Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:50, реферат
В науке под политическим самосознанием принято понимать процесс и результат выработки относительно устойчивой осознанной системы представлений субъекта политических отношений о самом себе в социально-политическом плане, на основе которой субъект целенаправленно строит свои взаимоотношения с другими субъектами и объектами политики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и относится к самому себе. Это осознание себя в политике как самостоятельного деятеля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов поведения.
Введение
ПОЛИТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
В науке под политическим самосознанием
принято понимать процесс и результат
выработки относительно устойчивой осознанной
системы представлений субъекта политических
отношений о самом себе в социально-политическом
плане, на основе которой субъект целенаправленно
строит свои взаимоотношения с другими
субъектами и объектами политики как внутри
социально-политической системы, так и
за ее пределами, и относится к самому
себе. Это осознание себя в политике как
самостоятельного деятеля, целостная
оценка своей роли, целей, интересов, идеалов
и мотивов поведения.
Субъектом политического самосознания
может выступать отдельная личность —
тогда говорят об индивидуальном политическом
самосознании как об осознании себя в
качестве чувствующей, воспринимающей,
мыслящей и сознательно действующей личности
в политике. Таким субъектом может быть
и социальная группа. В данном случае,
речь идет о групповом политическом самосознании,
подразумевающем наличие в большей или
меньшей степени идеологизированных концепций,
касающихся коллективного осознания Группой
особенностей свойственного ей политического
восприятия, мышления, характера и направленности
действий в соответствии с интересами
и потребностями. Причем размер группы
не имеет практического значения. В реальности
встречаются проявления политического
самосознания как в отношении малой группы
— например, политическое сознание хотя
бы родового клана, небольшой парламентской
фракции или претендующей на власть политической
клики, — так и в отношении большой социальной
группы, нации или народности, социального
слоя или класса.
Независимо от специфических особенностей
субъекта, в целом политическое самосознание
включает три основных аспекта: когнитивный,
эмоциональный и оценочно-волевой. Когнитивный
аспект (политическое самосознание в самом
узком, буквальном смысле, как набор осознанных
объективных знаний о своем месте в политике)
подразумевает наличие определенного
информационного уровня, позволяющего
сопоставить имеющуюся информацию об
устройстве окружающей социально-политической
среды с представлениями о собственной
роли, возможностях и способностях субъекта
в этой среде. Так, в ходе политической
социализации формируется политическое
самосознание отдельной личности: усваивая
социально-политические знания нормативного
характера, индивид сопоставляет их с
собственными возможностями влиять на
политическую жизнь и уясняет, в частности,
что эти возможности связаны с обретением
права голоса и рядом иных атрибутов «политического
гражданина». Соответственно, для него
когнитивный аспект политического самосознания
включает знания относительно как минимум
двух больших этапов собственного развития:
до и после обретения соответствующего
статуса. Соответственно будет развиваться
и политическое самосознание в целом,
Эмоциональный аспект политического самосознания
выражается в определенном эмоционально
окрашенном субъективном отношении к
знанию своего объективного политического
статуса. Последний может устраивать или
не устраивать, восприниматься как высокий
или низкий, благоприятный или неблагоприятный
и т. п. С эмоциональным аспектом политического
самосознания связаны такие явления, как
политическое самоуважение (свойственное,
например, представителям сил, господствующих
в политической системе) или, напротив,
политическое самоуничижение (отличающее
обычно представителей смирившихся со
своим угнетением групп и слоев), политическое
себялюбие (особенно проявляющееся на
уровне индивидуальных амбиций политических
деятелей, стремящихся к личной власти),
и т. п.
