Понятие и содержание политической социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 10:00, контрольная работа

Краткое описание

Личностью признает человека то или иное его окружение, группа, общество, как бы награждая этим титулом за верность себе и своим интересам, ценностям, нормам. Процесс же приобретения вышеназванных качеств в политологии получил название политической социализации.
Среди множества факторов, способствующих сохранению политической системы, социализация индивида занимает важное место, поскольку ни одна система не сможет достигнуть достаточного уровня интеграции и стабильности, если ей не удастся выработать у своих членов определенной суммы общепринятых в обществе политических знаний, ценностей, установок. Эта проблема исключительно важна. Она является предметом изучения многих видных специалистов как отечественных, так и зарубежных.

Содержание

Введение…………………………………… ………….….3
1. Понятие политической социализации……………………….…4
2.Содержание политической социализации……………….….....8
Заключение…………….……..…………………………..……15
Список литературы …………………………………..…….....

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть1.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

10041032863 – D1      

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Участие личности  в политике предполагает наличие  у нее определенных политических  знаний, опыта, культуры. Они помогают  ей, как политическому субъекту, эффективно исполнять политические  роли и функции, не становясь  заложником политических игр.

   Еще в 430 г. до  н.э. эры Перикл утверждал: «Лишь  немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Однако человек не рождается  с этими качествами, как не  рождается он личностью или  гражданином. И тем, и другим его  признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это - законопослушность и лояльность к государству, его политической системе, господствующей политической культуре.

   Личностью признает  человека то или иное его  окружение, группа, общество, как бы награждая этим титулом за верность себе и своим интересам, ценностям, нормам. Процесс же приобретения вышеназванных качеств в политологии получил название политической социализации.

Среди множества факторов, способствующих сохранению политической системы, социализация индивида занимает важное место, поскольку ни одна система не сможет достигнуть достаточного уровня интеграции и стабильности, если ей не удастся выработать у своих членов определенной суммы общепринятых в обществе политических знаний, ценностей, установок. Эта проблема исключительно важна. Она является предметом изучения многих видных специалистов как отечественных, так и зарубежных.

 

 

 

 

 

 

1.Понятие политической социализации.

Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. Данный процесс получил название политической социализации.

Политическая социализация - это процесс вхождения человека в мир политики; формирование политических представлений, ориентации и установок; усвоение опыта, норм и традиций политической культуры. Политическая социализация является частью общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, накопленному предшествующими поколениями людей. Другими словами, речь идет о формировании жизненной позиции человека на основе усвоения социального опыта, его гражданском становлении.

В процессе политической социализации личность получает определенные знания о политической жизни, приобретает навыки общественно-политической деятельности, позволяющие ей стать полноправным участником политических отношений. Вместе с тем происходит и формирование определенных ориентации, предпочтений, вкусов, установок личности в сфере политической реальности. В результате политической социализации формируется политическое сознание, закладываются основы для его политического поведения. Однако социализация личности не предполагает пассивного усвоения культивируемых политической системой ценностей. Огромное значение имеют политическая практика, собственный социальный опыт личности и выработка на этой основе рационального, адекватного складывающимся реалиям политического поведения. Политическая социализация - сложный и многофакторный процесс. Темпы и степень социализации обусловливаются многими факторами. В их числе влияние:

 

 а) макросреды - общественно-экономической формации, государства, класса, нации, других социальных групп, политической культуры общества;

б) микросреды - институционных и неформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей;

 в) биопсихологических  характеристик;

г) самовоспитания.

Политическая социализация осуществляется двумя основными путями.

Первый - это целенаправленные усилия политической системы по политическому просвещению населения. Сюда относятся прежде всего социализирующее воздействие изучения политической науки, исторических и обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, особенно в ходе предвыборных кампаний.

Второй путь - это стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне - международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий и т.д. Правда, стихийность этого влияния относительна: оно опосредуется средствами массовой информации, вносящими свою лепту в интерпретации социальной и политической практики. Важным фактором политической социализации является личное участие индивида в общественно-политической жизни. Именно в процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом, отход от некоторых иллюзорных представлений.

