Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 19:48, контрольная работа
Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии. Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов.
Введение...........................................................................................................
1. Понятие и социальные функции выборов..........................................
2. Виды выборов......................................................................................
3. Избирательные системы......................................................................
4. Понятие и структура избирательного процесса...............................
Заключение..................................................................................................
Список использованной литературы.......................................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | |
Дисциплина: |
Название дисциплины |
Тема: |
Тема |
Выполнил студент: |
ФИО студента | |||||
Курс: |
I или II, III¸ IV |
Группа: |
Номер группы | |||
Специальность: |
Код |
Наименование спец-ти | ||||
Преподаватель: |
ФИО преподавателя | |||||
Оценка: |
Подпись: |
|||||
Дата проверки: |
г. Северодвинск |
2013 год |
Содержание
Введение......................
1. Понятие и социальные функции
выборов.......................
2. Виды выборов.......................
3. Избирательные системы.......................
4. Понятие и структура избирательного
процесса......................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Главным принципом демократии являются
выборы. Посредством выборов
Выборы отбирают и формируют
политическую элиту, воспитывают лидеров,
политических деятелей общегосударственного
и местного масштаба. Систематическое
проведение выборов повышает политическую
и правовую культуру населения. Участие
избирателей в выборах учит их
правильно оценивать лозунги
и практическую деятельность тех
или иных партий и избранных должностных
лиц, сопоставлять обещания и реалии.
Выборы являются неотъемлемой составной
частью политического процесса в современных
демократических обществах. Они предоставляют
человеку, идущему в большую политику,
возможность стать депутатом парламента,
губернатором или даже президентом страны.
Вместе с тем во время выборов в активную
политическую жизнь вовлекаются простые
граждане, они начинают ощущать свою значимость,
возможность оказывать влияние на персональный
состав высших государственных органов.
Актуальность данной работы состоит в
том, что именно через выборы граждане
оказывают воздействие на формирование
органов государственной власти и тем
самым реализуют свое право на участие
в управлении делами государства.
1. Понятие и социальные функции выборов.
Выборы – непременный
атрибут демократии, ее важнейшая
характерная черта. Они представляют
собой форму реализации избирательных
прав граждан путем участия в
избирательной кампании, в конечном
счете, выражения воли народа, которая,
как отмечается во Всеобщей декларации
прав человека, должна быть основой
государственной власти. Суверенитет
народа, его роль как источника
власти проявляются именно через
выборы. Институт выборов активно
используется не только при формировании
органов государства, местного самоуправления,
но и руководящих органов
Термином «выборы» обозначается процедура
формирования государственного органа
или наделения полномочиями должностного
лица, осуществляемая посредством голосования
при условии, что на каждый мандат могут
претендовать два или более кандидатов.
В демократических государствах законодательно
закрепляется (с фиксированной периодичностью)
выборность органов государственной власти
и соответствующая процедура. Эту процедуру
регулирует избирательное право, представляющее
совокупность юридических норм, определяющих
порядок организации и проведения выборов,
подведения итогов голосования и другие
стороны многогранного процесса выборов.
Влияние выборов на жизнь современного
общества разнообразно и проявляется
в их важнейших функциях. Выделяют следующие
функции выборов:
1. Формирование органов публичной власти
– парламента, главы государства, правительства
(в отдельных случаях), судебных органов,
органов местного самоуправления;
2. Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората;
3. Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике;
4. Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться;
5. Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.
6. Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.
Вышеназванные функции выборы
выполняют лишь в том случае, если
сами они организованы демократически.
Выборы изначально призваны служить
демократии, неразрывно связаны с
ее общей концепцией и ценностями.
Их главное социальное назначение –
адекватно отражая мнение и волю
граждан, обеспечить представительство
основных общественных групп в органах
власти, а также сформировать эффективное
правительство.
Выборы имеют определенную периодичность,
которая определяется сроком полномочий
выборных органов. Она позволяет избирателям
регулярно обновлять состав выборных
органов, подтверждая доверие выборным
лицам или отказывая в нем. Это побуждает
выборных лиц и политические объединения
считаться с интересами и настроениями
избирателей, поддерживать с ними постоянную
связь, убеждать их в правильности избранного
политического курса.
Продолжительность срока полномочий выбранного
органа имеет важное значение. Однако
определение оптимального срока дело
не простое. Приходится учитывать множество
факторов и обстоятельств, включая национальные
и исторические традиции. Мировая практика
показывает, что срок полномочий парламентов
обычно составляет 4-5 лет, президентов
– 4-7 лет2.
2. Виды выборов
Существуют различные классификации выборов3:
Прямые и косвенные выборы. Первые
характеризуются тем, что вопрос
об избрании решают граждане. Прямыми
выборами избираются нижние или единственные
палаты парламентов (лишь иногда и верхние),
президенты в президентских и
смешанных республиках (за редким исключением)
и другие должностные лица. Для
косвенных выборов характерно, что
вопрос об избрании решают не граждане,
а избранные ими лица-
Всеобщие (общие) и частичные выборы.