Оценочно-волевой аспект политического
самосознания тесно связан с эмоциональным
и проявляется, прежде всего, в стремлении
повысить политическую самооценку, завоевать
политическое уважение, обрести или укрепить
политическое влияние, авторитет, а в конечном
счете — политическую власть. Это может
проявляться в разных формах. На уровне
индивидуального субъекта политического
самосознания — как борьба, например,
за массовую поддержку того или иного
кандидата на выборный пост. На групповом
уровне — как те или иные лоббистские
тенденции, связанные с продвижением к
власти своих представителей. На социальном
макро-уровне это может выражаться в массовом
стремлении, например, угнетенного социального
слоя к социальной революции, радикально
изменяющей его положение в социально-политической
системе.
В своей совокупности, три названных аспекта
политического самосознания образуют
целостный политический образ самого
себя, существующий, хотя и на разных уровнях
развития, практически у всех реальных
или виртуальных, созданных идеологической
пропагандой, субъектов социально-политической
жизни. Такой образ представляет собой
интегрированное сочетание нескольких
компонентов, включая реальное политическое
представление о себе в настоящее время;
идеальное представление о том, каким
субъект, по ого мнению, должен был бы стать
и о том, какую роль он должен был бы играть
в обществе в соответствии со своими способностями
и возможностями; динамическое представление
о том, каким субъект намерен стать в относительно
ближайшее время (своего рода социально-политическая
программа-минимум по сравнению с предыдущей
— скорее, программой-максимум) и др. Названные
компоненты отражают степень развитости
и детализированности политического самосознания,
его развернутости в социально-политическом
времени (включая исторические проекции
в прошлое и будущее, представления об
«исторической миссии» и т. п.) и пространстве
(например, представления о масштабах
возможной и желательной социально-политической
экспансии влияния данного субъекта, скажем,
наиболее откровенно выраженные в концепции
«мировой революции» и известном лозунге.
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»).
Политическое самосознание выступает
как предпосылка и, в то же время, как следствие
социально-этического взаимодействия.
Это деятельностное, а не умозрительное
политико-психологическое образование,
что в свое время было четко выражено в
известном политическом лозунге начала
XX века в России:
«В борьбе обретешь ты право свое!», и полностью
соответствует известному положению о
том, что права (в частности, политические)
не даются — они завоевываются.
Генетические истоки формирования политического
самосознания связаны с активной социально-политической
деятельностью и социально-политическим
общением субъекта политического самосознания
с другими субъектами. На основе опыта,
приобретаемого в ходе развертывания
этих процессов, начинает действовать
закон социально-политического сравнения,
постепенно ведущий к формированию тех
или иных компонентов политического самосознания.
Становление целостного политического
самосознания, будучи в конечном счете
обусловлено широким социально-культурным
контекстом (в частности, уровнем политической
культуры общества, развитостью политического
сознания в целом и т. д.) протекает в обстоятельствах
широкого предметного, материального
или духовного обмена социально-политической
деятельностью и ее продуктами между участниками
социально-политического взаимодействия,
в ходе которого субъект «смотрится, как
в зеркало, в другого человека» (К.Маркс}
и тем самым формирует, развивает, уточняет,
корректирует свое политическое самосознание.
Социальное сравнение связано с действием
механизмов социально-политического противопоставления
или, напротив, социально-политической
идентификации. В первом случае политическое
самосознание развивается по принципу
«от противного», на основе противопоставления
«Я» — «они» (в случае индивидуального
субъекта) или «мы» — «они» (в случае субъекта
группового). Во втором случае развитие
идет по противоположной схеме: «Я» —
«мы». И обособление, и отождествление
являются необходимыми, хотя и противоположно
направленными сторонами процесса формирования
политического самосознания.
За счет выделения и обособления себя
от окружающей социально-политической
среды в ходе развития политического самосознания
субъект формирует самостоятельное политическое
мышление, обогащает политическое сознание
в целом и вырабатывает собственное политическое
мировоззрение в частности. Благодаря
развитию политического самосознания
он отделяет себя как субъекта социально-политической
деятельности от самой этой деятельности
и ее продуктов, сознательно направляет
ее на достижение тех или иных целей, делает
ее предметом воли и сознания. При наличии
развитого политического самосознания
политика становится концентрированным
осуществлением воли того или иного субъекта
политического самосознания, а при наличии
нескольких субъектов превращается в
арену столкновений и борьбы волевых устремлений.