Собственный опыт помогает человеку корректировать ранее приобретенные представления, усваивать новые для него ценности и образцы политического поведения. Политическая социализация личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь. В наиболее общем виде в ней можно выделить два этапа.

 

Первый этап - это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение конституционного права участия в выборах. На этом этапе происходит накапливание политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентации.

На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической активности, освоением новых социальных и политических ролей.

Первичной ячейкой социализации выступает семья, где закладываются фундаментальные мотивационные нормы социального поведения, или социализации, личности. Замечено, что наиболее прочные ценности, нормы и политические предпочтения приобретаются под влиянием преобладающих в семье настроений. В процессе вхождения ребенка в окружающий мир семья знакомит его с некоторыми установками, которые в дальнейшем отражаются на его участии в общественных учреждениях. Приобретаемые в семье психологические установки и ценности во многом определяют дальнейшее отношение юноши или девушки к власти. Политические представления и ценности, приобретенные в семейном кругу (в процессе первичной политической социализации), могут либо сохраняться, либо видоизменяться впоследствии под влиянием дальнейшего опыта социализации. В рамках политической системы действуют различные институты, целью которых является развитие процессов политической социализации. Ими являются: средняя школа, средние профессиональные учебные заведения, вузы, молодежные организации, служба в армии, общественно-политическая организация или политическая партия. Особенно важна роль средней школы, без которой трудно представить процесс политической социализации. Во многих случаях уровень образования влияет на восприятие человеком политической реальности. Социализация не завершается с молодостью, она продолжается в течение всей жизни человека, по мере вхождения его в те или иные социальные группы и движения, приобретения им опыта в реальном

 

потоке политических событий. Определенным итогом политической социализации является формирование политической культуры личности. Усвоенные политические нормы и ценности, установки к осуществлению определенных социально-политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реакции порождают у человека более или менее стабильные модели поведения в сфере политики. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, поступки. Результаты политической социализации непосредственно отражаются на практическом участии его в общественно-политической жизни, на степени реализации им своей роли субъекта политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Содержание политичекой социализации.

 

Политическая социализация имеет место в любой стране и при любых формах правления, поскольку правящие круги стремятся популяризировать среди граждан благоприятные для руководства нормы политического поведения и участия в политике.

 Процесс политической  социализации нацелен на решение следующих основных задач: передачу новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания; создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта, для политической деятельности и творчества всех желающих; преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.

 Особый интерес к  содержанию и возможным последствиям  процесса политической социализации  обусловлен двумя новыми явлениями. Во-первых, процесс социализации стал более заметным и определенным за счет расширения системы школьного образования во всем мире. Технологическая революция, открывая возможность создания современной системы школьного образования, одновременно сделала функционально необходимым относительное выравнивание опыта социализации, которой подвергаются дети самых различных слоев населения. В силу этого политические лидеры имеют возможность передачи политических ценностей широким слоям молодежи с помощью определенного числа каналов, которыми можно манипулировать. Во-вторых, это служит распространению “духа участия” в общественной жизни среди членов всех современных политических систем. Независимо от реального распределения фактической власти, лидеры вынуждены теоретически обосновывать свое право на руководство поддержкой со стороны тех, кто оказывается в зависимости от принимаемых ими решений. Символически,

 

распространение “духа участия” знаменует собой изменение статуса индивидуума, лишенного официальных должностей: из “субъекта” он превращается в “гражданина”.

 Процесс политической  социализации протекает непрерывно  на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического  опыта происходит постоянное  видоизменение или упрочение  соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

 Политическая социализация  может принимать форму явной  или скрытой передачи опыта. Она  явная, если включает непосредственную  передачу информации, чувств или  ценностей. Пример – изучение  общественных дисциплин. Скрытая  политическая социализация – это передача неполитических установок, которые влияют на политические отношения, на принятие политических решений или поведения.

 Процесс политической  социализации имеет исторический  характер, который определяется  спецификой цивилизационного развития, расстановкой социальных и политических сил, особенностями политической системы, а также своеобразием восприятия всех этих факторов каждым индивидуумом. Политическая социализация имеет определенную классовую, политическую, моральную, эстетическую и этическую направленность, ставит своей задачей формирование “избирателя” с определенной политической культурой и направленностью.

