функциями (например, сплоченная группа офицеров, руководящий орган партии);

г) ассоциативные  группы интересов добровольных и  специализирующихся на выражении интересов  организаций: профсоюзов, предпринимательских  союзов, этнических или религиозных  ассоциаций граждан.

Следовательно, общность интересов в некоторых случаях  вызывает их спорадические и преходящие проявления, в других же вызывает образование  настоящей и крепкой организации, которая специально берет на себя отстаивание общих интересов.

2. Для того, чтобы назвать ту или иную организацию группой давления, она должна иметь пристрастный характер, то есть не должна быть нейтральной и безразличной по отношению к целям, ради которых она оказывает давление. Пристрастность выражается в наличии собственной политической цели, отражающей интересы группы.

3. На политической  сцене могут действовать организованные  группы, однако не самостоятельные  с точки зрения возможности  принятия решений, например, коллективы  редакций газет,  выражающие мнение партий, не являются независимыми группами, оказывающими давление по своему усмотрению. Большинство газет выступают рупорами групп, которые их содержат.

4.  Группы давления, обладая общностью интересов, стремятся их защитить. Всякая группа, постоянно сталкиваясь с интересами других групп, вынуждена заботиться о сохранении своих. Для этого она использует все средства воздействия на внешний мир. Поэтому всякая группа, отстаивающая свои интересы, оказывается в действительности группой давления.

Следовательно, группы давления - это такие группы интересов, которые используют для влияния  на власть в первую очередь не методы информирования и убеждения, а методы прямых организованных действий(соответствующие кампании в средствах массовой информации, митинги, демонстрации, марши, пикетирования, забастовки и другие публичные акции в поддержку своих требований).

Группы давления заметно различаются по направленности и формам влияния на власть. Их типология  может иметь различные основания, например по целям деятельности (группы, защищающие материальные интересы и группы идей), по масштабу и значимости интересов, по типу носителя (общественные и частные группы).

Классифицируя группы давления по целям деятельности, можно  выделить группы, отстаивающие прежде всего материальные интересы, стремящиеся к завоеванию новых выгод, и группы, поддерживающие те или иные идеологические и моральные принципы. К первым прежде всего относятся профессиональные организации, отстаивающие материальные интересы и корпоративный порядок. В наши дни любая профессия представлена своим органом защиты. Даже лица свободных профессий (врачи, адвокаты, представители творческой интеллигенции и т.д.) используют преимущества коллективных действий. Наиболее эффективна деятельность групп давления работников аграрного сектора и наемных работников: крестьянских аграрных организаций, предпринимательских организаций, профсоюзов.

Крестьянские организации  характеризуются разбросанностью  своих членов по территории страны, хотя численность их настолько значительна, что они составляют значительную часть электората в большинстве  избирательных округов. Поэтому  формирование парламентского большинства  в значительной степени зависит  от электоральных предпочтений крестьянства и фермеров. В то же время крестьянские организации представляют неоднородную в социальном плане массу: от богатых  землевладельцев до мелких небогатых  сельских производителей. Это объективно ограничивает возможности единства действий. При этом низкие цены на отечественное  продовольствие и ввоз в страну дешевого импорта часто толкают фермеров и крестьян на массовые манифестации, переходящие подчас в бунты. Во избежание  подобного развития событий правительства  в большинстве западных стран  выделяют на поддержку фермеров значительные бюджетные средства.

Предпринимательские организации  в разных странах обладают разной степенью влияния, интеграции и представительства. В США, например, интересы предпринимателей отстаивают Торговая палата, объединяющая 27 тыс. местных палат, 200 тыс. компаний и 13 тыс. предпринимательских ассоциаций; Национальная ассоциация промышленников, в которую входят 75% всех промышленных компаний страны; Национальная ассоциация малого бизнеса, включающая 500 тыс. компаний; Национальная федерация независимого бизнеса, представляющая интересы 400 тыс. компаний.

В России, где число  независимых предпринимателей невелико, а уровень их организации еще  чрезвычайно низок, Союз промышленников и предпринимателей не может оказывать  сильного воздействия на экономическую  политику правительства, хотя и предпринимает  определенные шаги для лоббирования необходимых  законов в Государственной Думе.

Наиболее эффективно давление предпринимательских ассоциаций для решения вопросов на уровне секторов и отраслей экономики. Однако когда  речь идет о глобальном решении, всеобщей политике, то вмешательство предпринимателей происходит реже и оказывается менее  эффективным.

Наиболее важными  среди групп давления являются организации  глобального характера, объединяющие наемных работников. Состояние и  возможности профсоюзов зависят  от трех факторов: от представительства  профсоюзов в стране; от степени  единства профсоюзного движения; от профсоюзной  дисциплины. Политический вес профсоюзов во многом определяется процентным соотношением числа членов профсоюзов к общему числу наемных работников, а это  соотношение, в свою очередь, зависит  от исторических, национальных, экономических, культурных факторов конкретной страны. Так, например, во Франции профсоюзами  охвачено 9% наемных работников, в  США - 17%, в Великобритании - 38%, в ФРГ - 39%, в Швеции - 90%. Степень сплоченности профсоюзного движения также различна. В ФРГ и Великобритании общенациональные профсоюзные объединения охватывают большинство отраслевых профсоюзных  организаций. Во Франции же профсоюзы  разъединены. От уровня профсоюзной  дисциплины также зависит эффективность  их действий. Следование всех участников профсоюзного объединения выработанным правилам, особенно в условиях забастовки, позволяет  добиваться удовлетворения большинства требований работников , заключать выгодные для них соглашения.

Все большее влияние  среди групп давления приобретают  организации потребителей, зародившиеся в США, а затем распространившиеся во многих странах.  Защита прав потребителей от товаров низкого качества, лживой рекламы происходит различными средствами. Важнейшее среди них - принятие законов, защищающих права потребителей.

Информация о работе Политическое прогнозирование