Всеобщими выборы являются тогда, когда
в них призваны участвовать все
избиратели страны. Частичные выборы
проводятся, когда необходимо пополнить
состав палаты парламента из-за досрочного
выбытия отдельных депутатов.
Очередные и внеочередные выборы. Обычно
такое деление относится к
парламентским выборам. Очередные
выборы проводятся в сроки, указанные
в конституции или законе, либо
назначаются в связи с
С учетом формы государства и иных факторов
выборы могут быть разных видов:
1) по виду формируемых органов, выборы
могут быть: Главы государства, парламента,
в органы местного самоуправления и т.д.;
2) по форме проведения выборов: непосредственные,
косвенные (через представителей, уполномоченных
населением осуществить выборы в органы
власти) и т. п.
В зависимости от масштабов и сроков проведения выборы
могут быть:
а) общегосударственными (на всей территории
государства), региональными (в субъекте
Федерации) и местными (в муниципальном
образовании);
б) полными (выборный орган избирается в
полном составе) и частичными (избирается
часть депутатов выборного органа взамен
выбывших);
в) очередными (проводятся в установленный
законом срок), повторными (проводятся после
несостоявшихся очередных выборов) и внеочередными (при
досрочном прекращении полномочий выборного
органа или должностного лица).
В зависимости от принципов избирательного
права выборы могут быть:
а) всеобщими (в голосовании участвуют все
граждане, достигшие определенного возраста,
за исключением недееспособных, признанных
таковыми судом, и, как правило, лиц, приговоренных
судом к лишению свободы) и не всеобщими (в
голосовании не участвуют граждане, лишенные
избирательного права по какому-либо необоснованному
признаку — половому, религиозному, имущественному,
социальному и др.);
б) равными (все граждане имеют равные возможности
участвовать в выборах, избиратели имеют
равное число голосов, кандидаты на выборные
должности избираются от избирательных
округов с примерно равным числом избирателей)
и неравными (принципы равных выборов нарушаются);
в) прямыми (каждый избиратель голосует
непосредственно за конкретного кандидата
или кандидатов), косвенными (
г) тайными (контроль за волеизъявлением
избирателей не допускается) и открытыми (при
открытом голосовании);
д) свободными (участие избирателей в голосовании
и их выбор зависят только от их воли) и несвободными (на
волю избирателей оказывается давление).
По правовым основаниям выборы могут быть: законными и незаконными.
По факту избрания кандидатов: первичные и
По количеству граждан принявших участие
в выборах: состоявшиеся и
3. Избирательные системы
Главным регулятором выборов является
избирательная система, определяющая
общие принципы организации выборов, а
также способы перевода голосов избирателей
в мандаты, властные должности. Главное
назначение избирательной системы – обеспечить
представительство воли народа, а также
сформировать жизнеспособные и эффективные
органы власти1.
Избирательная система является важнейшим
и обязательным элементом любого демократического
режима. Это объясняется тем, что демократия
в обществе не может функционировать без
полномочного представительства, формируемого
для участия в управлении делами общества,
а такое представительство может быть
демократичным, если само общество участвует
в его формировании.
Существует два основных типа избирательных
систем: мажоритарная (альтернативная)
и пропорциональная (представительная).
При мажоритарной системе для избрания
кандидат или партия должны получить большинство
голосов избирателей округа или всей страны,
собравшие же меньшинство голосов никаких
мандатов не получают. В зависимости от
того, какое большинство требуется, мажоритарные
избирательные системы делятся на системы
абсолютного большинства, которые чаще
используются на президентских выборах
и при которых победитель должен получить
больше половины голосов (минимум 50% + 1),
и системы относительного большинства
(США, Великобритания, Канада, Франция,
Япония и др.), где для победы достаточно
хотя бы на немного опередить других претендентов.
При применении принципа абсолютного
большинства в случае, если ни один кандидат
не получил свыше половины голосов, проводится
второй тур выборов, на котором представлены
лишь два кандидата, получивших наибольшее
число голосов (иногда во второй тур допускаются
все кандидаты, набравшие в первом туре
голосов больше установленного минимума)2.
Каждая из основных избирательных систем
имеет свои сильные и слабые стороны. К
числу достоинств мажоритарной системы
обычно относят:
Сравнительную легкость формирования
правительства и его большую
стабильность. Это достигается за
счет распределения парламентских
мандатов в основном среди крупных
партий-победителей, отсеивания мелких
партий, которые обычно не в состоянии
обеспечить своим кандидатам большинство
в избирательных округах, а также
побуждения партий к коалициям или
слиянию еще до начала выборов;
формирование устойчивых связей между
избирателями и депутатами. Поскольку
депутаты непосредственно избираются
гражданами определенного округа и
обычно рассчитывают на свое переизбрание,
то они больше ориентируются на свой
электорат, который, в свою очередь,
лучше знает депутатов, чем при
их избрании в общем партийном
списке при пропорциональной системе.
Наряду с определенными
Ещё одним видом избирательной системы
является пропорциональная система, суть
которой состоит в распределении мандатов
пропорционально голосам, полученным
партиями или избирательными коалициями.
