Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:58, контрольная работа
Политическая система общества представляет органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержание и использование власти и связанных с ней ценностей. Политическая система обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы классов, социальных групп. Ее характер (тип, виды) определяются главным образом той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая система.
Введение... ………………………………………………………………….2
1. Понятие политической системы………………………………………...3-6
2. Структура политической системы: модели Д.Истона и Г.Алмонда….6-9
3. Современные классификации политических систем………………...9-12
4. Реформы политической системы в РФ………………………………….13
Заключение………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………….15
План
Введение... ………………………………………………………………….2
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Всякое классовое общество
политически оформлено, имеет механизм
власти, обеспечивающий его нормальное
функционирование в качестве единого
социального организма. Этот механизм
именуется политической системой.
Понятие политической
системы является одним из основных в
политологии. Его использование позволяет
выделить политическую жизнь из остальной
части жизни общества, которую можно считать
"окружением" или "окружающей средой",
и одновременно установить наличие некоторых
связей между ними.
Политическую
систему составляют многие подсистемы,
структуры и процессы, она взаимодействует
с другими подсистемами: социальной, экономической,
идеологической, культурной, правовой.
Пределы политической системы определяются
границами, в рамках которых политические
решения данной системы обязательны и
реально исполняются. В случае законодательной
системы речь идет о действии закона на
определенной территории, в случае муниципалитета
- его акты ограничены его территорией,
в случае политической партии - учитываются
пределы действия устава, программы, партийных
решений.
Глубокое
обоснование и широкое распространение
понятие "политическая система" получило
лишь в середине XX в., что порождено логикой
развития политической науки, приведшей
к необходимости описания политической
жизни с системных позиций.
1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА.
Логика изучения темы реферата
обязывает начать работу с анализа
категории "политическая система".
Ее раскрытие послужит основой для
рассмотрения других узловых вопросов,
в частности: структурных элементов
системы, ее функций и закономерностей.
Политическая
система как одно из основополагающих
понятий социальной науки - плод современного
этапа политического знания. Термин "политическая
система" встречается ещё в трудах Аристотеля.
Однако он не осмысливался ни великим
греком, ни теоретиками позднего времени
в категориальном плане, а обозначал только
отдельную сторону политической жизни.
В "Политике" Аристотеля мы читаем:
"... форма государственного устроения
то же самое, что и политическая система,
последняя же олицетворяется верховной
властью в государстве"1.
В современной
политической науке понятие "политическая
система" разработано как категория,
охватывающая все главные стороны и элементы
организованной в рамках данного общества
политической деятельности и политических
отношений.
Индийский
политолог П.Шаран, анализируя современные
учения о политических системах, отмечает
важное преимущество самого понятия "политическая
система", которое охватывает сферу
политической деятельности "всех лиц
и все институты, участвующие в политическом
процессе"2. Имеющиеся в литературе
определения подтверждают его мнение.
Понятие "политическая
система" - это определение организованной
на единой нормативно-ценностной основе
совокупности взаимодействий (отношений)
политических субъектов, связанных с осуществлением
власти и управлением обществом. Данное
понятие объединяет разнообразные действия
и взаимоотношения властвующих групп
и подвластных, управляющих и управляемых,
господствующих и подчиненных, теоретически
обобщает деятельность и взаимосвязи
организованных форм властеотношений
- государственных и иных институтов и
учреждений, а также идеологических и
политических ценностей и норм, регулирующих
политическую жизнь членов данного общества.
Понятие "политическая система" обозначает
характерные для определенного общества
структуры политической деятельности
и отношений и типы политического процесса.
Наконец, оно фиксирует существенную связь
политических структур и отношений с конкретной
территориальной общностью людей.
Политическая
система существует в реальной стране
или группе стран, ее основа - определенное
сообщество людей (национальное или интернациональное).
Понятие политической
системы носит многоаспектный характер.
Тем и объясняется неоднозначность подходов
в его анализе. Так, если рассматривать
систему в институциональном плане, то
ее можно свести к совокупности государственных
и негосударственных институтов и норм,
в рамках которых проходит политическая
жизнь данного общества. В другом варианте
подчеркивается властный аспект политической
системы и ее определение связывается
главным образом с узаконением государственного
принуждения как средства регуляции взаимоотношений
между людьми. В третьем - политическую
систему рассматривают как систему авторитарного
(при помощи власти) распределения ценностей
в обществе. Каждый из названных подходов
будет корректным при условии конкретного
указания аспекта определения понятия.