Политическое самосознание проявляется
в политической практике прежде всего
как осознанное и выраженное в эксплицитной
легитимизированной форме политическое
самоопределение или как выраженное стремление
к нему, а также затем как стремление к
реальной социально-политической независимости
и автономности для реализации определившего
себя политического самосознания — в
виде стремления к политической суверенизации
субъекта политического самосознания.
Примером такого рода стал известный «парад
суверенитетов», деклараций о политической
и др. независимости ряда субъектов государственно-политического
устройства СССР, а затем и России на рубеже
80—90-х гг. Политико-психологической основой
данного феномена было бурное развитие
политического самосознания и преодоление
доминировавшего прежде политического
отчуждения. Последнее всегда является
наиболее сильным препятствием на пути
развития политического самосознания,
что обычно используется в практике тоталитарных
социально-политических систем, основывающихся
на тотальной десубъективации и псевдообъективации
политики, когда монопольные права на
занятия ею придаются лишь высшим эшелонам
власти, а в предельном выражении — одному
лидеру (монарху, диктатору и т. п.), персонифицирующему
все политическое самосознание данного
общества (например, пресловутое «Государство
— это я! » Людовика XIV), и получающего статус
некоего надчеловеческого, объективного
действия, соответствующего «воле небес»,
«слову пророка» или «проявлению объективно-исторических
закономерностей» (хотя при этом, одновременно,
может декорироваться даже возрастание
роли массового социальнo-политического
субъекта).
Проблема развития адекватного политического
самосознания на всех уровнях субъектов
социально-политического действия является
одной из центральных в процессе перехода
от тоталитарной к демократической социально-политической
системе, на этапе становления правового
государства и гражданского общества.
Если в условиях тоталитаризма саморазвитие
адекватного политического самосознания
практически для всех потенциальных субъектов
политики подменяется, по сути дела, принудительным
формированием необходимых лишь для социально-политической
системы и жестко контролируемых ею отдельных
элементов идеологизированного и потому
не всегда адекватного действительности,
предельно зависимого от такой системы
политического самосознания, то демократическое
общество нуждается в ином типе политического
самосознания и неизбежно создает условия
для его развития. Плюрализм в политической
жизни создает условия для сосуществования
разнообразных вариантов ее осмысления.
Получая возможности активного самостоятельного
участия в политике, ее субъекты на всех
уровнях попадают в ситуацию необходимости
ускоренного становления своего политического
самосознания в соответствии со своими
собственными подлинными интересами и
потребностями, различающимися в силу
наличия различных форм собственности
в обществе такого типа. После этого политические
отношения превращаются в борьбу более
и менее развитых политических самосознании,
в которой побеждают те, кто быстрее и
точнее осознает свои цели и овладевает
политическими навыками их достижения.
Именно эти процессы лежат в основе бурной
политизации общества, обычно сопровождающей
переход к демократии — они отражают обостренную
реакцию людей (отдельных индивидов и
целых групп), ранее лишенных собственного
политического самосознания, на реальное
или предвосхищаемое обретение, во-первых,
собственности, во-вторых, ь соответствии
с ней, своих отдельных интересов и, в-третьих,
на этой основе, независимого политического
самосознания. Резкая политизация неизбежно
связана с конфликтами, условием минимизации
которых является такой уровень развития
политического самосознания, который
позволяет большинству субъектов осознать
взаимозависимость реализации интересов
каждого и, одновременно, общую зависимость
в достижении этого от некоторого базисного
состояния стабильности общества. Как
правило, со временем это становится распространенным,
и эйфория от обретения собственного политического
самосознания сменяется привычной реализацией
интересов на основе вырабатывающихся
демократических механизмов