Понятия государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах.
Нормы права при необходимости охраняются принудительной силой государственной власти
Общеобязательность права выражается в том, что оно является единственной системой норм, которая обязательна для всего населения и организаций данного государства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………2 стр.
1. Понятие государства …………………………………………………... 3 стр.
1.1. Функции государства………………………………………………….4 стр.
1.2. Форма государства…………………………………………………….5 стр.
2. Соотношение государства и права……………………………………..9 стр.
2.1. Государство и гражданское общество…………………………….....9 стр.
3. Правовое государство…………………………………………………...10 стр.
3.1Основные признаки и черты правового государства…………...…....11 стр.
3.2.Основы правового государства……………………………………..11 стр.
3.3.Признаки и черты, характеризующие правовое государство……..12 стр.
3.4.Условия и предпосылки создания правового государства………...14 стр.
Заключение……………………………………………………………..…...16 стр.
Список литературы………………………………………………………....17 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по праву.docx

— 34.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 Введение …………………………………………………………………2 стр.

 

1. Понятие государства …………………………………………………... 3 стр.

1.1. Функции государства………………………………………………….4 стр.

1.2. Форма государства…………………………………………………….5 стр.

 

2. Соотношение государства и права……………………………………..9 стр.

2.1. Государство и гражданское общество…………………………….....9 стр.

 

3. Правовое государство…………………………………………………...10 стр.

3.1Основные признаки и черты правового государства…………...…....11 стр.

3.2.Основы правового государства……………………………………..11 стр.

3.3.Признаки и черты, характеризующие правовое государство……..12 стр.

3.4.Условия и предпосылки создания правового государства………...14 стр.

 

Заключение……………………………………………………………..…...16 стр.

 

Список литературы………………………………………………………....17 стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

Право и государство возникли и развивались одновременно, т.е. являются продуктом общественного  развития. В государственно-организованном обществе право выступает как  нормативный регулятор общественных отношений.

 Учения о праве,  несмотря на их несходство, имеют  следующие общие положения:

1) право – это социальное  явление, без которого невозможно  существование цивилизованного  общества;

2) право в нормативной  форме должно отражать требования  общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в  целом, а не отдельным его  классам или социальным группам,  учитывать индивидуальные интересы  и потребности личности как  первоосновы общества;

3) право есть мера поведения,  установленная и охраняемая государством.

Признаки права:

Правовые нормы устанавливаются  государством в официальных актах.

Нормы права при необходимости  охраняются принудительной силой государственной  власти

Общеобязательность права  выражается в том, что оно является единственной системой норм, которая  обязательна для всего населения  и организаций данного государства.

Отражение правом воли граждан: как общей, так и индивидуальной, в их тесной взаимосвязи.

 Обладая указанными  присущими только ему признаками, право, выступает государственным  регулятором общественных отношений,  обеспечивая организованность и  порядок в обществе, свободное  развитие личности.

 Таким образом, право  – это система общеобязательных  правил поведения, которые устанавливаются  и охраняются государством, выражают  общие и индивидуальные интересы  населения страны и выступают  государственным регулятором общественных  отношений.

1.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

Государство является формой организации общества и характеризуется  рядом признаков:

- государственной властью,

- определенной территорией,

- суверенитетом,

- специальным аппаратом  принуждения, 

- правотворческой деятельностью.

Государственная власть осуществляется государственным аппаратом, представляющим собой систему органов власти. Органы государства принадлежат  к различным ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) и осуществляют свои полномочия самостоятельно при  взаимодействии между собой.

 Существенным признаком  государства является территория, заданная границами. Границы для  государства имеют не только  географическое значение, но и  политическое, ибо государство распространяет  свою власть на население, проживающее  на его территории.

 Существенным признаком  государства является суверенитет.  Государственный суверенитет основывается  на принципах единства и неделимости  территории, неприкосновенности государственных  границ, не вмешательства во внутренние  дела. Суверенитет российского государства  закреплен в его Конституции  и федеральных законах.

 Государство отличается  также тем, что является организацией, специально созданной для подчинения  воли всех членов общества  государственной воле. Такое подчинение  обеспечивается наличием специального  аппарата принуждения – судов,  милиции, прокуратуры и других  органов.

 Государство, кроме  того, осуществляет правотворческую  деятельность, т.е. издает законы  и другие нормативные акты, адресованные  всему населению. В законах  государство устанавливает общеобязательные  правила поведения, которые должны  максимально учитывать объективные  потребности общественного развития. Закон обладает высшей юридической  силой, а все другие правовые  акты должны соответствовать  закону. Основной закон правового  государства – конституция.

1.1Функции государства

Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства  заключаются в определении его  политики внутри страны. К ним, прежде всего, относятся:

1) соблюдение, охрана и  защита прав и свобод человека  и гражданина;

2) охрана окружающей среды;

3) поддержание общественного  порядка;

4) налоговая политика;

5) контроль за охраной труда и здоровья граждан, социально не защищенных слоев населения;

6) установление государственных  пособий и пенсий.

 Внешнеполитическая деятельность  государства реализуется путем  осуществления внешних функций,  к числу которых относится  внешнеэкономическая функция (внешнеэкономическое,  культурное и иное сотрудничество  с другими государствами), а также  деятельность государства по  обороне страны.

1.2.Форма государства

Форма государства – это  организация власти в данном государстве. Форма государства включает в  себя три элемента:

  • форму правления;
  • форму государственного устройства;
  • политический режим.