Система существенно
отличается от всякой совокупности разнородных;
политических субъектов и отношений, заполняющих
политическое пространство данной страны.
Любой вид социальной системы предполагает
такую взаимосвязь ее элементов, которая
образует определенную целостность, единство.
А это означает объединенность входящих
в систему субъектов (общественных групп,
организаций, индивидов) специфическими
признаками, характеризующими систему,
а не отдельные элементы. Причем эти признаки
не сводимы к сумме свойств, составляющих
систему элементов. В свою очередь, свойства
элементов не выводимы из признаков целого.
Социальная система в высшей степени
сложный организм, поведение которого
подчинено достижению определенных целей
разных уровней и зачастую несогласованных
между собой. Она, в известной мере, детерминирует
деятельность входящих в нее субъектов,
и вместе с тем сама способна изменяться
в процессе функционирования и развития
под влиянием окружающей среды.
Политической
системе свойственны общие черты социальных
систем. Кроме того, ее характеризуют специфические
признаки, вытекающие из природы политики
и власти. Эта система, в отличие, скажем,
от экономической, формируется в основном
целенаправленно. В ее фундаменте заключена
совокупность соответствующих идей, ценностей
- идеология, отражающая социальные интересы
больших социальных групп и определяющая
облик системы. Образующие политическую
систему институты, как уже говорилось,
представляют собой опредмеченные политические
идеи и проекты. Отсюда необходимость
учитывать в анализе особую роль духовного
фактора в отработке механизмов функционирования
и модернизации системы.
Следует также
отметить, что политическая система не
только формируется, но и действует главным
образом на рациональной основе (на основе
знания). Рациональность политики воплощается
в таких ее институтах (по Т. Парсону), как
лидерство, органы власти и регламентация.
Признание института лидерства достаточно
точно характеризует специфику политической
системы, целенаправленно формирующейся
и действующей. В данном контексте понятие
"лидерство" означает некую нормативную
модель поведения индивида или группы
(элиты, партии), включающую, в силу занимаемого
ими в данном обществе положения, право
и обязанность осуществлять инициативу
во имя достижения общей цели и привлекать
к ее реализации все сообщество.
Органы власти
- органическая часть политических институтов,
в чем аккумулируется власть; они служат
орудием целенаправленного действия политических
субъектов. Наконец, институт регламентации
- это совокупность разрабатываемых норм
и правил (правовых, политических, профессиональных),
составляющих основу регуляции и контроля
в массиве политической деятельности
и отношений.
Политическая
система, поскольку она является орудием
осуществления власти, а также выражения,
защиты и реализации общих, обязательных
для большинства граждан, интересов, выступает
по отношению к другим системам общества
доминирующим фактором.
Экономическая
сфера, социальные структуры, культурологические
факторы и другие - все они опираются на
политическую систему, которая обеспечивает
их организованность, легитимность, закрепляет
именно данные структуры в качестве ведущих,
господствующих в обществе. В этом смысле
можно говорить о первенстве политики
по отношению к (другим системам общественного
организма.
Политическая
система, будучи доминирующей в качестве
орудия власти, тем не менее зависит от
общественной среды, определяется социально-экономической
структурой общества, остается надстройкой
по отношению к этой базисной структуре.
Обусловленность политической системы
социальной средой находит свое конкретное
выражение в том, что ее носителями выступают
определенные большие социальные группы,
классы, слои. Политическая система - это
организация больших социальных групп
в сфере власти и управления3.
Материалистическая
концепция обусловленности политической
системы способом производства, социально-экономическими
отношениями в настоящее время подвергается
критике. Так, французский политолог Клод
Лефор в статье "Демократия" утверждает:
"Считать, что общественная система
раскрывается в инфраструктуре, состоящей
из способа производства, а также, что
политическая организация - это лишь элемент
надстройки, созданной для подтверждения
могущества обладателей средств производства,
- значит забывать о том, что поведение
классов, групп, индивидуумов зависит
от их принадлежности ко всему комплексу,
управляемому политическими принципами,
забывать о том, что у них здесь есть условия
для свободного выражения интересов и
мнений, условия для свободного объединения,
информации, формулировки новых прав..."4
Критическая аргументация К. Лефора больше
относится к вульгарно-экономическому
толкованию взаимосвязи политической
надстройки от экономики. Для любого политолога-материалиста
ясно, что всякая политическая система
формируется под воздействием не одного
только экономического базиса, а комплекса
условий и факторов. Польский политолог-материалист
А.Боднер с присущим ему своеобразием
научного мышления показал историческую
обусловленность политических систем.