 Содержание и особенности  политической социализации зависят  от многих факторов, в их числе  влияние макросреды (характера эпохи, международных отношений, государства, нации, класса, других социальных групп, политической культуры общества); микросреды (институциональных и неформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей); внутренних генетически заданных факторов; самовоспитания.

 

 

 

 Целесообразно выделять  политические факторы социализации: характер и тип государственного  устройства, политические институты, партии и движения. А также неполитические: семья, группы сверстников, учебные заведения, работа, культура, наука, искусство, национальные традиции, средства массовой информации. В реальной жизни политические и неполитические факторы переплетены, оказывают сложное, многостороннее и многофакторное воздействие на человека.

 Рассматривая процессы  политической социализации, необходимо  обращать внимание на возраст  и индивидуальные особенности  каждого человека, на окружающую  его социальную среду, на политику, проводимую государственными учреждениями, на деятельность общественно-политических партий и организаций, а также на уровень и особенности политической культуры.

 Гражданское созревание  человека или приобщение его  к политике происходит поэтапно. Оно начинается уже в раннем  возрасте, когда через семью, ближайшее окружение, СМИ, ребенок приобретает первые сведения о политике. На этапе первичной социализации дети получают начальные представления о правильном или неправильном поведении, поступках. Считается, что ребенок проходит четыре подэтапа первичной социализации: политизация – осознание детьми существования внешней (по отношению к семье) власти; персонализация – понимание детьми политической власти через персонализирующие их фигуры; идеализация – приписывание политическим деятелям исключительно положительных качеств; институциализация – поворот в сознании детей к более безличному, деперсонифицированному представлению о власти.

 С психологической  точки зрения в процессе своего  созревания ребенок проходит  три фазы когнитивно-морального развития. На доконвенциональном уровне проявляется эгоцентризм, а затем индивидуализм. На конвенциональном уровне осознается связь индивидуума с обществом. На

 

постконвенциональном уровне вырабатывается моральная оценка, позволяющая интегрироваться в общество и критиковать его.

 Итак, с самого раннего  возраста человек испытывает  воздействие процесса социализации, который тем эффективнее, чем  свободнее его поле деятельности. Ребенок открывает для себя  роль власти; в семье и школе  – это отец, мать, учитель; он на опыте узнает о конфликтах и способах их разрешения; он учится повиноваться или восставать; он пытается приобщиться к нормам функционирования той группы, которой принадлежит или отходит от нее. Этот своеобразный “дополитический” опыт пополняется возрастающей информацией об истории его страны, о политических деятелях, об активных периодах политической жизни. Наблюдения показывают, что политическая социализация может пойти различными путями, в зависимости от социокультурной среды (системы), принадлежности к тому или иному поколению, классовой принадлежности и даже анкетных данных индивидуума. Под воздействием настроений и взглядов, преобладающих в семье, политические предпочтения, нормы, ценности “закладываются” часто на всю жизнь, отличаются стойкостью.

 Значительная часть  политического воспитания и обучения  детей протекает в школе, период  прохождения в которой составляет  вторичный этап политической  социализации. За это время происходит  изучение и усвоение учащимися  в той или иной мере основных  общепринятых политических ценностей и взглядов, получение ими начального опыта социальной практики, особенно через участие в деятельности молодежных организаций.

 Очередной этап политической  социализации приходится на возраст  от 16 до 30 лет. Вступая в этот период своего развития, молодые люди получают право участвовать в выборах и быть избранными в различные представительные органы, что влияет на их отношение к политике. Они также получают более глубокие познания в области политики благодаря учебе в институте, последующей профессиональной деятельности и т.д.

 

 

 Политическая социализация  продолжается и в зрелом возрасте. На их политическое поведение, кроме общих факторов, в значительной  степени влияют жизненный опыт, наличие детей, устоявшиеся политические  ориентации. Они могут глубоко понимать изменчивые и противоречивые общественные события, вносить необходимые корректировки в свои политические взгляды и поведение.

Информация о работе Понятие и содержание политической социализации