Форма правления – это  организация высших органов государства. По форме правления государства  подразделяются на монархии и республики. Отличительным признаком монархии является то, что верховная, высшая власть полностью или частично сосредотачивается  в руках единоличного главы государства (короля, царя, шаха и т.д.). Власть приобретается  монархом по наследству и осуществляется пожизненно. Монархиибывают абсолютные (неограниченные) и парламентские (ограниченные). Для абсолютной, неограниченной, монархии характерно то, что государственная власть, сосредоточенная в руках единоличного руководителя государства, никем и ничем не ограничена. В ограниченных, парламентских (конституционных), монархиях наряду с главой государства (монархом) высшая власть осуществляется каким-либо представительным органом (например, парламентом).

Республика – такая  форма правления, при которой  все высшие органы государства избираются непосредственно народом или  формируются парламентом на определенный срок. Главой государства с республиканской формой правления является избранный на определенный срок единоличный или коллегиальный орган. Глава государства с республиканской формой правления (в Российской Федерации это президент) является выборным или сменяемым. Существует две разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская. В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства сосредоточены в руках президента. В такой республике президента избирает население страны, а не парламент. Президент формирует правительство, минуя парламент.

 В парламентских республиках  обеспечивается верховенство парламента. Правительство при этом ответственно  за свою деятельность перед  парламентом, а президента избирает  парламент.

 Россия является президентской  республикой.

Форма государственного устройства  - это внутренняя структура государства, способ его территориального или  национально-территориального деления, характер взаимоотношений между  его частями (субъектами), а также  каждой из них с государством в  целом.

 Все государства по  формам своего устройства подразделяются  на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство это  такое государство, которое не имеет  внутри себя обособленных государственных  образований. Это единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами (области, округа, районы, департаменты). В таком государстве существует единая система высших органов и  единая система законодательства. Унитарными государствами являются, например, Франция, Япония, Бельгия.

Федеративное государство  состоит из обособленных государственных  образований, пользующихся определенной самостоятельностью (кроме суверенитета). Государство с федеративной формой устройства имеет наряду с высшими органами власти федерации и федеральным законодательством органы власти и законодательство субъектов федерации, а наряду с гражданством федерации – гражданство субъектов федерации. Федерациями являются, например, США, ФРГ.

 Россия является федерацией.

 Обязательным условием  любого федеративного государства  является верховенство федерального  законодательства над законодательством  субъектов федерации, а также  разграничение полномочий и предметов  ведения федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  федерации.

Конфедеративное государство  является сложным образованием, представляющим собой союз независимых (суверенных) государств. Конфедерация не имеет  единой территории, единого законодательства и гражданства.

 Конфедерацией является  Союз России и Белоруссии. Определенные  признаки конфедерации имеет  также Содружество Независимых  Государств (СНГ), в состав которых  входит и Россия.

Политический режим представляет собой совокупность приемов и  методов осуществления государственной  власти.

 Политические режимы  делятся на: демократические и антидемократические (последние – на авторитарные и тоталитарные).

Демократический режим (демократия) характеризуется многопартийностью, свободной прессой, независимым  правосудием, а также тем, что  единственным источником власти признается народ. В демократическом государстве  соблюдается конституционная законность. При этом гарантируются права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституции страны.

 Существует непосредственно  (прямая) демократия и представительная  демократия.

 Непосредственная демократия  означает прямое участие народа  в решении государственных дел  (например, путем референдума). Представительная  демократия - это участие народа  в государственных делах через  представительные, выборные органы  власти. В демократических государствах  также действует принцип разделения  властей (законодательная, исполнительная  и судебная власти).

Антидемократические (авторитарные и тоталитарные) режимы характеризуются  несоблюдением основных прав и свобод граждан, запретом легальной деятельности оппозиционных партий и движений. Для антидемократических государств характерно государственное регулирование  экономики, вмешательство государства  в общественную жизнь, преобладание государственной собственности. При  этом авторитарный режим характеризуется  централизацией власти в руках фактического диктатора, опирающегося на вооруженные  силы, а тоталитарный режим –  сверхцентрализацией власти, сопровождающейся репрессиями, запретом на свободное мышление, полной ликвидацией оппозиции и свободной прессы.

2.Соотношение государства и права

Государство и право тесно  связаны между собой. Государство придает своей воле общеобязательный характер, что обеспечивается путем возведения государственной воли в закон. Право является результатом правотворческой деятельности государства, благодаря чему правила поведения становятся общеобязательными, так как санкционированы государством. Именно государственная охрана и защита, меры государственного принуждения отличают право от других социальных норм. При этом с одной стороны, правовые нормы издаются государством, а с другой – само государство подчиняется праву. Последнее и дает основание говорить о правовом государстве.

2.1. Государство и гражданское общество

Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных  и независимых от государства  социальных институтов и отношений, с помощью которых человек  реализует свои интересы. Большую  роль в жизни общества играют такие  институты, как семья, церковь, организации  науки и культуры. Функционирование государственной власти и функционирование этих институтов гражданского общества взаимосвязаны, а зачастую и взаимозависимы. Государство оказывает свое воздействие на жизнь гражданского общества, опираясь именно на эти социальные институты. Соответственно и гражданское общество через свои общественные организации, политические партии, другие объединения воздействуют на государственную власть, выступая в роли опосредствующего звена между государством и отдельным человеком.

Информация о работе Понятия государства