Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:32, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть понятие и сущность политического сознания, а также его структуру и функции.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность феномена политического сознания.
2. Изучить понятие политической идеологии и психологии.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие «политического сознания», его структурные компоненты......................................................................................................4
2 Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования……………………………………….11
3 В Конституции РФ записано, что создание государственной идеологии запрещается. Объясните смысл такого запрета………….……….17
Заключение………………………………………………..……….……………18
Литература………………………………………………………………………19
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Брянский филиал»
Контрольная работа
Политология
Кафедра «Философии и социологии»
Вариант 15
Выполнила Абрамова Н.Э.
Студентка 1 курса. сокращенного обучения,
Факультет
Направление
№ зачетной книжки 100.04/130205
Преподаватель
Брянск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие «политического
2 Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования……………………………………….11
3 В Конституции РФ записано, что создание государственной идеологии запрещается. Объясните смысл такого запрета………….……….17
Заключение………………………………………………..
Литература……………………………………………………
Введение
Политическое сознание - одна из центральных категорий политологии, характеризующая субъективную сторону политической жизни. По своему содержанию политическое сознание – это сложное образование, в обобщенной форме отражающее степень представлений граждан о политике и рационального отношения к ней. Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания, настроения и так далее, складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.
Таким образом, данная работа посвящена проблеме политическ
Цель данной работы: рассмотреть понятие и сущность политического сознания, а также его структуру и функции.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность феномена политического сознания.
2. Изучить понятие политической идеологии и психологии.
3. Рассмотреть сравнительную
Понятие «политического сознания», его структурные элементы
В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.
Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.
Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным политическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.
Политическое сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейших функции:
-когнитивную (т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов);
-коммуникативную (т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти);
-идейную (т.е. функцию осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира).
Политическое сознание, будучи вплетено в различные виды деятельности, внутренне структурируется, разделяясь на различные элементы и образования. В настоящее время вся совокупность духовных образований, обслуживающих политическую деятельность, в основном исследуется в рамках трех основополагающих структур:
гносеологической (когнитивной), раскрывающей различия между элементами политического сознания с точки зрения достоверности отражения ими реальной действительности. Иными словами, гносеологическая структура сознания предполагает, что все воззрения субъектов рассматриваются как знания, с той или иной степенью полноты отражающие различные стороны мира политики. В данном аспекте рассматриваются: вопросы соотношения политической истины и лжи, заблуждения политического интеллекта и силы его проникновения в тайны политического мира, соотношения мифологического, утопического и научного типов отражения и т.д.;
аксиологической, отражающей духовные явления политической сферы с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для познающего субъекта. Иначе говоря, в данной структуре политические представления интерпретируются как разнообразные суждения и оценки, которые воплощают те или иные ценностные приоритеты познающего политику субъекта. Поэтому одни и те же институты, нормы, процессы и другие явления одним субъектом (например, представителем демократического мировоззрения) могут оцениваться положительно, а другим (исповедующим иные идеалы и принципы) отрицательно. Совокупность же различающихся оценок и будет заполнять весь объем политического сознания;
социологической (функциональной), характеризующей все элементы политического сознания с точки зрения занимаемого ими места, а также роли, которую они играют в процессе реализации духовных явлений на практике. С одной стороны, в рамках данной структуры описываются разные формы индивидуального, группового или массового сознания, а с другой — компоненты процесса перемещения мышления человека в сферу практики, а именно: идеалы, принципы, нормы, установки, мотивы и т.д. В качестве наиболее обобщенных элементов политического сознания в данном смысле рассматриваются политическая идеология и политическая психология, каждая из которых играет в политической жизни важную, чрезвычайно сложную специфическую роль.
Одним из важных компонентов политического сознания являются политические ценности. По сравнению с другими компонентами, в частности с политическими установками, ценности, как правило, рассматриваются как более фундаментальные ментальные образования, как абстрактные идеалы не связанные с конкретным объектом или ситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях. Таким образом, ценности — это оценка идеального объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо.
Ценности — характеристика индивидуального сознания, имеющая ярко выраженную социальную природу. Другими словами, можно сказать, что политические ценности — это усвоенные, приспособленные индивидом (под влиянием личного интереса, ситуации и т.д.) социально-групповые представления. Эти представления усваиваются личностью в процессе социализации и формируют конкретные политические установки.
Политическая теория (философия политики, социология политики, политология и пр.) - это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций. Задача теории - выработка систематизированного знания о политике, позволяющая объяснять ее возникновение и последующее развитие.
Обыденное политическое сознание - это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей. Как правило, эти представления, опирающиеся на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий, склонностью к персонификации политических проблем. Такая характеристика обыденного политического сознания не означает какой-либо его ущербности или неполноценности. У него просто иной, чем у теории горизонт и иные возможности.
Различие политической идеологии и психологии идет по тому же основанию - глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.
Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).
Объемы понятий "политическая идеология" и "политическая теория" частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о "сущем" (о том, что есть), но и о "должном" (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы.
Другим уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие "политическая психология" включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные (неосознаваемые), не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.д.
Таково в целом соотношение основных уровней политического сознания, различаемых по степени проникновения в сущность политической реальности и, как следствие, - по способу формирования, социальным функциям и пр. При таком структурном расчленении политическое сознание анализируется главным образом с точки зрения содержания заключенного в нем знания, т.е. определенного объема информации о мире политики. Но для объяснения многих политических процессов и явлений важны не только наличие у человека знания о политике, но и сам способ существования этого знания, его встроенность в механизмы политического поведения человека. По этому основанию в политическом сознании можно выделить такие элементы, как: политические убеждения, установки, ценностные ориентации, настроения, ожидания, стереотипы, предрассудки и т.д. Эти структурные элементы политического сознания характеризуют по большей части его эмоционально-волевую строну и потому рассматриваются внутри политической психологии.
Обращение к мифам в политике в те или иные периоды исторического развития характерно для всех государств. Оно связано с особыми социально-политическими и экономическими условиями, которые не позволяют решать сложные проблемы за счет реально существующих средств и вынуждают политиков с помощью мифов воздействовать на массовое сознание людей и тем самым отвлекать их хотя бы на время от назревших и трудно разрешимых противоречий.
Попытка в теории представить мифы как нечто архаичное, утерявшее свое значение в современных условиях, на практике себя не оправдала. Реальная действительность доказывает, что одни мифы исчезают, другие появляются.
Замена одних мифов другими — явление закономерное для периодов революций и реформаций. Оно объясняется тем, что политические цели меняются коренным образом и требуют обеспечения веры в ту или иную идею, а также поддержки соответствующих политических акций со стороны народа.
Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятся мифы, тем сложнее они поддаются распознаванию. Мифы все больше приобретают актуальность и конкретную направленность, отвечающие потребностям времени. Мифы о «мудрой политике правительства», «о возможных переменах к лучшему» и т. п. используются как сильный аргумент легитимации власти.
Интерес к мифам со стороны исследователей проявляется давно. Изучением этой проблемы занимались Э. Кассирер, 3. Фрейд, А. Розенберг, Ж. Сорель, П. Сорокин, А. Камю и др. Однако предметом их изучения были мифы, относящиеся к сфере культуры. Разумеется, многие их рассуждения вполне применимы и к политическим мифам, так как и те и другие имеют общую природу и аналогичные свойства: некритическое, эмоционально окрашенное восприятие мира, соединение реальности и вымысла, принятие мифа на веру без предварительной проверки и анализа его содержания.