Он назвал пять факторов, влияющих на формирование
систем:
1) непрерывность природной среды, в которой
живет данная нация или ее отдельная группа;
2) материальные продукты ее деятельности;
3) совокупность ценностей и образцов поведения,
знания и представления о мире, передаваемые
из поколения в поколение;
4) общественные институты, которые каждое
поколение застает как данность;
5) внешняя среда нации, образующая вместе
с нею определенный круг цивилизации и
культуры, а также политические условия.
Научное понимание
диалектического взаимодействия политической
системы с другими Сферами общества не
исключает, а, напротив, предполагает влияние
на поведение социальных групп и индивидов
разнообразных элементов социальной среды.
Следовательно, нет и не может быть жесткой,
линейной зависимости политических субъектов
и организаций, их действий от экономики.
Политическая
система, будучи обусловленной социально-экономическими
структурами, выступает по отношению к
ним и ко всей социальной среде как целое,
функционирует в качестве относительно
самостоятельного комплекса социальных
институтов и политических отношений.
Она имеет свою жизнь, свои закономерности,
что определяется наличием специальных
структурных связей, ролей, функций, а
также закреплением и регулированием
их особыми нормами - правовыми и политическими.
Как часть общества, функционируя в социальной
среде, политическая система подвергается
влиянию тех воздействий, которые исходят
извне, от общества, а также импульсов
изнутри - взаимодействий ее институтов,
ценностей и т.д. По Д. Истону, на "входе"
системы, это совокупность требований
и поддержка, в коих проявляются реальные
интересы социальных групп. Например,
требования безопасности, равноправия,
политического участия и другие; поддержка
в виде открытых действий общественных
сил в защиту системы, соответствующие
умонастроения, приверженность господствующим
ценностями т. п. Система регулирует потоки
требований, формулирует их в применении
к проводимой правящими институтами политике.
На "выходе" системы - результаты
деятельности, принимаемые решения, словом,
реализация государственной власти и
заложенных в системе способов управления
сообществами людей. Политическая система
устойчиво функционирует, если не допускается
перегрузка ее требованиями и достигается
взаимоувязка действий системы на "входе"
и "выходе".
2.Структура политической систимы: модели Д.Истона и Г.Алмонда
Основы теории политических
систем были заложены американским политологом
Д. Истоном. Им был разработан взгляд
на политическую систему как на саморегулирующийся
и развивающийся организм. Согласно
его точке зрения, у системы
есть вход, на который извне поступают
импульсы в форме требований. Требования
могут возникать как в
Другой основатель теории политической системы – американский политолог Г. Алмонд – рассматривал политическую систему как множество взаимодействий, поведений (как государственных, так и негосударственных). Модель Г. Алмонда больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящей элиты. В этой модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой. Существуют и другие варианты теории политической системы. Выделяется, например, теория политической системы Д. Трумэна, исходящая из постулатов теории «групп давления», теория Г. Пауэлла и М. Каплана, представляющая собой попытку перенесения основных положений концепции Д. Истона из сферы внутриполитической жизни конкретной страны в сферу внешних отношений. Существует теория функциональной политической системы, построенная на основных постулатах социальной системы Т. Парсонса, теория политической системы как специфической, активной структуры и др. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В связи с этим различаются пространства влияния тех или иных ассоциаций, действия политических институтов, границы политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы – ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе). Эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а также отношения между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д. При всем разнообразии вариантов теории политической системы все они, в общем и целом, играют одну и ту же фундаментальную (методологическую) и прикладную роль. В чем заключается методологическая важность концепции политической системы (и соответственно ее социальная значимость)? Следует иметь в виду, что пока политологи и социологи не выработали какого-либо однозначного ответа. Все зависит от развиваемых взглядов. Одни из них усматривают методологическую значимость теории политической системы в том, что она является идеальной моделью для широкого применения и раскрытия всех потенциальных возможностей функционализма. Другие видят ее методологическую ценность в том, что она выступает в качестве своеобразной опоры и средства дальнейшего укрепления концепции «групп давления» и доктрины политического плюрализма. Третьи указывают на то, что, будучи универсальной концепцией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других концепций и теоретических моделей. Авторы обращают внимание на то, что методологический аспект теории политической системы проявляется, помимо всего прочего, в том, что данная теория помогает глубже изучить различные стороны политической жизни того или иного общества и предвидеть перспективы развития той или иной страны. Помимо методологического аспекта теории политической системы особое место в ее содержании и социальном назначении занимает сугубо практический аспект. Суть его сводится к тому, что при создании и развитии реальной, конкретной политической системы теория дает возможность применения научных знаний при выборе средств решения назревших в области политики практических проблем. Стремясь подчеркнуть не только академический, но и сугубо практический характер теории политической системы, политологи именуют ее иногда «проблеморазрешающей концепцией» и рассматривают как составную часть процесса взаимодействия политической теории и практики.
