Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:04, контрольная работа
Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осуществляется через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией. Человек, лишенный такого рода свойств, включаясь в политику, зачастую не способен адаптироваться к ее требованиям, защитить себя от жестких политических взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы.
1. Политическая социализация. Фазы и этапы политической социализации. Служба в ГПС МЧС как фактор политический социализации 1
2. Политическое прогнозирование: необходимость и специфика 9
3. Исходя из определения политического режима, дайте характеристику режима, существующего в современной России. Почему Вы так считаете 15
Список литературы 19
СОДЕРЖАНИЕ
1. Политическая социализация. Фазы и этапы политической социализации. Служба в ГПС МЧС как фактор политический социализации 1
2. Политическое прогнозирование: необходимость и специфика 9
3. Исходя из определения политического режима, дайте характеристику режима, существующего в современной России. Почему Вы так считаете 15
Список литературы 19
Формирование, воспроизводство
и развитие политической культуры осуществляется
через усвоение и поддержание
людьми ее норм, образцов и стандартов
поведения, традиций. Усвоение человеком
требований статусного и ролевого поведения,
культурных ценностей и ориентиров,
ведущее к формированию у него
качеств и свойств, позволяющих
адаптироваться в данной политической
системе и выполнять там
Проблеме социальной и политической адаптации человека, восприятия им традиций и ценностей уделялось повышенное внимание еще с 20-х гг. нынешнего столетия (особенно адаптации этнических групп в больших городах). Однако единого подхода к пониманию процесса политической социализации выработано не было. Так, классическая теория политической социализации, разработанная чикагскими учеными под руководством Д. Истона, трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживающих эту теорию ученых (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс), естественно, акцентировали внимание на взаимодействии человека с политической системой и ее институтами.
Другое авторитетное направление в политической науке (М. Хабермас, К. Луман) рассматривает политическую социализацию как аккультурацию (т.е. освоение человеком новых для себя ценностей), выдвигая, таким образом, на первый план внутриличностные, психологические механизмы формирования политического сознания и поведения человека. Ученые же, работающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм), главное внимание уделяют исследованию бессознательных мотивов политической деятельности (формам политического протеста, контркультурного поведения), понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.
Несмотря на различия в
подходах, большинство ученых все
же сходятся в том, что важнейшими
функциями политической социализации
являются достижение личностью умений
ориентироваться в политическом
пространстве и выполнять там
определенные властные функции. В этом
смысле политическая социализация представляет
собой как бы двуединый процесс:
с одной стороны, она фиксирует
усвоение личностью определенных норм,
ценностей, ролевых ожиданий и проч.,
требуемых политической системой, а
с другой — демонстрирует, как
личность избирательно осваивает эти
традиции и представления, закрепляя
их в тех или иных формах политического
поведения и влияния на власть.
А из этого в свою очередь следует,
что влияние общества на политические
качества личности, а также контроль
за ходом политической социализации
в решающей степени ограничиваются
внутренними убеждениями и
Этапы политической социализации
Политические ценности, традиции, образцы поведения и прочие элементы политической культуры осваиваются человеком непрерывно, и процесс этот может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью. Таким образом, политическая социализация — это процесс одновременного обретения и утраты человеком политических свойств, симбиоз социализации и десоциализации субъекта политики. В силу этого и уровень политической социализированности человека не может оставаться неизменным, особенно при качественных изменениях политической системы, эволюции ее ценностей и требований к политическому поведению субъектов.
Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей (поскольку, к примеру, лидер и рядовой избиратель не могут руководствоваться одними и теми же образцами политического поведения), а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих трех переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации.
Первичная политическая социализация характеризует первоначальное (обычно с трех—пяти лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. По мнению американских ученых Д. Истона и И. Дениса, здесь необходимо различать четыре аспекта процесса социализации: непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в оценках родителей, их отношениях, реакциях и чувствах; «персонализация» политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти (например президент, полицейский, которых он часто ^^
видит по телевизору или возле своего дома), становятся для него образцами контакта с политической системой; «идеализация» этих политических образов, т.е. образование на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике; «институциализация» обретенных свойств, свидетельствующих об усложнении политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному, надличностному видению политики.
В целом особенности первичного этапа политической социализации состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому для исключения в будущем аномальных, антисоциальных форм поведения необходимо соблюдать определенную последовательность в применении механизмов передачи ребенку политических норм и прошлого опыта. В частности, для сохранения естественного характера включения его в политический мир предпочтительны те социальные формы, где политическая информация неразрывно соединена с авторитетом учителя, примером деятельности старших и ни в коем случае не содержит жестких идеологизированных образов и понятий. Только на этой основе развивающееся детское сознание можно подкреплять императивными суждениями и оценками, а впоследствии и аксиологическими нормами и представлениями (ценностями, идеалами, принципами).
Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет т.н. обратная социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную самокоррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций.
Основные типы политической социализации
Различия в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить соответствующие типы политической социализации. К ним можно отнести: — гармонический тип политической социализации, отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей;
— гегемонистский тип, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
— плюралистический тип, свидетельствующий
о признании человеком
— конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками .
Данные типы политической
социализации выражают зависимость
формирования тех или иных свойств
и качеств человека от влияния
доминирующих структур и институтов
власти, несущих нормы и ценности
господствующей (официальной) политической
культуры (т.е. это типы т.н. вертикальной
социализации). Наряду с этими устойчивыми
ориентациями людей на соответствующие
способы взаимодействия с властью
в обществе складываются и многочисленные
модели политического поведения, нормы
и ценности которым задают различные
группы, ассоциации и объединения
граждан (например партии, чьи цели
находятся в резкой оппозиции
правящему режиму). Такие типы «горизонтальной»
политической социализации носят частный
характер. Однако переплетение именно
этих специфических норм, ценностей
и способов включения в политическую
жизнь подтверждает сложный и
противоречивый характер поиска человеком
собственных политических идеалов,
предпочтительных способов защиты своих
прав и ведения диалога с властью.
Эти микромодели политического
участия граждан выражают творческий
характер политической социализации,
а равно сложность
Профессиональная деятельность
сотрудников Государственной
Все ресурсы, обеспечивающие
политическую социализацию работника
ГПС МЧС можно подразделить на
три основные группы – макросоциальные
(макросредовые), микросоциальные (микросредовые)
и личностные (индивидуально-
Рисунок 1 - ресурсы, обеспечивающие политическую социализацию работника ГПС МЧС
В свою очередь макросредовые можно подразделить на два уровня. 1-й – это уровень организации, системы, включающий социальные нормы, правила, системы социальной защиты, воспитания, социального, правового и медицинского обеспечения. 2-й – это уровень специалиста, к числу которых относим психологов, педагогов, медработников, социальных работников.
Микросоциальные (
К личностным (индивидуально-
К личностно-средовым дезадаптивным ресурсам относим нервно-психическую неустойчивость, низкий волевой контроль поведения, отсутствие социальной поддержки в виде социально-поддержи-вающей сети, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессонеустойчивость.
Для выявления сущности политического
прогнозирования необходимо охарактеризовать
его особенности, специфику. Эта
специфика прежде всего проявляется
в своеобразии объекта
Объект политического
Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.
Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.
Информация о работе Политическое прогнозирование: необходимость и специфика