Главное достоинство этой системы – представительство
партий в выборных органах в соответствии
с их реальной популярностью среди избирателей,
что позволяет полнее выражать интересы
всех групп общества, активизировать участие
граждан в выборах и политике в целом.
Однако пропорциональная система имеет
и определенные недостатки. Важнейший
из них – относительно меньшая стабильность
правительства. Характерное для этой системы
широкое представительство в парламенте
различных политических сил очень часто
не позволяет какой-нибудь одной партии
иметь устойчивое большинство и побуждает
к образованию коалиций. Объединение же
во многом разнородных по своим целям
партий часто приводит к обострению противоречий
между ними, к распаду межпартийных коалиций
и правительственному кризису. Кроме того,
политика правительства, сформированного
на базе межпартийной коалиции, отличается
большей эклектичностью и меньшей последовательностью.
Для того чтобы преодолеть чрезмерное
партийное дробление состава парламента,
ограничить возможность проникновения
в него представителей крайне радикальных
или даже экстремистских сил многие страны
используют т.н. заградительные барьеры,
или оговорки, устанавливающие необходимый
для получения депутатских мандатов минимум
голосов. Обычно он составляет от двух
(Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданых
голосов. Партии, не собравшие необходимого
минимума голосов, не получают ни одного
мандата.
К недостаткам пропорциональной системы
нередко относят и непосредственную зависимость
выдвижения депутатов от позиций партийного
аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь
своими узкогрупповыми интересами, включать
в партийные списки и непопулярных людей.
Однако возможность такого рода действий
зависит от характера внутрипартийных
отношений. В партиях с развитой внутрипартийной
демократией она минимальна. Кроме того,
предотвращение вхождения в состав выборных
органов непопулярных людей зависит от
принятой в стране разновидности списков
для голосования1.
В ряде стран с целью соединить положительные
стороны различных систем и свести к минимуму
их недостатки создаются избирательные
системы смешанного характера, в которых
сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной
систем. Например, в Государственную Думу
РФ из 450 депутатов половина избирается
по мажоритарной системе, а другая половина
– по пропорциональной системе.
4. Понятие и структура избирательного
процесса.
Подготовка и проведение выборов сопряжены
с большим разнообразием политических
мероприятий, характерных для этого особого
периода в жизни общества. Их совокупность
принято обозначать понятием «избирательный
процесс». Он непосредственно проявляется
в таких событиях, как собрания в трудовых
коллективах по выдвижению кандидатов
в выборный орган, сборе необходимого
числа подписей граждан в случае самостоятельного
выдвижения, митингах, встречах кандидатов
с избирателями, выступлениях претендентов
на выборную должность в средствах массовой
информации и других2.
Избирательный процесс имеет свою логику,
что выражается в последовательном решении
задач подготовительного характера и
непосредственно связанных с проведением
выборов. Основными этапами избирательного
процесса можно считать:
Подготовительный.
Выдвижение кандидатов.
Соперничество претендентов, сопровождающееся
агитационно-пропагандистской кампанией.
Голосование и подведение итогов выборов.
Строго говоря, лишь последние три
этапа характеризуют
Выборы всегда осуществляются в конкретной
общественно-политической среде, которая
во многом определяет их подлинно демократический
характер. Эта среда включает ряд параметров,
отражающих ее влияние на избирательный
процесс, к ним относятся:
Уважение в государстве прав человека.
Это необходимо для того, чтобы
избиратели и кандидаты чувствовали
себя свободными, не подвергались разного
рода угрозам, чтобы в обществе существовала
атмосфера уважения личности, воли
большинства и прав меньшинства.
Электоральная (гражданская) просвещенность
избирателей. Она предполагает знание
назначения и процедур выборов, основных
политических партий, их программ и
кандидатов, информированность и
т.д.
Демократический характер регистрации
избирателей. Это означает, прежде всего,
отсутствие любого рода дискриминации:
по национальному, расовому, имущественному
или какому-либо другому признаку.
В большинстве демократических
стран мира составлением списков
избирателей занимаются местные
органы власти, которые автоматически
вносят в них изменения в связи
с переездом гражданина на другое
место жительства, достижением им
избирательного возраста и т.п.
Наличие доступных для всех механизмов
подачи и рассмотрения жалоб и
разрешения споров, а также эффективных
и независимых органов контроля
за соблюдением избирательного закона
всеми участниками
После проведения подготовительных мероприятий
и официального назначения сроков выборов
начинается избирательная кампания.
Сам этот термин применяется по отношению,
как ко всему государству, так
и отдельным кандидатам или партиям.
В первом случае избирательная кампания
представляет собой комплекс организационных,
политических, информационно-пропагандистских
и агитационных мероприятий по непосредственному
обеспечению избирательного процесса
в государстве, во втором – систему
мероприятий, направленных на успех
конкретного кандидата или
Первый шаг избирательной кампании —
выдвижение кандидатов и (или) партий (движений).
Существуют различные способы их выдвижения
и регистрации:
Информация о работе Понятие и структура избирательного процесса