Какие практические задачи призвана решать теория политической системы? 1. Она призвана способствовать выработке рекомендаций по совершенствованию структуры политической системы, а также по принятию мер, направленных на повышение ее способности адаптироваться к окружающей среде и усиление социальной эффективности. Если профессиональные политики не сумеют заранее предусмотреть все те изменения в структуре политической системы, которые могут произойти под влиянием социально-политических факторов, и своевременно выработать соответствующие меры для ее защиты, то такую политическую систему будут ждать серьезные социальные потрясения. 2. Теория политической системы призвана способствовать дальнейшему расширению и укреплению экономических, политических и социальных основ реально существующей, но постепенно теряющей свою опору в массах политической системы. Кроме того, с теорией политической системы связываются надежды многих политологов и социологов на сохранение в будущем социального равновесия между определенной политической системой и непосредственно окружающей ее социальной средой.
3.Современные классификации политических систем
В современной политической науке
существуют различные классификации
политических систем, которые зависят
от критериев дифференциации. Используются,
главным образом, два критерия: 1)
степень централизации власти и
2) тип ценностей. Исходя из первого
критерия, политические системы делят
на: а) тоталитарные; б) авторитарные;
в) либеральные; г) демократические.
Однако в большей степени, чем другие,
требованиям современной политической
науки и практики отвечает классификация
Г. Алмонда. Он акцентрировал внимание
на том, как согласуются и соответствуют
идеалы и ценности общества тем формам,
в которые общество организовано. В современном
мире он различал четыре типа политических
систем: англо-американскую: континентально-европейскую;
доиндустриальную и частично индустриальную;
тоталитарную политическую.
1. Функции политической системы общества:
• определение целей, задач и путей развития общества;
• организация деятельности общества по выполнению целей и программ;
• распределение материальных и духовных ценностей;
• согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства;
• разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
• обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
• формирование политического сознания, приобщение членов обществ к политическому участию и деятельности;
• контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
2. Данные функции характерны для стабильных, сформировавшихся политических систем. Если политическая система еще не сформировалась, находится в переходном состоянии (как, например, нынешняя российская), то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли.
1. Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой.Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.
Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.
2. Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политиче ские системы.
Черты тоталитарной политической системы:
- отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;
- ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;
- радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.
Черты авторитарной политической системы:
- использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;
- ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
- централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
-
сосредоточение функций управления обществом
в одном лице или узком социальном слое.
Черты демократической системы:
- правление большинства;
- свобода критики и оппозиции правительству;
- защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;
- право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.
3. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы полити ческих систем.
По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).
1. Политическая система современной России переживает сложное состояние переходного пе риода. Все основные моменты этой системы – rocyдарственность, политические партии и партийная система, основные элементы гражданского общества – еще не сформировались. И пока неясно, каков будет характер, формы всех элементов. Также неясно, какими будут взаимоотношения новой политиче ской системы с обществом. В настоящий момент как по характеру, так и по форме ситуация развивается в пользу либерально-демократической политической системы. Однако в ближайшем будущем ее развитие вполне может приобрести другой характер – социал-демократический. Если говорить об административном устройстве, то Россия может сформироваться либо как подлинная федерация, либо как конфедерация. Если говорить о партийной системе, то, скорее всего, в России сложится многопартийная система, а не двухпартийная, к чему были направлены усилия властей в прошлые годы.
2. Политической системе современной России присущи некоторые особенности. В институцио нальной подсистеме заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнитель ных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти. Другая особенность – низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Все это свидетельствует о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Недостатком политической системы России является ее слабая реактивная способность. Она не всегда своевременно и адекватно реагирует на: существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения.