Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2014 в 15:45, контрольная работа
В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введен Законами от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведенного в России 17 марта 1991г.
С принятием Конституции РФ в 1993 г. многие нормы, определяющие правовой статус Президента РФ, закреплены в ней.
Согласно Конституции РФ Президент является главой государства. Он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляя полномочия, взаимодействует с высшими органами государственной власти.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» |
Минский филиал |
Кафедра экономики
Контрольная работа
по дисциплине государственное и муниципальное управление
Тема: «Порядок отрешения Президента от должности»
Вариант 11
Студент Завистовский А. ___________ ________
(Ф.И.О., № группы, номер
зачетной книжки) (подпись) (
Руководитель ___________ ____
(Ф.И.О.) (подпись) (дата)
Зарегистрировано
на кафедре ______________________
(Ф.И.О.) (подпись) (дата)
Минск 2014
В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным голосованием, введен Законами от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведенного в России 17 марта 1991г.
С принятием Конституции РФ в 1993 г. многие нормы, определяющие правовой статус Президента РФ, закреплены в ней.
Согласно Конституции РФ Президент является главой государства. Он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляя полномочия, взаимодействует с высшими органами государственной власти.
Отрешение от должности — принудительный акт смещения Президента РФ с должности на основании обвинения его в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления. Отрешение от должности в этом смысле является мерой конституционной ответственности (конституционно-правовой санкцией), применяемой к главе государства. Основания отрешения главы государства от должности вызываются обстоятельствами, требующими отлаженного и надежного механизма обеспечения непрерывности президентского властвования.
Актуальность темы усиливается в виду конституционной реформы, связанной с увеличением продолжительности общей легислатуры Президента России.
Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, взятые в их системном единстве, складывающиеся в процессе реализации оснований отрешения Президента РФ от должности.
Предметом исследования являются нормы конституционного права, регулирующие основания и порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности.
Цель работы заключается в системном и развернутом анализе конституционных оснований отрешения Президента Российской Федерации от должности в их теоретической, нормативной и практической составляющих, определение их оптимальных параметров с учетом потребностей и перспектив развития института президента в России. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
1. Правовая база отрешения Президента Российской Федерации от должности
В соответствии с Конституцией РФ Президент наделен чрезвычайно широкими полномочиями. Влияние Президента на процессы, происходящие как в государственной, так и в общественной жизни страны очень велико. В то же время прямым основанием для отрешения Президента от должности согласно ныне действующей Конституции РФ выступает лишь обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Сравнивая Конституцию РФ 1993 года с предыдущей Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации – России ((принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года) (в редакции 10 декабря 1992 года)), следует отметить факт закрепления большего числа оснований для отрешения Президента от должности в документе 1978 года. В их число входило нарушение Конституции, законов и присяги. В присяге Президента РФ Конституции 1993 года также предусмотрена клятва «соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». Однако это обязательство имеет чисто декларативный характер, так как никакой ответственности Президента за нарушение Конституции не предусмотрено. Кроме того, в рамках предыдущего Основного Закона предусматривалась и такая мера конституционной ответственности, как «автоматическая» утрата Президентом полномочий в случае роспуска или даже приостановления им деятельности законно избранных органов власти.
Итак, «отрешение Президента РФ – это мера конституционно-правовой ответственности главы государства за тяжкое преступление, реализуемое в форме принудительного отстранения лица, избранного Президентом РФ, от высокой должности и применяемая к нему компонентными органами государственной власти в надлежащем процессуально-правовом порядке с целью защиты конституционных ценностей».
Президент РФ в соответствии со статьей 93 Конституции РФ может быть отрешен от должности только на основании выдвинутого обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления. Отрешение Президента от должности является конституционно-правовым институтом и его следует отличать, с одной стороны, от политической, а с другой от уголовно-правовой ответственности.
Довольно часто встречается ошибочное представление о том, что отрешение Президента РФ от должности является институтом политической ответственности Президента РФ перед парламентом. «Конституция РФ связывает отрешение Президента РФ от должности с необходимостью привлечения его к ответственности за тяжкое преступление. Ответственность же Президента РФ за совершение тяжкого преступления является юридической (основанием юридической ответственности является правонарушение), а не политической, как, например, у Правительства РФ перед Парламентом РФ. Политическая ответственность главы государства встречается чрезвычайно редко и не играет серьезного значения в свете отношений ветвей власти».
Согласно конституционной модели разделения властей Президент РФ в соответствующей процедурной форме отстраняется от должности исключительно за уголовно-наказуемое деяние (точнее, за государственную измену или иное тяжкое преступление), а не по чисто политическим мотивам. Никакие политические мотивы не могут быть основанием для применения данной меры ответственности. А особые процедурные отрешения Президента РФ от должности как раз направлены на то, что бы данный конституционно-правовой вопрос не перерос в политический.
С другой стороны, хотя правовым основанием отрешения Президента РФ от должности является предусмотренный Уголовным Кодексом РФ конкретный состав преступления, тем не менее, данная мера резко отличается от уголовно-правовой ответственности. Дело в том, что смысл указанной меры ответственности отличны от тех целей, которые преследует уголовное законодательство. Отрешение Президента РФ от должности имеет, подчеркнуто конституционно-правовой характер: его правовой смысл заключается в том, что бы защитить ценности Конституции РФ путем лишения о высокой должности виновного (точнее, подозреваемого) в тяжком преступлении лица, избранного Президентом РФ, и отстранение такого лица от осуществления функций государственной власти. А через соответствующие законодательные нормы данная конституционная мера является правовой гарантией против злоупотребления властью и нарушением Президентом РФ конституционных порядков. Этим и ограничивается репрессивное правовосстановительное содержание данной меры ответственности. А тот факт, что такая мера направлена на личность Президента РФ, объясняется особенностью статуса Президента РФ, как единоличного конституционного органа власти.
Президент РФ вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который был избран. О сроке полномочий нам гласит часть 1, статьи 81 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».
Согласно статье 91 Конституции РФ, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это иммунитет главы государства от юрисдикции, означающий невозможность по действующему российскому законодательству привлечь Президента к юридической ответственности. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля, подвергнуть иным мерам принудительного воздействия. Любое ограничение его свободы и действий до отрешения от должности в установленном порядке является неконституционным. Иммунитет Президента РФ по действующему законодательству не исключает возможности предъявления к нему гражданско-правового иска.
Режим неприкосновенности распространяется не только на действующего главу государства, но и на Президента, прекратившего исполнение полномочий.
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 года "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" прекративший исполнение своих полномочий Президент РФ обладает неприкосновенностью: он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий главы государства. Неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Генеральный прокурор в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента РФ направляет представление в Государственную Думу. Принятое Государственной Думой постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента с представлением Генерального прокурора направляется в трехдневный срок в Совет Федерации, который в трехмесячный срок рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности прекратившего исполнение своих полномочий Президента с учетом представления Генерального прокурора, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. Отказ Государственной Думы дать согласие на лишение неприкосновенности бывшего Президента, а равно решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу, и влечет за собой прекращение такого дела.
И лишь только на Президента отрешенного от должности нормы вышеуказанного закона не распространяются. В случае отрешения от должности «статус неприкосновенности» аннулируется автоматически. После отрешения от должности Президент РФ, в случае совершения преступления, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин.
2.
Основания отрешения
Для начала хотелось бы рассмотреть все основания прекращения Президентом РФ своих должностных полномочий. В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ. В части 2, статьи 92 Конституции РФ, посвященной этим вопросам, говорится: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения его от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий». Большое значение имеет и следующая, третья часть статьи 92: «Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу Российской Федерации, назначать референдум, а так же вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации».
Отставка Президента Российской Федерации - это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства РФ на себя выполнение обязанностей Президента РФ имеют уже бесповоротный для Президента РФ характер. Иначе говоря, Президент РФ не может потом объявить, что он «передумал» и отозвать свое заявление об отставке.
Возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя Правительства РФ исполнение обязанностей Президента РФ при отставке последнего автоматически или же Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений на этот счет было бы полезным толкование статьи 92 Конституции РФ со стороны Конституционного Суда РФ.
Начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом РФ об отставке. С объявления момента Председатель Правительства РФ считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента РФ. В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел. Но не более того.
Информация о работе Порядок отрешения Президента от должности